Кадри Джамиль. Фото: asialive.ru
Шестой раунд переговоров в Женеве по политическому урегулированию сирийского кризиса, прошедший 16-20 мая 2017 года, оказался коротким и, по мнению большинства экспертов, не дал никаких результатов. Еще большее разочарование продемонстрировал действующий Президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад, который в своем интервью белорусскому телеканалу ОНТ заявил, что сам женевский формат «бесполезен» в деле достижения мира.
Почему так произошло? На этот вопрос ответил в ходе пресс-конференции в российской столице представитель московской платформы сирийской оппозиции, секретарь партии «Народная воля», член руководства Фронта за перемены и освобождения Кадри Джамиль.
Кадри Джамиль считает, что одной из главных причин неудач переговоров в Женеве стало фактическое самоустранение США от принятия ответственных решений по сирийскому вопросу. Отчасти это связано с неопределенностью положения администрации вновь избранного президента Дональда Трампа, который находится в активном поиске внешнеполитических приоритетов. «У мирного урегулирования в Сирии есть два крупнейших покровителя и спонсора – Москва и Вашингтон, - подчеркнул политик. - Но если Россия демонстрирует понимание своей ответственности, то о Штатах такого сказать нельзя. Вашингтон занимает непостоянную и двусмысленную позицию».
Установление гражданского мира в Сирии немыслимо без учета интересов крупнейших региональных держав – Ирана и Турции, принимающих активное участие в инициированном Россией астанинском переговорном процессе. Более того, официальная Анкара высказывает позицию, выражающую интересы стран Персидского залива. Кадри Джамиль читает, что между предварительными итогами Женевы и Астаны существует значительный разрыв: региональные участники переговоров действуют успешнее, чем крупные мировые державы. Определенные прерогативы остаются за Организацией Объединенных Нации и спецпредставителем Генсека ООН по сирийскому опросу Стаффаном де Мистурой, однако без решающего мнения Москвы и Вашингтона он не сможет принять окончательного и устраивающего всех политического решения.
Базовым документом для обеспечения политического урегулирования в Сирии по-прежнему остается резолюция Совета Безопасности ООН №2344. Пытаясь выработать новый подход в обсуждении этого документа, С. Де Мистура настаивает на обсуждении так называемых «четырех корзин», то есть комплекса предложений, касающихся борьбы с терроризмом, формирования переходного правительства, принятия новой конституции и проведения свободных выборов.
При этом единой делегации сирийской оппозиции нет. Существуют три платформы, получившие по своему географическому расположению названия «Каир», «Эр-Рияд», «Хмеймим». Одним из важнейших камней преткновения остается вопрос об основном законе страны, разногласия по которому во многом предопределили неудачу очередного раунда переговоров. В то же время Кадри Джамиль не теряет оптимизма: при всем значении, которое уделяется мировыми СМИ «женевскому формату», он представляет собой лишь один из механизмов достижения мира на Ближнем Востоке. В то же время провал в Женеве может иметь непредсказуемые последствия для региона и всего мира. По предварительным данным, очередной раунд переговоров в Женеве состоится в июне 2017 года. Кадри Джамиль считает, что в сложившихся условиях назрела необходимость формирования единой делегации оппозиции, включающей в свой состав представителей всех трех платформ. Однако основная сложность в том, что Вашингтон не торопится занять определенную позицию, а подчас ведет себе откровенно лицемерно, поддерживая ряд группировок в Сирии, а в отношении иных политических сил используя обвинительный тон и прямые угрозы. «В США должны понять: испугать нас невозможно, - подчеркнул д-р Джамиль. – Резолюция ООН № 2344 предписывает вывод всех иностранных войск с территории Сирийской Арабской Республики в кратчайший срок. Все делегации, участвующие в переговорах в Женеве, должны представлять интересы сирийского народа».
По мнению куратора московской платформы сирийской оппозиции, гражданское примирение невозможно без восстановления в стране сильного национального хозяйства и привлечения к диалогу умеренных представителей оппозиции, часть которой поддерживает режим Башара Асада, воспринимая его как меньшее зло по сравнению с террористической интервенцией, существующей благодаря попустительству ряда стран Запада. Разумеется, помощь России и Ирана помогает обеспечивать баланс в регионе, но без формирования широкой коалиции, объединенной общими интересами, выхода из кризиса не произойдет. По словам Кадри Джамиля, политический диалог по сирийскому вопросу в Женеве и Астане имеет огромное значение. Установление мира в Сирии должно, в конечном счете, стать образцом, который мог бы быть использован во всех важнейших странах Ближнего Востока: Йемене, Ливии, Ираке, Палестине.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs