Фото: vladtime.ru
В ИМЭМО РАН состоялся семинар, посвященный обсуждению условий, необходимых для восстановления отношений между Россией и НАТО. Главным фактором для разрядки, по мнению экспертов, станет выполнение Минских договоренностей. Наиболее многообещающим шагом в этой ситуации представляется зародившаяся в ИМЭМО РАН инициатива о миротворческой операции ООН.
Позицию европейских стран представил Тобиас Лоренцсон, начальник политического отдела в посольстве Швеции в РФ. По словам дипломата, для королевства, придерживающегося стратегии неприсоединения к военным альянсам, очень важно сохранение европейской системы безопасности: Хельсинский договор (заключительный акт) и Рижская хартия. Швеция строит свою позицию на принципе территориальной целостности и праве на самостоятельный внешнеполитический выбор. Санкции ЕС Тобиас Лоренцсон назвал проявлением защиты этой системы и принципов. Он утверждает, что Швеция стала воспринимать Россию как военную угрозу после событий 2014 года (присоединение Крыма, конфликт на востоке Украины). В результате в Швеции возросло число сторонников членства в НАТО, а также произошло увеличение расходов на оборону. Шведский дипломат заверил, что это не «русофобия», а реакция на вызов национальной безопасности.
Первым шагом на пути к военной разрядке, на его взгляд, может стать миссия ООН в Донбассе и передача ей контроля над границей между Украиной и Россией. Кроме того, он считает важным соблюдать Венский документ о мерах укрепления доверия и безопасности и Договор по открытому небу. Политической разрядке, по мнению Тобиаса Лоренцсона, будет способствовать прекращение негативных высказываний о Европе (о ее несамостоятельности), которые укрепляют негативное восприятие России. Во-вторых, продолжение диалога о взаимных интересах. В частности, дипломат отметил, что Швеция ценит сотрудничество с Россией в Арктическом регионе. Наконец, он призвал укреплять контакты между людьми с помощью туризма и студенческих обменов.
Российскую позицию представил Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН. Современная российская внутренняя и внешняя политика, по его оценкам, строится на отрицании того, что происходило, когда Россия пыталась интегрироваться в единое пространство Европы. Причиной этому, как утверждает эксперт, стало постепенное расширение НАТО на Восток после распада СССР, что в итоге привело к прямому столкновению альянса с Россией.
Существующий кризис не исчерпывается ситуацией на Украине. Украинский конфликт – это воплощение тех противоречий, которые накопились с момента распада СССР. Алексей Арбатов считает Украину жертвой двух процессов: экспансии НАТО и российского стремления ее остановить. После окончания холодной войны не было прямого соприкосновения России и НАТО. В условиях, когда обе стороны разделяли тысячи километров, они чувствовали себя в безопасности. Военное противостояние, как отмечает эксперт, возродилось после того, как территории России и НАТО начали соприкасаться (страны Прибалтики и Польша). Вокруг границ началось наращивание военного присутствия с начала со стороны России, а позже и со стороны НАТО. В прошлом году на Варшавском саммите было принято решение о переброске 4 батальонов вооруженных сил альянса в страны Прибалтики и в Польшу.
Алексей Арбатов заметил также косвенное столкновение НАТО и России: в Донбассе и Крыму, в Приднестровье, в Абхазии и Южной Осетии. «В Сирии впервые в истории российские и американские вооруженные силы открыто ведут боевые действия, не являясь союзниками», – добавил эксперт. В годы холодной войны США и СССР, напротив, скрывали свою поддержку разных сторон. Противоборство, по мнению Алексея Арбатова, нарастает и в Арктике. Наряду с этим он отметил разрушение мер доверия и режимов ограничения вооружений, таких как:
-
Договор (РСМД) о ликвидации ракет средней и малой дальности (в США обсуждается выход из РСМД),
-
Договор об обычных вооруженных силах в Европе (уже прекратил свое существование),
-
Венский документ о мерах укрепления доверия и безопасности (игнорируется в ряде случаев),
-
Договор по открытому небу (обе стороны начинают делать из него исключения, закрывая различные зоны).
Кроме вышеуказанных мер Алексей Арбатов предложил вспомнить Соглашение 1972 года о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, а также сократить масштаб воинских учений и не наращивать военное присутствие вблизи границ. Все это позволит не усугублять существующие противоречия.
Главным же фактором восстановления отношений остается Минский процесс. Российский эксперт считает его безальтернативным, однако признает, что он по-прежнему не действует. Украина и НАТО упрекают Россию в том, что не работают первое и второе положения (о прекращении огня и отведении вооружений от линии разграничения). Россия, в свою очередь, осуждает НАТО и Украину за бездействие в отношении остальных условий (включая местные выборы и конституционную реформу).
Алексей Арбатов заявил, что идея миротворческой операции ООН родилась в ИМЭМО и была выражена группой представителей института на встрече с американскими экспертами на Филиппинах в 2014 году. За основу был взят опыт миссии ООН 1974 года в Кипре (а не косовская модель). Цель инициативы, по словам академика: ввести международный миротворческий контингент на линию разграничения между Донбассом и остальной Украиной, чтобы гарантировать первые два пункта Минских договоренностей. В случае нарушений миротворцы должны не фиксировать их, а отвечать с применением доступного вооружения. При этом Алексей Арбатов подчеркнул, что ситуация, при которой миротворческий контингент будет на территории Луганска, Донбасса и на российско-украинской границе, неприемлема. Для России важны два условия: участие российских миротворцев в миссии ООН (что вызывает наибольшую критику стран НАТО) и передача границы под контроль наблюдателей ОБСЕ (сейчас контролируются только 2 пропускных пункта). Перемещение российских грузов и войск в этом случае будет ротацией части контингента ООН.
Сейчас, по мнению спикеров, идут беспрецедентные кампании: антизападная в России и антироссийская на Западе. Россия и НАТО не смогут убедить друг друга в своей правоте, обе стороны по-разному смотрят на одни и те же процессы и явления. В отличие от России западные страны недооценивают последствия расширения НАТО на Восток. Для Запада история противостояния началась 3 года назад с присоединения Крыма и войны в Донбассе. Однако во многом к нынешнему кризису привели как страх бывших советских республик перед российским вмешательством, так и опасение России оказаться в окружении баз и войск НАТО. Если представляющий позицию западных стран Тобиас Лоренцсон призвал сохранить существующую систему безопасности, то Алексей Арбатов высказался за строительство новой. Она, по его убеждению, должна обеспечить защиту соседям России на постсоветском пространстве и гарантии со стороны НАТО в непринятии в состав альянса бывших республик СССР.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs