Тони Кевин
Австралийский независимый эксперт, бывший дипломат Тони Кевин выступил в Музее современной истории России с лекцией: «Текущие перспективы улучшения отношений Востока и Запада: анализ бывшего западного дипломата". Его лекция, как и его недавно вышедшая книга «Возвращение в Москву» (англ. название – «Return to Moscow»), не была научной, а скорее имела характер автобиографичного рассказа.
Мероприятие прошло в рамках цикла лекций «Контуры нового миропорядка», организаторами которого выступают Российский совет по международным делам (РСМД) и Музей современной истории России.
Тони Кевин имеет богатый опыт на дипломатической службе. Местом его первого официального назначения в качестве младшего дипломата стала Москва, где он прослужил с 1969 по 1971 годы. В то время, по словам Тони Кевина, австралийское посольство не стремилось развивать отношения с Россией в области политики, торговли или культуры. «Находясь на территории «врага», представители дипкорпуса лишь настороженно созерцали «брежневскую Москву» и обменивались «кремлевскими» слухами с коллегами из других посольств западного лагеря», – рассказал бывший австралийский дипломат. Затем Тони Кевин начал стремительно двигаться вверх по карьерной лестнице. С 1973 по 1975 годы он представлял Австралию в первом Комитете Совета Объединенных Наций по международной безопасности и разоружению в Нью-Йорке, а с 1985 по 1990 годы возглавлял направление политического планирования в австралийском Департаменте международных отношений. В период правления австралийских премьер-министров Малкольма Фрейзера и Роберта Хоука он работал в международном подразделении Департамента премьер-министра. Пик его дипломатической карьеры пришелся на 90-е годы: c 1991 – 1994 он занимал должность Посла Австралии в Польше, а с 1994 – 1997 – Посла Австралии в Камбодже.
По словам Тони, в течение всей его 30-летней дипломатической карьеры, он был лоялен политической линии австралийского правительства. Однако после выхода на пенсию в 1998 году в возрасте 55 лет, он переквалифицировался в независимого аналитика, который пытается смотреть на мировую политику объективным взглядом, а не госслужащего. Интересно, что у бывшего австралийского дипломата полностью поменялся взгляд на Россию. По его личной инициативе, он начал анализировать российскую внешнюю политику, изучая альтернативные западным источники информации – сайт МИД РФ, «Russia Today» и т.д. Сегодня его волнует напряжение в отношениях между Москвой и Вашингтоном, а также опасные русофобские настроения, которые наблюдаются во многих западных странах.
В рамках мероприятия Тони Кевин дал интервью журналу «Международная жизнь», в котором он рассказал о том, сохраняет ли актуальность в условиях глобализации деление мира на «Запад» и «Восток», в чем он не согласен с политикой англосаксов, должен ли мир быть многополярным и многое другое.
Международная жизнь: Уважаемый Тони Кевин, в разгар холодной войны (с 1969 по 1971 годы) Вы находились в Москве на дипслужбе. На Ваш взгляд очевидца событий тех лет, корректно ли сегодня говорить о возобновлении холодной войны между Москвой и Вашингтоном?
Тони Кевин: Только в некотором смысле этот тезис корректен. Безусловно, давление Запада на Россию, а также информационная война, которую он развернул – это все элементы холодной войны. Кроме того, существует и военное давление на Россию, гораздо более сильное, чем во второй половине XX века. Сегодня НАТО в связи со своим расширением на Восток подошло практически вплотную к российским границам и находится всего в нескольких милях от Санкт-Петербурга и Пскова. Усугубляют ситуацию и известные события на Украине. В некотором смысле положение России сегодня даже хуже, чем во времена холодной войны. Но есть и положительные моменты. Россия сегодня не проводит идеологическую кампанию и не пытается изменить мир. Все, чего она хочет – безопасные и стабильные международные отношения. Вместе с тем в Москве прекрасно понимают, что для того, чтобы жить в безопасном мире, необходимо быть сильным государством в военном, культурном, экономическом отношении. Как только Россия ослабит свои военно-стратегические позиции и потеряет веру в себя, Запад, не задумываясь, раздавит ее словно танк. Если проводить аналогию с карточной игрой, то у Кремля сегодня не так много козырей, однако он ведет более умную игру, чем его оппоненты. Российское руководство проявляет высокий профессионализм в своей работе. Путин, Лавров и Шойгу знают, как безопасно управлять «кораблем в шторм». Вообще, на мой взгляд, российское и китайское правительства на сегодняшний день проводят наиболее осторожную и сбалансированную политику в мире, а западная политическая элита весьма ослабла.
Международная жизнь: По какой причине западная элита утратила сильное стратегическое мышление?
Тони Кевин: Здесь можно назвать несколько причин. Во-первых, Запад, считая себя победителем в холодной войне, несколько расслабился. В частности, американская политическая элита уверена, что США – это некая эксклюзивная сила в мире, которая все определяет. Однако в системе международных отношений уже давно происходят фундаментальные изменения. Во-вторых, стало снижаться качество политических кадров в западных странах. Это касается не только США, где на недавних выборах президента у американцев был не такой большой выбор между Хилари Клинтон, продвигающей интересы больших корпораций, и непредсказуемым Дональдом Трампом. Также и в Австралии за последние 20 лет не было сильного политического руководства. Я думаю, от такого положения вещей страдает весь мир.
Международная жизнь: Определенным сигналом для начала холодной войны можно считать Фултонскую речь Черчилля в 1946 году. Тогда британский политик призвал Запад объединиться против СССР, который угрожал его гегемонии. Сегодня основным претендентом на роль новой сверхдержавы выступает Китай, который наращивает свой военный, экономический и культурный потенциал. Однако мы не видим подобных громких речей в отношении КНР, его откровенной «демонизации», санкций и т.д. Складывается впечатление, что для Запада главным конкурентом в борьбе за мировое господство остается Россия, которая вовсе не претендует на роль глобального лидера. Как Вы это прокомментируете?
Тони Кевин: Я думаю, это происходит по причине русофобии, которая появилась задолго известной Фултонской речи Черчилля. Боязнь России и русского народа живет в умах истеблишмента западных стран уже почти два столетия. Наполеон был повержен Россией, а не Европой, и об этом европейцы, особенно британцы (наиболее русофобски настроенные), очень хорошо помнят. В России видят силу, а значит и опасность. Надо сказать, что огромная территория и богатые природные ресурсы – не единственные компоненты мощи российского государства. Российские технологии, наука, культура очень высоко ценятся в мире. Вы упомянули Китай как один из конкурентов Запада и претендента на роль новой супердержавы. Да, с экономической точки зрения Пекин силен. Он, безусловно, наращивает и свои военные возможности. Однако, чтобы заиметь сопоставимый с российским ядерный потенциал, Китаю потребуются десятилетия. Надо помнить, что мир от тотальной войны сегодня спасает лишь система ядерного сдерживания. Я надеюсь, что баланс ядерного потенциала Москвы и Вашингтона будет сохраняться.
Международная жизнь: Как Вы считаете, не составляет ли опасную конкуренцию для России Китай?
Тони Кевин: Для России сегодня очень важно найти правильный баланс с Китаем. На мой взгляд, Владимир Путин и Си Цзиньпин ведут правильную политику в этом отношении. Во-первых, они не пытаются соревноваться друг с другом в военном плане. Во-вторых, Россия позволяет Китаю стать лидером в развитии инфраструктурных проектов в Евразии (проект «Один пояс, один путь»). В-третьих, Пекин не мешает Москве поддерживать стратегическое лидерство во всех постсоветских республиках Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и т.д.). Россия до сих пор остается наиболее важным стратегическим партнером для этих стран. В этой связи для Москвы и Пекина есть все условия для дальнейшего развития двусторонних отношений.
Международная жизнь: Лекция, с которой Вы приехали в Москву, называется «Перспективы улучшение отношений Востока и Запада». По каким критериям можно отнести то или иное государство к Западу или Востоку? Cохраняет ли актуальность такое деление в условиях глобализации?
Тони Кевин: Хороший вопрос. Я думаю, что такое деление для Запада остается актуальным. Несмотря на то, что Организации Варшавского договора уже давно не существует, НАТО никуда не исчезло. Сегодня в Альянсе, куда входят 29 государств, ежедневно повторяется один и тот же тезис: «Россия – это угроза, Россия может атаковать НАТО». Я идентифицирую страны Запада как государства, которые боятся Россию и проявляют к ней агрессию. Турция, похоже, покидает западный мир. Греция, я думаю, тоже скоро отделится от Запада в связи с ее тяжелым финансовым положением в ЕС и будет очень рада развивать отношения с Россией. Некоторые страны Центральной Европы (например, Словакия) симпатизируют России. Вероятно, и Япония скоро выйдет из западного лагеря. Сегодня японцы хотели бы двигаться в сторону большей независимыми в вопросах безопасности от американцев, так как опасаются непредсказуемой политики Трампа на Корейском полуострове. Ведь если там начнется война, то в первую очередь от нее пострадают Южная Корея и Япония. К сожалению, моя страна (Австралия) – лояльный союзник и «маленький друг» США. Австралийское правительство не ведет дебаты по вопросу баланса сил в мире, не стремится развивать в полной мере отношения со всеми странами и использовать свой потенциал средней державы, и это меня пугает.
Международная жизнь: Англосаксонский мир образует ядро западного лагеря. В него, как известно, входят США, Канада, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. По мнению многих экспертов, государства его образующие, проводят политику, согласованную с интересами США. Имеются ли противоречия и споры внутри «английского клуба»? Могут ли отдельные его члены (Лондон, Канберра или Оттава) оказывать влияние на политику Вашингтона?
Тони Кевин: Я думаю, что Канада хотела бы быть более независимой от США, и действующий канадский премьер-министр Джастин Трюдо как раз двигает страну в этом направлении. Новая Зеландия – достаточно независимая страна. Она отказала американцам в размещении в своих гаванях ядерного морского флота. Вместе с тем новозеландцы сотрудничают с США по линии разведки. Здесь стоит также упомянуть организацию «Пять глаз», созданную для взаимодействия в сфере обеспечения технической интероперабельности военно-морских сил англосаксонских стран. Надо сказать, что американское правительство не слишком много внимания уделяет отношениям с Канадой, Австралией и Новой Зеландией. Очевидно, Трампу не интересно, что там думают в Канберре, Оттаве или Веллингтоне. Однако он намного больше уделяет внимание Лондону. Британия – достаточно неординарное государство, имеющее ядерное оружие и постоянное членство в СБ ООН. На мой взгляд, Вашингтон и Лондон – главные генераторы русофобии. Вы не увидите ее столько в Париже, Бонне или Риме. Да, русофобия есть в скандинавских странах, но главный импульс все же идет из США и Соединенного Королевства.
Международная жизнь: Какое место должна занимать Россия в системе международных отношений? Должен ли мир быть многополярным?
Тони Кевин: Я верю в мультиполярный мир. Это наиболее безопасная парадигма для системы международных отношений. Я считаю, что мы должны вернуться к Венскому конгрессу 1814 года, когда после наполеоновских войн все заинтересованные стороны сели за стол переговоров и решили каким правилам необходимо следовать, чтобы больше не воевать друг с другом. В результате был достигнут впечатляющий результат – Европа почти столетие не знала серьезных войн. Конечно, были войны на других территориях (Крымская война, некоторые колониальные войны), но в Европе войны не было с 1814 по 1914 годы. В этом смысле мне импонирует философия Сергея Лаврова, который говорит, что участники международных отношений должны вернуться к уважению суверенитета друг друга и договориться о правилах поведения на международной арене. Между прочим, эти правила прописаны в Уставе ООН. Проблема заключается в том, что мой народ (англосаксы) устанавливают и изменяют правила игры как хотят. Известные события в Югославии, Ираке, Ливии тому яркое подтверждение. Те же нарушения происходят и в Сирии, где американцы разместили свой контингент войск без разрешения сирийского правительства. То есть они нарушают правила все время. И когда Путин с Лавровым говорят, что хотят соблюдать правила международного порядка, то я верю им. Когда Буш, Обама или Трамп говорят это, я им не верю.
Международная жизнь: Как много людей в австралийском парламенте думают также, как и Вы?
Тони Кевин: Практически никто. Если они будут так думать, то их карьера быстро завершится. Все, что я могу сделать – это пытаться поддерживать диалог с простыми людьми через социальные медиа – мой веб-сайт или мою страницу на «Facebook». В США незначительное число людей сопротивляется пропаганде, но я буду продолжать делать свое дело. Вместе с тем год от года все труднее бороться с американской паранойей относительно «российской угрозы».Мои бывшие коллеги, с которыми я работал в правительстве, относятся ко мне уважительно. Но имею ли я какое-то влияние на политику? Я не знаю. Существует большая опасность для свободы слова и дискурса. Мы рискуем оказаться в ситуации, которая описана в романе Джорджа Оруэлла «1984»: «Большой брат следит за тобой».
Международная жизнь: При каких обстоятельствах могут быть улучшены отношения России и Запада?
Тони Кевин: Отношения могут быть улучшены через дипломатию второго трека. Люди, которые официально не представляют интересы своей страны, но которые очень хорошо осведомлены в текущем положении вещей (ученые, эксперты или бывшие дипломаты), собираясь вместе, могут предложить нестандартные, а главное, действенные решения той или иной международной проблемы. Профессиональные дипломаты не свободны в своих действиях – они должны придерживаться той политики, которую им диктует их правительство. Даже у Трампа нет сегодня полного контроля над американской политикой, он был «связан по рукам» военным истеблишментом, который указывает ему, что делать. Провокационные речи – это его единственное оружие. В этих условиях, единственный способ воздействовать на политику – это долгое терпение и дипломатия второго трека. Есть множество примеров успешной работы такой дипломатии. В 1980-х годах она работала очень продуктивно. Например, в ядерной сфере велась дискуссия о том, чтобы сделать мир более безопасным посредством того, чтобы отделить ядерное оружие, от конвенционального и многое другое. Мы должны развивать диалог, говорить в конструктивном ключе, выявлять проблемы и говорить о них откровенно.
Международная жизнь: Почему Вы решили написать книгу о России?
Тони Кевин: Одна из причин, почему я взялся за свою книгу «Return to Moscow» – это желание рассказать о моем пути от «маленького солдата» холодной войны до критически мыслящего исследователя. По окончанию своей дипломатической карьеры я постепенно начал уходить от своей зашоренности и начал изучать, что действительно происходит в мире без фильтра западной пропаганды. Мой опыт работы послом в Камбодже многому меня научил. Тогда я понял, что западный лагерь пытался диктовать малым государствам что делать, не уважал их суверенитет, не давал им возможности принимать собственные решения и, что не менее важно, совершать собственные ошибки. Моя книга – это попытка объяснить людям на Западе русскую точку зрения. Я объясняю, что Россия – это страна, которую мы должны попытаться понять, уважать и которую мы не должны бояться. Моя цель заключалась в том, чтобы повлиять на общественное мнение в Австралии, Европе и США. Всего было продано 2000 экземпляров моей книги. Сегодня я рад презентовать мою книгу в России. Многие мои друзья спрашивали, как я сумел понять русскую культуру, русскую самобытность? А я не знаю, как это произошло. Это просто пришло ко мне, словно озарение (смеется).
Международная жизнь: Тони, большое спасибо за интервью! Хочется верить, что Восток и Запад не скатятся до очередной холодной войны, а Ваша книга смягчит русофобские настроения в англосаксонских странах.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs