Фото: Е. Педанов
На встрече с Сергеем Лавровым глава МИД Сьерра-Леоне Самура Камара отметил вклад России в борьбу с эпидемией Эболы в Африке и призвал к расширению инвестиционного сотрудничества. Кроме того, он сообщил, что в рамках ООН две страны намерены работать над совместной резолюцией и проводить консультации для согласования общей позиции.
В Доме Приемов Министерства иностранных дел прошла встреча глав МИД России и Сьерра-Леоне. Сергей Лавров и Самура Камара подписали Меморандум о взаимопонимании по консультациям между двумя внешнеполитическими ведомствами, договорились ускорить согласование межправительственных соглашений по борьбе с наркотрафиком, а также содействовать деловым контактам. Россия предоставляет помощь Сьерра-Леоне в борьбе против эпидемии вируса Эбола, которая разразилась также в соседних странах: Гвинее и Либерии. Самура Камара отметил, что российское финансирование помогает Сьерра-Леоне построить систему здравоохранения и повысить квалификацию врачей и качество медицинского оборудования. По словам африканского министра, в стране «свирепствуют» более 10 вирусов, среди которых также холера и малярия. Самура Камара поблагодарил Россию за помощь в укреплении системы образования и военно-технического комплекса. «Сьерра-Леоне понимает, что России необходимо укреплять свои позиции, и надеется, что сможет привлечь значительное число российских инвесторов», – подчеркнул сьерралеонский министр иностранных дел. Он назвал инвестиционное сотрудничество главной целью своего визита. По его мнению, после укрепления этой сферы двусторонних отношений страны смогут перейти на следующий «многосторонний» уровень, где Россию и Сьерра-Леоне объединяют общие глобальные вызовы.
Среди этих вызовов ключевым Сергей Лавров назвал реформирование Совета Безопасности (СБ) ООН. Россия неоднократно выступала за более широкое представительство развивающихся стран в СБ ООН для более сбалансированной расстановки сил. Сейчас Сьерра-Леоне председательствует в «Комитете десяти» Африканского союза, который сформирован, чтобы продвигать позиции стран Африки на переговорах о реформе СБ ООН. Необходимость пересмотра устройства организации Самура Камара объяснил значительным ростом организации с момента своего создания и новыми задачами, которые стоят перед ней сегодня. Он заявил, что африканские страны имеют право на представительство в Совете Безопасности ООН, отметив также дисбаланс в составе нынешних участников Совбеза. «Мы будет вместе работать над резолюцией, проводить консультации в Женеве и Нью-Йорке для того, чтобы Россия и Сьерра-Леоне говорили в ООН одним голосом», – заключил африканский министр.
После выступлений министры ответили на вопросы журналистов.
«Международная жизнь»: Как вы оцениваете взаимодействие африканских стран в ходе урегулирования политического кризиса в Гамбии и Гвинее-Бисау? Какую роль в этом процессе играет Сьерра-Леоне?
Самура Камара: Гамбия и Гвинея-Бисау – это страны, где разразился политический кризис. Решения по этим проблемам должны быть приняты на уровне ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки) под председательством президента Либерии. Им был создан комитет с тем, чтобы осуществлять посредничество для урегулирования политического кризиса как в Гамбии, так и в Гвинее-Бисау. В Гамбии необходимо установить демократию. После выборов были объявлены результаты, президент их принял, и все были довольны. Но через некоторое время Яйя Джамме сказал, что он не признает результаты выборов, и призвал их пересмотреть. Страны, входящие в ЭКОВАС, были этим обеспокоены и недовольны. После того как им не удалось убедить Яйя Джамме отказаться от своего заявления, они согласовали и предприняли военное вмешательство, чтобы обеспечить плавный переход власти. После интервенции ситуация остается мирной. Бывший президент получил земельный участок, чтобы заниматься земледелием. ЭКОВАС посоветовали новому президенту действовать рационально и обеспечивать мир и безопасность в Гамбии.
Что касается Гвинее-Бисау, там существует проблема с лидерством. «Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде» (ПАИГК), являясь партией большинства, по конституции должна была выбирать премьер-министра. К сожалению, президент решил назначить его сам. В ходе разбирательства ПАИГК изгнала из своего состава 15 членов и тем самым потеряла большинство в парламенте. Из-за этого партия лишилась и права определять премьер-министра. После инцидента на протяжении многих лет ни президент, ни правительство, ни премьер-министр, ни разу не прослужили полный срок своих полномочий. В обязанность премьер-министра входит подготовка экономического плана на рассмотрение парламенту. Если предложенный план не одобряется, премьер-министр автоматически теряет свой пост. Ни один премьер-министр не проработал до конца срока, потому что ни один план не был одобрен. У нас есть программа, которая требует огромного количества ресурсов и будет обсуждаться в Женеве. На последней встрече в ЭКОВАС президенту выдвинули ультиматум, согласно которому он должен содействовать консенсусу и появлению премьер-министра, который бы соответствовал интересам всех политических партий. Ситуация непростая, в обществе поднимаются протесты, и стране очень сложно продвигаться вперед. Мы надеемся, что в последние месяцы будет господствовать рациональность. Сьерра-Леоне будет участвовать в обеих группах посредников при решении этих конфликтов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs