Министры иностранных дел России и Нигерии – Сергей Лавров и Дженейро Онеяма в МИД России. Фото Эдуарда Песова.
В Москве 30 мая состоялись переговоры глав внешнеполитических ведомств России и Федеративной Республики Нигерия – Сергея Лаврова и Джефри Онеямы. Вопрос о взаимодействии наших стран на антитеррористическом направлении объединил двустороннюю и международную проблематику в повестке дня.
Переговоры российской и нигерийской делегаций в МИД России Министр иностранных дел Сергей Лавров назвал «полезными» и «весьма хорошими». «В целом, как я уже сказал, переговоры были весьма хорошими, полезными и подтвердили взаимный настрой на дальнейшее расширение нашего сотрудничества», - подчеркнул глава МИД России.
В двусторонних отношениях, по словам Сергея Лаврова, отмечается «обоюдная готовность к наращиванию политического диалога», к углублению взаимодействия на экономическом направлении, а также в сфере гуманитарных связей, для чего необходимо совершенствовать договорно-правовую базу. Россия и Нигерия, как отмечалось в ходе переговоров, имеют достаточный потенциал для развития совместных действий по таким направлениям, как добыча, переработка и транспортировка углеводородов, атомная энергетика, аграрный сектор. Раскрыть потенциал торгово-экономического взаимодействия между нашими странами призвана Межправительственная Российско-Нигерийская смешанная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Не исключена и практика прямых контактов деловых кругов России и Нигерии.
С учетом нестабильности на Африканском континенте и в мире в целом, стороны отметили взаимную заинтересованность в продолжении военно-технического и военного сотрудничества, а также в подготовке кадров для гражданских и правоохранительных органов Нигерии в российских вузах.
Региональные вопросы
Россия и Нигерия стоят на позиции невмешательства во внутренние дела суверенных государств, уважения прав народов самим выбирать пути развития. Стороны подтвердили приверженность политико-дипломатическим подходам к урегулированию конфликтов и кризисных ситуаций. Сергей Лавров на совместной пресс-конференции по итогам переговоров назвал ряд многоплановых проблем, которые сохраняются на африканском континенте и «требуют скоординированных действий самих африканцев при поддержке мирового сообщества». При обсуждении на переговорах рассматривалась обстановка в Южном Судане, Центральноафриканской Республике, в Мали, Сахаро-Сахельской зоне, в Ливии и Сирии. «Россия последовательно выступает за то, чтобы «ключи» к африканским проблемам подбирались, прежде всего, самими африканцами, а мировое сообщество оказывало бы этим усилиям моральную, политическую и материальную поддержку», - заявил глава МИД России Сергей Лавров
Как рассказал на встрече с журналистами Сергей Лавров, Россия высоко оценивает участие Нигерии в миротворческих процессах, в которых нуждается, прежде всего, сама. «Сегодня мы отметили значительный вклад Нигерии в миротворческие усилия на всех этих направлениях», - отметил Сергей Лавров. По словам Министра, российская сторона будет готова принимать участие в общей работе «по укреплению региональной стабильности как через соответствующие усилия в рамках СБ ООН, так и по линии наших двусторонних отношений с африканскими странами, включая подготовку миротворцев и оказания содействия в оснащении миротворческих контингентов африканских стран». Продолжая тему защиты национальных суверенитетов, стороны обсудили положение в Ливии и Сирии. «Мы готовы информировать наших партнеров о постоянно предпринимаемых Россией шагах по продвижению политического процесса в Сирии и реализации концепции зон деэскалации», - подчеркнул Сергей Лавров. О необходимости этого для Нигерии говорил в унисон со своим коллегой и нигерийский министр иностранных дел Джефри Онеяма. Министры сошлись в едином мнении о том, что преодоление нестабильности в таких африканских странах, как ЦАР, Мали, Южный Судан, Нигерия, Ливия, а также Сирия, возможно исключительно посредством инклюзивного общенационального диалога без попыток внешнего вмешательства.
Антитеррористическая тематика рассматривалась на переговорах в региональном и глобальном аспектах. Россия и Нигерия считают необходимым усиливать бескомпромиссную борьбу с международным терроризмом. «Особое внимание уделили необходимости наращивать бескомпромиссную борьбу с международным терроризмом, который угрожает национальной безопасности, в том числе и наших государств, но, по большому счету, безопасности всех стран мира», - сказал Сергей Лавров.
Министр Джефри Онеяма выразил обеспокоенность в связи с активизацией экстремистской группировки «Боко Харам», с которой власти Нигерии ведут пока малоэффективную борьбу, но все же успехи есть. Об этом Министр рассказал, отвечая на вопрос журнала «Международная жизнь»:
Вопрос: - Нигерия с успехом проводит антитеррористические операции и в составе региональных сил активно участвует в борьбе с экстремистской группировкой «Бока Харам», действующей на северо-востоке страны и в районе бассейна озера Чад. Г-н Министр как Вы видите дальнейшие действия, в том числе и с участием мирового сообщества, по устранению террористической угрозы в субрегионе, на Африканском континенте в целом и в борьбе с пиратством в Гвинейском заливе?
- Джефри Онеяма: «Большое спасибо за этот вопрос. Вы знаете, когда мы впервые столкнулись с проблемой «Бока Харам» в Нигерии, мы дошли до того этапа, когда экстремисты могли контролировать некоторые участки территории страны. Мы столкнулись с настоящими военными проблемами. Наше Правительство смогло полностью изменить ситуацию. Вы можете увидеть, что сейчас – это скорее район бассейна озера Чад. Их (экстремистов) активность «переливается» из Нигерии в район бассейна озера Чад. Что мы сделали? Мы создали военный союз, который называется «Многонациональная региональная группа», и смогли постепенно уменьшить военные возможности «Боко Харам». Вместе со всеми террористическими угрозами, которые мы видим сегодня по всему миру, сейчас террористы прибегают к изолированным атакам. Это самодельные взрывные устройства, подрывники-одиночки, часто «Боко Харам» использует маленьких девочек в качестве подрывников. Это совсем другой тип войны. Военные силы даже не подготовлены к ведению такой войны.
Всё это потребовало того, чтобы мы делились разведданными. В такой войне, прежде всего, нужны разведданные, для того, чтобы предотвратить атаки, разбить экстремистские ячейки. Мы создали совместную группу между разведывательными структурами наших партнеров из соседних стран. Такие террористические организации, как «Боко Харам», имеют связи с ИГ, с Аль-Каидой в Магрибе. Конечно, как известно, политический вакуум, который был создан в Ливии после падения президента М.Каддафи, этот фактор тоже внес свой вклад в существующую нестабильность в Сахаро-Сахельском регионе.
Итак, наша стратегия заключается в следующем: необходимо, чтобы была подготовленность военных кадров, присутствие военных контингентов, обмен разведывательными данными, и, как говорил Министр С.Лавров во время наших обсуждений, надо также постараться заблокировать финансовые потоки, финансовую подпитку террористических организаций. Это чрезвычайно важно, потому что их очень хорошо финансируют. Поэтому необычайно важно, чтобы международное сообщество сделало все необходимое для того, чтобы перекрыть эти потоки.
Как Вы совершенно справедливо говорите, террористическая угроза – это общий, это глобальный вызов. Это проблема не только Нигерии и всей Африки, - это глобальный вызов. Поэтому мы все должны работать в тесном сотрудничестве. По моему мнению, страны не должны иметь двойных стандартов. Терроризм не может быть вопросом политики или религии, это зло для всего мира, и все страны должны работать вместе, чтобы бороться с этим злом».
В свою очередь Сергей Лавров подтвердил позицию России: «Мы будем и далее активно поддерживать шаги, предпринимаемые Правительством Нигерии для борьбы с этим злом». Глава МИД России напомнил об актуальности известной инициативы Президента Российской Федерации Владимира Путина о создании широкой антитеррористической коалиции стран под эгидой ООН и «без попыток искусственно изолировать кого-то от участия» в ней. Тема была продолжена и вопросом одного из журналистов к Сергею Лаврову о том, что международная коалиция угрожала сирийской армии и ее союзникам ударами, если они будут продвигаться в сторону района Эт-Танф на юге страны, к границе с Ираком. Вашингтон заявляет, что данный район будет входить в зоны деэскалации. Как оценивать эти угрозы и заявления?
- Глава МИД России выразил озабоченность ситуацией, поскольку в этом районе были не только угрозы, но и конкретное применение силы. «Считаю, что эта ситуация весьма тревожная, потому что напрямую затрагивает суверенитет САР», - сказал Сергей Лавров. По словам Министра, эти вопросы требуют урегулирования, ими сейчас и занимаются российские военные. «Идет работа в рамках канала, который был раньше создан для предотвращения непреднамеренных инцидентов между российскими ВКС и возглавляемой США коалицией, - пояснил Сергей Лавров. По мнению Министра, «дело решалось бы гораздо эффективнее, если бы в дополнение к этому достаточно ограниченному по своей повестке дня каналу США согласились бы подключиться к работе по согласованию параметров зон деэскалации». Министр сообщил, что результаты согласования «будут вынесены на очередную встречу участников того самого «астанинского формата», которая должна состояться достаточно скоро». «Еще раз повторю, мы приветствовали бы подключение США, но не только к вопросам по избежанию инцидентов, но и по согласованию упомянутых зон деэскалации», - подчеркнул Сергей Лавров.
Москва и Абуджа наметили контуры взаимодействия по всем вышеназванным направлениям сотрудничества и закрепили обоюдную позицию в отношении скорейшего создания антитеррористической коалиции под эгидой ООН.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs