Куба, мир и разящая сила юмора

00:54 09.04.2017 Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Москва - Гавана

На Кубе завершается Карнавал юмора. К нему, юмору, здесь, как известно, относятся очень серьезно и очень весело одновременно. Особенно к разящей силе графической карикатуры. Порой кажется, что кубинец без юмора и не кубинец вовсе. Именно поэтому такой громкий резонанс приобрел недавно открывшийся неподалеку от Гаваны - в городке Сан-Антонио-де-лос-Баньос (провинция Артемиса) XX Международный Бьеннале графического юмора. И проходит он постоянно в местном Музее Юмора. 

Кстати сказать, и об этом здесь отлично помнят, - и создание фестиваля, и международного конкурса, и даже самого Музея Юмора в своем время благословил сам исторический лидер Кубинской революции Фидель Кастро Рус. 

Этот фестиваль проводится раз в два года – потому и бьеннале. И по традиции открывается парадом взрослых и детей, молодежи со всего города. Дети, юноши и девушки идут по главной улице целыми классами и школами, их сопровождают театральные и цирковые артисты в ярких клоунских одеждах и на ходулях, демонстрируя юмор смотровой, улично-подмостковый. Затем собравшиеся каракатуристы и члены международного жюри на специально приготовленной белой стене рисуют свои карикатуры. В это году бьеннале проходил под лозунгом «Сначала миру-мир… потом существую». Стало быть, все рисунки посвящены антивоенной теме, борьбе за мирное сосуществование.

И следующий номер обширной недельной программы бьеннале – международный конкурс рисунков. Он проводится в знаменитом на всю Кубу здешнем Музее Юмора. Почему самый главный музей юмора действует в Сан-Антонио-де-лос-Баньос? Да потому, что именно из этого городка было особенно много выходцев известных карикатуристов. Они-то, работавшие в различных газетах и журналах Кубы, фактически и прославили свой город на весь Остров, а потом поспособствовали созданию в нем Музея Юмора, который сегодня по праву можно называть международным.   

В нынешнем составе жюри – кубинский карикатурист из Сантьяго-де-Кубы Карлос Давид Фуэнтес Иерресуэла (Чарли), выпускник Высшего института международных отношений Кубы, карикатурист Херардо Эрнандес Нордело, португальская рисовальщица из Лиссабона Кристина Сампайо, итальянская художник-график Марилена Нарди, колумбийский маэстро-художник Хесус Орландо Моралес Энао, американский профессор из Филадельфии Джон Лент и кубинская художница Мария Элена Аранго Ларринага.

Эти члены жюри и определили победителей нынешнего конкурса карикатуры и сатирического рисунка.

Кроме того в рамках бьеннале в гаванском Международном Институте журналистики им. Хосе Марти прошел научный коллоквиум по анализу фестивалей кубинского юмора и перспективам из дальнейшего развития. Интересно, выступающие – журналисты, карикатуристы и художественные критики - сошлись во мнении, что конкурс в Сан-Антонио-де-лос-Баньос очень популярен. Однако нуждается в дополнительном финансировании. Из-за нехватки средств многие работы карикатуристов – мурали, которые они рисуют в первый же день начала каждого фестиваля, а их уже до сего времени было 19, просто пропадают из-за того, что их невозможно сохранить, да и другие работы нуждаются в помещениях, которых просто нет. По словам директора Музея юмора Исель Чакон, только на нынешний конкурс юмористического рисунка поступило 133 работы 79 авторов из 20 стран. А всего их в Музее скопилось уже порядка 8 тысяч. Это настоящее культурное наследие не только Кубы, но и международного сообщества. И его необходимо беречь, как и все остальные произведения искусства, которым карикатура, безусловно, и является.  В ходе дискуссии выступающие на коллоквиуме посетовали на недостаточность средств, которые должно выделять и министерство Культуры Кубы, и муниципальные власти Сан-Антонио-де-лос-Баньос на сохранение и развитие жанра графического юмора, на сохранность этого жанра Национального культурного достояния Острова, на поощрение художников. Спорили и на такие темы, как усилить критический настрой художников в отношении недостатков и безобразий в социальной и экономической жизни страны, а также на темы поощрения лучших работ, награждая победителей не только дипломами, но материально. Один из участников коллоквиума, привел в пример страну, в которой в качестве премии награждают живой коровой. Юмористы тут же тему подхватили – на Кубе с коровами, наверно, было бы проблематично, но хотя бы к диплому прилагали бы поросенка или курицу! Зал одобрительно зааплодировал под дружный хохот собравшихся…

Участники коллоквиума пришли к единому мнению, что международные конкурсы карикатуры необходимы, что они часть общей культуры, и они будут продолжаться в впредь – в столице кубинского юмора Сан-Антонио-де-лос-Баньос и в Гаване. И Союз журналистов Кубы по-прежнему будет выступать ождним из их организаторов. Ведь графический юмор и СМИ очень тесно связаны и существовать друг без друга просто не могут.

В последующие два дня – 4 и 5 апреля – XX международный Бьеннале графического юмора продолжился в Сан-Антонио-де-лос-Баньос. В столице юмора, объявленной в трудные для молодой республики времена самим историческим лидером Кубинской революции Фиделем Кастро, заявившего, что кубинская культура во всех ее проявлениях обязательно спасет страну и ее народ от всех невзгод, прошли встречи карикатуристов в жюри. Причем и некоторые члены жюри представили на суд зрителей свои работы. Состоялись награждения победителей конкурсов рисунков детей, а затем и взрослых. Прошла также специальная выставка «Голоса и лица Америки». И только после премирования главных победителей международного конкурса карикатур состоялось торжественное закрытие XX международного Бьеннале графического юмора в Сан-Антонио-де-лос-Баньос.

Кто же победил на нынешнем конкурсе? Здесь, в знаменитом Музее юмора торжественно объявлено, что главный приз международное жюри присудило кубинскому карикатуристу и главному редактору журнала «Мелаито» Альфредо Лоренсо Мартирене Эрнандесу из Санта-Клары. Он удостоен первого места за серию работ в разных номинациях. В номинации «Юмор» победил иранский художник Вахид Армоон. В номинации «Политическая сатира» первым стал украинский карикатурист Владимир Казаневский. В конкурсе были отмечены работы многих талантливых кубинских рисовальщиков. Никто из России в этом году в международном Бьеннале Сан-Антонио-де-лос-Баньос, к сожалению, не участвовал. Хотя в прежние годы россиян здесь видели нередко. Даже в жюри и среди победителей. Наверное, опять экономический кризис помешал…

По окончанию хлопот с конкурсом беседую с членом жюри бьеннале американским профессором из Филадельфии (США), издателем журнала комиксов Джоном Лентом.

- Господин профессор, что скажете о нынешнем конкурсе карикатуристов?

- Прежде всего, отмечу, что я участвую в кубинском международном бьеннале графического юмора уже седьмой раз. Это – прекрасная возможность для рисовальщиков разных стран посоревноваться между собой в искусстве карикатуры. Ныне здесь собраны очень талантливые, интересные работы, что затруднило работу нашего жюри. Надеюсь, мы сделали справедливый выбор победителей. Мне понравилась и атмосфера фестиваля – замечательное искрометное открытие праздника, много музыки, детских танцевальных выступлений, юмора, веселья. По-настоящему ощущаешь себя в кубинской столице юмора.

- Американские карикатуристы участвуют в бьеннале?

- К сожалению, нет. Наши мастера карикатуры вообще редко выступают на международной арене. Они считают, что у них особое художественное мышление, чисто внутреннее, американское. И это печально.

- А вам хотелось бы, чтобы американцы присылали свои работы в Сан-Антонио-де-лос-Баньос и приезжали на Кубу?

- Конечно, хотелось бы! Они могли бы поучиться чему-то у других участников. И надеюсь, что они сюда приедут…   

 

…Следующий международный конкурс карикатуристов – уже на XXI Бьеннале, пройдет теперь в Сан-Антонио-де-лос-Баньос ровно через два года. Художники России и всего мира, готовьтесь к участию в нем. Куба вас примет с почетом и уважением!

Во всяком случае, в этом каждый сможет лично убедиться.   

На снимках автора – работы кубинских и иностранных карикатуристов. 

Ключевые слова: Куба Междунароный фестиваль графического юмора

Версия для печати