В последнее время американские эксперты уделяют повышенное внимание отношениям российских регионов с центральными властями. Спекулируя на социально-экономических проблемах различных субъектов Российской Федерации, заокеанские интеллектуалы продвигают тезис о необходимости децентрализации их отношений с Москвой.
Речь не просто о наделении регионов дополнительными автономными полномочиями, а о стремлении американцев расколоть Россию вдоль региональных швов.
Бывший сотрудник ЦРУ, ныне один из ведущих экспертов Джеймстаунского фонда (США) Пол Гобл называет регионализм национализмом будущей русской революции. Он призывает к замене национализма на регионализм и строительству различных региональных идентичностей внутри России - сибирской, новгородской, кёнигсбергской (1).
Гобл неоднократно высказывался в поддержку создания на территории России независимой Уральской республики, Сибирской республики, независимой Финно-Угрии, независимой Ингрии и т.д. В деле дестабилизации России будущее за регионалистскими проектами, уверен Гобл.
Джеймстаунский фонд – экспертно-аналитической центр, который постоянно держит в фокусе внимания национальный и региональный вопрос в России. Среди озвученных фондом идей – формирование некоей отдельной казачьей национальной идентичности у населения Кубани и Дона, поморской – у жителей Русского Севера, отдельной национальной идентичности сибирских татар и т.д.
Чем обусловлен перенос американским экспертными сообществом акцента с банального национализма на регионализм?
Во-первых, регионализм выглядит презентабельней грубого национализма. Национализм может быть отвергнут обществом из-за расовых теорий и иных оскорбительных практик, неизбежно вытекающих из националистической идеологии.
Во-вторых, именно регионализм наиболее полно содержит в себе социально-экономическую составляющую, столь чувствительную для России. Легче возбудить регионально-сепаратистские настроения в Сибири или Калининградской области под предлогом требований более сбалансированных экономических отношений с центром, чем упирать на националистический сепаратизм каждой национальности в отдельности.
В-третьих, региональный сепаратизм многонационален, его могут исповедовать жители региона вне зависимости от их национальности. Это придаёт региональному сепаратизму вид легитимности и соответствия демократическим нормам, позволяя отнести его к ненасильственным идеологиям и во всем заранее сделать виноватыми центральные власти.
В-четвёртых, региональный сепаратизм легче вплести в протестную деятельность радикальной прозападной оппозиции. Встроить туда оголтелый национализм гораздо сложнее из-за воинствующей риторики последнего.
В-пятых, поддерживая регионализм, можно обвинять в национал-шовинизме центральные власти. Пол Гобл так и делает. При этом республики Поволжья он объединяет под общим названием Идель-Урал, что отсылает нас к агрессивным фантазиям местных националистов времён Гражданской войны и попыткам Гитлера разыграть националистическую карту среди народов Поволжья (в составе вермахта действовал батальон «Идель-Урал») (2).
В-шестых, региональный сепаратизм нацелен на отрыв от государства целых регионов, а не только мест компактного проживания той или иной национальности. Например, русским Поволжья позволительно числится среди граждан независимого Идель-Урала.
Радио «Свобода» запустила целую серию тематических ресурсов, пропагандирующих региональный сепаратизм в России. Портал «Идель. Реалии» изображает жизнь финно-угорских республик в России как печальную и бесперспективную, где подавляется финно-угорская культура и хиреет экономика (3). Также запущены проекты «Донбасс. Реалии», «Крым. Реалии» и «Сибирь. Реалии». Хотя как раз от реалий выдаваемая ими информация далека.
Если культурно-языковой вопрос в республике остро не стоит (как в Татарстане или Башкирии, где коренное население в массе своей владеет родным языком) и спекулировать на нем не получается, радио «Свобода» запускает в информационный оборот другие провокационные темы – о существующих якобы политических ущемлениях регионов со стороны Москвы, урезании полномочий регионов и равнодушии центра к проблемам провинции.
Не только США пытаются вспоить в России региональный сепаратизм. Неоднократно сообщалось о «кёнигсбергизации» Калининграда на немецкие деньги и при помощи любителей «немецкой старины» в самом Калининграде (4,5,6); о желании Норвегии взрастить некую поморскую идентичность у населения Архангельской области.
В попытках сформировать в регионах оппозиционно настроенную прослойку из числа местных жителей польского происхождения, особенно, молодёжи, были замечены сотрудники польских дипломатических представительств (7).
2) http://windowoneurasia2.blogspot.ru/2017/10/peoples-of-idel-ural-come-together-to.html
3) https://www.idelreal.org/a/28394399.html
4) http://newsbalt.ru/reviews/2017/01/university-konigsberg-rich-nazi-past/
5) http://newsbalt.ru/news/2017/06/09/kaliningradskiy-minkult-profinansiroval-panegirik-koenigsbergu/
6) http://newsbalt.ru/analytics/2017/01/hannah-arendt-lies-and-russophobia/
7) http://newsbalt.ru/analytics/2016/08/poland-kuzbass-political-provocations/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs