ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Будущее Азии будут определять Китай и Индия

15:49 01.06.2017 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Будущее Азии будет определяться двумя странами – Индией и Китаем. Будущее Азии – это конкуренция либо соучастие Пекина и Нью-Дели во всем: в политике, идеологии, экономической модели, культуре, мягкой силе и т.д.

Эксперты прогнозируют, что к 2022 г. Индия сравняется по численности населения с Китаем, а к 2050 г. вырвется далеко вперёд (1). Условно Азия будет разделена между Индией м Китаем, и каждый способен предложить ей свой набор оригинальных ценностей – религиозных, философских, этических.

Конфуцианство, на протяжении более двух тысячелетий определяющее духовно-нравственный облик китайской цивилизации, является предметом пристального внимания мирового интеллектуального сообщества. Храм поклонения Конфуцию и его родовая усадьба в Цюйфу объявлены объектами мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Конфуцианство перешагивает государственные границы Китая, привлекая внимание иностранцев.

Индия идёт в мир с драгоценным кладезем индийской философии и йоги. Йога включена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (2), уравнивая позиции Индии и Китая. По популярности йога опережает конфуцианство, ибо последнее, все же, наиболее полно отражается лишь в китайской душе, воспитанной на китайских традициях и китайском мировидении.

Мировой рынок туризма готовится к скорому наплыву не только китайских туристов, к чему мир начинает понемногу привыкать, но и индийских. Индийцы пока не в состоянии опередить китайцев по количеству визитов в Россию (3). Индийский туристический рынок только набирает темпы, но будущее у него может быть не менее перспективное, чем у китайского рынка.

По росту турпотока из Индии Россия в 2016 г. заняла первое место. В абсолютных цифрах, а это 70,7 тыс. чел., ему не сравнится с Китаем, дающим России более 1 млн. туристов в год, но рост составил 38% по сравнению с 2015 г.(4).

Ежегодно около 21 млн. индийцев выезжают отдыхать за рубеж, но прирост этого показателя составляет 8% в год. Индия и здесь обгоняет Китай. Чтобы из 21 млн. индийских туристов привлечь хотя бы десятую часть, необходимо не только разработать привлекательную для индийских гостей программу, но и модернизировать международные воздушные гавани – первое, что видит иностранец, ступающий на российскую землю.

Многие международные аэропорты в России не впечатляют своей архитектурой и инфраструктурой, невыгодно отличаются от зарубежных аэропортов, откуда они принимают и куда отправляют рейсы. Речь, в первую очередь, о провинциальных гаванях (Кемерово, Хабаровск и т.д.).

Китай – мировой поставщик товаров, Индия обладает развитым сектором услуг. Экономики двух стран дополняют друг друга, Пекин и Нью-Дели заинтересованы не в конфронтации, а в сотрудничестве.

Несмотря на существующие разногласия, как то союзнические отношения КНР с Пакистаном, что не нравится Индии, или поддержка Индией Далай-ламы, что не нравится КНР, Пекин и Нью-Дели стараются развивать двусторонние отношения. Министр иностранных дел КНР Ван И, будучи в 2014 г. с визитом в Индии, заявил, что перед двумя державами открываются новые возможности и перспективы.

Индию, как и Китай, беспокоит уйгурский вопрос. Синьцзян-Уйгурский Автономный округ КНР граничит с Индией, попытки внешних сил, в первую очередь, США, использовать уйгурский вопрос для давления на Пекин и провоцирования напряжения в глубине Евразии, не отвечают интересам Индии.

Нормализация китайско-индийских отношений – залог крепких партнёрских отношений России с этими государствами. Экономика Индии и Китая зависит от внешних поставок энергоресурсов, и осуществлять их может Россия: вопрос поставок российского газа через в Китай в Индию (газопроводы «Сила Сибири», «Алтай») остаётся одним из перспективных. Комплексное решение вопроса энергетической безопасности КНР и Индии возможно лишь при условии равноправных договорённостей между тремя сторонами.

Сейчас Нью-Дели вынужден решать ещё одну непростую дилемму: участвовать ли в китайском проекте Нового Шёлкового пути (НШП), и, если да, то в каком формате. Формально Индия выразила обеспокоенность проектом, поскольку в него «пакетом» входит китайско-пакистанский экономический коридор, пролегающий через Кашмир – предмет спора между Исламабадом и Нью-Дели.

Пекин уже заверили индийскую сторону, что данный коридор никак не повлияет на приверженность КНР принципу территориальной целостности государств, продемонстрировав готовность к диалогу.

В экспертной среде прижилась аббревиатура РИК – Россия – Индия – Китай. Все три участника данного объединения, пока ещё, во многом, потенциального, имеют общие взгляды на решение актуальных проблем – пересмотр господствующих финансовых механизмов, заточенных под западную экономику, борьба с терроризмом, стремление к многополярному мироустройству.

РИК вряд ли превратится в сплоченный союз, т.к. позиции двух его участников, Индии и КНР, не совпадают по ряду ключевых вопросов региональной безопасности, но у него имеются хорошие перспективы в плане решения общих проблем, основанного на гибком подходе к каждой из них, с учётом мнения каждого из участников.

 

1)    http://cnnphilippines.com/world/2015/08/01/india-to-overtake-china-population.html

2)    https://ria.ru/culture/20161201/1482636921.html

3)    https://interaffairs.ru/news/show/17605

4)    https://lenta.ru/news/2017/03/31/india_tourists/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати