В 2015 году пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай), а также Германия с одной стороны и Иран - с другой достигли исторического соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций в отношении Тегерана[1]. Однако в последнее время администрация президента США, да и лично сам Дональд Трамп, все чаще заявляет о возможном выходе США из соглашения. В частности, по сообщению «РИА Новости», на заседании ГА ООН Трамп назвал Иран "страной-изгоем", а ядерное соглашение с Тегераном — "позором для США"[2]. Со своей стороны, Москва сильно обеспокоена резкой позицией Вашингтона в отношении Ирана и стремится сохранить достигнутые столь большим трудом договоренности.
В Совете Федерации (СФ) состоялось заседание Комитета по международным делам, на котором один из вопросов, поставленных на повестку, был посвящен проекту обращения СФ к парламентам США, КНР, ФРГ, Франции, Великобритании и Европейскому парламенту в связи с возникшей угрозой прекращения участия американской стороны в соглашении по иранской ядерной программе. В качестве докладчика выступил председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
По его словам, Комитет неоднократно рассматривал вопрос о подготовке соглашения по ядерной программе Ирана, затем следил за его реализацией и впоследствии констатировал, что документ совершенно точно адекватен проблеме, которой он посвящен, составлен в интересах всех договаривающихся сторон, но, что особенно важно, безукоризненно соблюдается Ираном, что подтверждалось МАГАТЭ и многими другими проверочными инстанциями. «Данное соглашение, по глубокому убеждению российской стороны, состоялось, оно эффективно и действенно, что позволяет снять с повестки дня иранскую ядерную проблему», – отметил Косачев.
Тем не менее, в американском конгрессе и в администрации президента США сохраняют свои позиции противники этой договоренности. По словам Косачева, риск выхода американской стороны из соглашения не просто существует, но очевидно увеличивается, а последствия могут быть непредсказуемые. «На мой взгляд, последствия наиболее очевидно относятся к возможным ответным действиям Ирана, но в этой ситуации есть и несколько иных плоскостей. Мы совершенно точно можем предполагать, как на такие действия США может среагировать КНДР, которую сейчас все мировое сообщество пытается убедить пойти по пути восстановления сотрудничества с МАГАТЭ и возврата к договору о нераспространении ядерного оружия», – заявил председатель Комитета Совета Федерации по международным делам.
Косачев отметил, что в рамках только что завершившейся в Санкт-Петербурге Ассамблеи межпарламентского союза у российской стороны были многочисленные контакты с делегациями очень многих стран по этому вопросу, и ни одна из них явно не проявила ярко выраженной поддержки США, одобрения их намерений и действий. Наоборот, по словам сенатора, общим лейтмотивом была крайняя обеспокоенность, что события могут развиваться по негативному сценарию. Это касается партнеров из Китая, Франции, Великобритании и Германии.
«Я убедился в том, что обеспокоенность общая и что все понимают, что время критично и здесь нужно использовать все возможности, в том числе, и усилия парламентской дипломатии с тем, чтобы постараться удержать администрацию президента Трампа от крайних решений и шагов», – сказал Косачев. В этой связи, российская сторона договорилась со своими партнерами о том, что соответствующая активность будет проявлена на двустороннем уровне по линии всех без исключения упомянутых парламентов. Именно поэтому Комитет по международным делам предложил Совету Федерации принять специальное обращение, которое в первую очередь адресовано конгрессу США.
Вместе с тем Константин Косачев признал, что сейчас межпарламентские связи России и США фактически заморожены, и нет уверенности, что обращение будет услышано, так как предыдущие обращения в конгресс США и другие профильные комитеты оставались без ответа. В этом Косачев усматривает не силу, а слабость американских коллег, которые раз за разом уклоняются от обсуждения острых и проблемных вопросов двусторонних отношений.
Завершая встречу, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам отметил: «Мы рассчитываем на то, что наши коллеги из других национальных парламентов также активизируют свою собственную работу с конгрессом США, в целях сохранения и укрепления того режима сотрудничества, который прописан в совместном всеобъемлющем плане действий».
[1] Соглашения по иранской ядерной программе предполагает отказ Ирана от разработки ядерного оружия, ограничение обогащения урана и допуск инспекторов МАГАТЭ к его ядерным объектам. В свою очередь «Шестерка» обязалась снять санкции Евросоюза сразу после того, как МАГАТЭ подтвердит соблюдение Ираном условий соглашения.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs