Сегодня мировая политическая система находится в состоянии очередной трансформации. Начало 21 века можно охарактеризовать как переход он монополярного к многостороннему миру. После окончания «холодной войны» мы вновь оказались на пороге великого противостояния. В этих условиях американские политики, кажется, нашли универсальный ответ на вопрос: кто виноват? Конечно же, русские.
26 октября американская социальная сеть Twitter запретила телеканалу Russia Today (RT) и информационному агентству Sputnik размещать рекламную информацию на своём сайте. Такое «нелёгкое решение» руководство соцсети приняло по итогам расследований ЦРУ о российском вмешательстве в выборы в США. При этом Twitter во время предвыборной кампании в Соединённых штатах первым предложил организовать телеканалу RT крупную рекламную кампанию на внушительную сумму. От предложения социальной сети RT тогда отказался, ограничившись гораздо более скромными затратами. Но сейчас всё равно оказался в центре большого разбирательства.
В начале ноября в Совете Федерации в ситуации подробно разбиралась Рабочая группа по мониторингу внешней деятельности, направленной на вмешательство во внутренние дела РФ, Временной комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации. Руководитель Рабочей группы Олег Морозов в отношении происходящего считает очевидным грубое нарушение американской конституции, которая запрещает вмешиваться в деятельность свободной прессы. «На лицо неприкрытое давление институтов власти и спецслужб США на частный бизнес с целью существенно ограничить возможность российских СМИ работать в стране, - сказал парламентарий. - Характерно, что ограничения носят выборочный характер, распространяются исключительно на российские масс-медиа. И это касается не каких-то отдельных рекламных акций наших компаний, а всего контента в целом».
Главный редактор телеканала RT и МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоньян подчеркнула, что конкретных претензий ни к телеканалу, ни к агентству Sputnik предъявить нельзя. «Ничего, хоть немного приближающемуся к нарушению правил, мы не делаем. Более того, Twitter обвиняет сейчас нас в том, что инициировал он сам», - заметила российский журналист, представив презентацию, которую сделал Twitter для Russia Today, показывающую возможную выгоду в рекламных целях от использования своей соцсети в период предвыборной кампании в США. Маргарита Симоньян отметила, что за время предвыборной кампании в США на рекламу в Twitter телеканалом RT было потрачено 275 тысяч долларов. «Говорить, что это повлияло на ход предвыборной кампании, где было потрачено несколько миллиардов долларов со стороны кандидатов — это смешно, - уверена главный редактор RT, - Мы здесь жертвы внутриполитической «разборки» в США».
Как отметила директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова: «Всё, в чём обвиняется наша страна и её представители, весь этот арсенал, в отношении которого нет никаких доказательств, активно используется самими Соединёнными Штатами как раз в отношении нашей страны. Если говорить о вмешательстве США во внутренние дела России, то нам понадобится публикация многотомных докладов, - уверена Мария Захарова. - Мы становимся свидетелями, как, казалось бы, ответственные члены международного сообщества позволяют себе перекладывать ответственность за собственные провалы и некомпетентность на другие страны». Представитель МИД России подчеркнула, что Россию долго учили уважать демократические выборы. «Но оказалось, что волеизъявление народа в самих США не пользуется уважением. Их стараются поставить под сомнение, просто списав победу кандидата на мифическое вмешательство или влияние заокеанской стороны», - заметила российский дипломат.
В этой связи Мария Захарова вспомнила рекламную кампанию американского подразделения Russia Today: «Застрял в пробке? Вали всё на нас». Она отметила, что теперь это происходит в масштабах целого государства. «Эта игра в жертву позволяет не только вести ожесточённые баталии во внутриполитическом пространстве США, но и является очень удобным инструментом прикрытия, чтобы вмешиваться в дела других стран, в первую очередь, во внутренние дела России», - прокомментировала ситуацию глава подразделения МИД России.
Мария Захарова подчеркнула, что многие инструменты влияния США противоречат международному праву и призваны изменить внутриполитическую ситуацию в нашей стране. «Мы становимся свидетелями уникальной ситуации, США никогда ещё не действовали так открыто: за каждым шагом в отношении нашей страны действует заявление, что это должно служить сигналом российскому обществу, чтоб оно задумалось на тему внутренней политики в стране. Правительство США не стесняется и размещает публикации в солидных издательствах; под видом журналистских расследований публикуется не только пропаганда, но и откровенная дезинформация», - подчеркнула Захарова. Она заметила, что США активно создают образ России как врага. Идёт многоуровневая демонизация России.
Мария Захарова подробно описала попытки США по вмешательству во внутренние дела России. Это касается и законов, не дающих прямых ссылок на нашу страну как, например, подписанный в декабре 2014 года Закон «О поддержке свободы Украины», который создал правовую базу для вмешательства во внутренние дела нашей страны. Согласно американскому постановлению, госсекретарю США предписывается напрямую и через неправительственные и международные организации способствовать улучшению демократического управления в России, укреплению демократических институтов, расширению доступа российского населения к независимым СМИ, материалам активистов и журналистов гражданского общества. Таким образом, США официально признали, что используют в этих целях неправительственные организации: в 2016-2018 годах на это выделены бюджетные средства в размере 20 миллионов долларов ежегодно.
Другим примером попыток вмешательства США во внутренние дела России, по мнению Марии Захаровой, может служить выступление в Сенате действующего посла США в России Джона Хантсмана, который пообещал, что будет противодействовать российской пропаганде, стремиться к прямому общению с обычными людьми и лидерами гражданского общества, чтобы транслировать американские ценности в России. В обязанности американского посла также входит разъяснять, что у Вашингтона разногласия не с народом России, а с Кремлём.
Мария Захарова напомнила о попытках давления на нашу страну в различных областях, включая спортивные мероприятия. «Давление на российские СМИ тоже следует рассматривать в этом контексте. США приравняли Russia Today к иностранному агенту, сравнив его с другими иностранными организациями, которые распространяют иностранный информационный контент на территории США, - сообщила дипломат. - Но RT не транслирует иностранный, а производит оригинальный контент в США». Мария Захарова уверена, что истинная подоплёка действий США — прекратить подачу альтернативной информации на территории Соединённых штатов.
Руководитель Рабочей группы Олег Морозов также уверен, что за решением США скрывается чисто политический подтекст. По его мнению, данный шаг являет собой очередной аспект санкционного давления на Россию, который «мы вправе рассматривать, как попытку повлиять на нашу внутреннюю и внешнюю политику». Если раньше в информационном пространстве США могли считаться безоговорочным лидером и продвигать свои интересы, то сложившиеся на сегодняшний день реалии таковы, что информацию удержать невозможно, возникает жёсткая конкуренция. Как отметил российский парламентарий, к такой конкуренции США не были готовы.
«Работа телеканала Russia Today свидетельствует о всё большей востребованности этого информационного ресурса на Западе, - отметил он. - Поэтому они и прибегают к запретам и ограничениям». Олег Морозов подчеркнул, что санкционная тропа — «это не наш выбор», но действия американцев без ответа не останутся. «Каждый шаг административного и политического давления на наши СМИ будет встречать зеркальный ответ с российской стороны, - подытожил он. - Ответные решения будут чувствительными для российского подразделения Twitter».
В качестве ответа на действия социальной сети парламентарии порекомендовали российским компаниям отказаться от сотрудничества с Twitter в области рекламы. «Речь идёт о десятках компаний, которые взаимодействуют с Twitter на рекламном рынке в России. Это и компании с государственным участием, и частные компании», - заявил Олег Морозов по итогам заседания. Говоря о возможном масштабе ущерба, парламентарий отметил, что цифра может измеряться миллионами долларов. При этом он сказал, что Россия вынуждена отвечать на действия своих оппонентов, которые «привыкли жить в другом мире, где они могут доминировать и не встречать противодействия».
Принятые решения Рабочей группы носят рекомендательный характер и будут использованы в работе очередного заседания Временной комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs