Очередное обострение польско-украинских отношений на исторической почве вызвано жёсткой привязкой идеологии обеих государств к образу жертвенности как необходимого условия для выстраивания внешнеполитических отношений со своими соседями. Жертвенность искусственно подпитывается, а иногда изобретается, чтобы заранее поставить соседа в менее выгодное с моральной точки зрения положение.
Киев выступает категорически против поправок к закону о деятельности польского Института национальной памяти (ПИНП), предусматривающих наказание за пропаганду тоталитарных идеологий, в т.ч.идеологии украинского национализма (1). Варшава – категорически против усиления антипольских веяний в идеологии украинской государственности.
Украина и Польша одновременно вошли в период акцентированного подхода к историческим вопросам, и это не могло не вызвать напряжения. Польша, в стремлении к лидерству в Восточной Европе, обращает особое внимание на свою внешнюю репутацию и старается минимизировать имиджевые потери, в т.ч., историко-ретроспективного характера.
Отсюда бурная полемика между Польшей и Израилем по вопросу соучастия/неучастия поляков в холокосте на территории оккупированной Польши (2). Израильская сторона настаивает на частичной ответственности Польши за еврейские смерти, Варшава отметает эти обвинения.
По схожей траектории развивается полемика между Варшавой и Киевом за тем исключением, что у Киева слишком мало крепких исторических доводов, которые бы могли послужить опровержению утверждений польской стороны о виновности украинских националистов в уничтожении польского населения.
Вице-премьер Украины Павел Розенко выразил опасения, что новый закон породит механизм привлечения украинских граждан в Польше к юридической ответственности за высказанное вслух положительное мнение об украинском национализме и его идеологах (3).
Развитие этого механизма и доработка его юридической составляющей может привести в будущем к ответственности Украины как государства за преступления ОУН-УПА против поляков в 1930-1950-х гг. (4). Это повлечёт за собой имущественные иски и требование возмещения морального и иного ущерба со стороны пострадавших.
Диспуты вокруг поправок в закон о деятельности ПИНП ведутся на фоне очередной годовщины уничтожения 28 февраля 1944 г.польской деревни Гута Пеняцкая (сейчас Львовская обл. Украины) боевиками УПА и украинской дивизии СС «Галичина». Президент Польши назвал трагедию в Гуте Пеняцкой геноцидом, указал на польскость как причину гибели ок. 1 тыс.жителей деревни (5).
Польский президент прав: украинские националисты уничтожали поляков из-за их национальности. Утверждения официальной польской историографии о том, будто в сталинский период поляков тоже преследовали из-за их национальности – не более чем политическая мифология. Принадлежность к идеологическому лагерю значила в СССР в ту пору больше, чем принадлежность к какой-то национальности.
Зато расово-этнические корни имели ключевое значение в «животноводческой» идеологии украинского национализма. Принадлежность к польскому народу была для ОУН-УПА достаточным основанием для умерщвления жителей Гуты Пеняцкой.
Сейчас Киев перешёл в идеологическое наступление. Украинский Институт национальной памяти заявил: из 323 польских мест памяти на Украине 166 обустроены без соответствующих разрешений, т.е.нелегально. В Польше имеется всего 76 украинских мест памяти. Это заявление было реакцией на слова польской стороны о необходимости ликвидации нелегальных памятников ОУН-УПА в приграничных польских воеводствах.
Польско-украинский спор не имеет решения, приемлемого для обеих сторон. Поставленная во главу угла обеими странами жертвенность требует компенсации в виде признания соседями исторической правоты её носителей. Жертва не может быть палачом, а Польша и Украина обе претендуют на звание жертвы.
Признание Киевом исторической правоты Польши означало бы неправомочность нахождения в составе Украины областей, входивших ранее в состав Речи Посполитой. Признание Варшавой правоты Украины означало бы оправдание преступлений украинских националистов против польского населения и признание украинского национализма приемлемой идеологией.
Исторический спор Польши и Украины не имеет завершения. На этом споре правящие партии в обеих странах делают себе неплохие рейтинги. Варшава и Киев постараются договориться так, чтобы предстать перед собственными гражданами победителями в этом споре. С тем, чтобы через время вновь его начать.
4) http://natemat.pl/230081,ustawa-o-ipn-wolyn-upa-ukraina-chce-by-ustawa-o-ipn-zostala-zmieniona
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs