Министры иностранных дел России и Эритреи – Сергей Лавров и Осман Салех. Фото РИА Новости.
В ходе рабочей встречи в МИД РФ 30 января министры иностранных дел России и Эритреи Сергей Лавров и Осман Салех обсудили основные направления российско-эритрейского сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной сферах. Особое внимание стороны уделили международной проблематике.
Министр государства Эритрея Осман Салех находится в Москве с трехдневным (29 -31.01.17) рабочим визитом. Прежде всего, в ходе встречи со своим российским коллегой Сергеем Лавровым г-н Салех передал Послание главы Государства Эритрея Исайяса Афеворка Президенту России Владимиру Путину.
Справка:
Государство Эритрея на Востоке Африки появилось в 1993 году, провозгласив на референдуме свою независимость от Эфиопии. Этому предшествовали почти тридцать лет борьбы. Эритрея со столицей Асмэра находится на побережье Красного моря и относится к странам, территории которых географически называют Африканский Рог. Это Сомали, Эфиопия, Джибути, Эритрея и иногда еще к ним относят Кению. В Эритрее говорят на нескольких языках: тигринья (возник из древнеэфиопского языка), арабском и английском. Основные религии – христианство и ислам суннитского толка.
Приветствуя своего коллегу, Сергей Лавров сказал: «Дорожим дружественными отношениями с Эритреей и заинтересованы в дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества на основе взаимного уважения, доверия и учета интересов». По словам российского Министра, в России считают «важным сохранять позитивную динамику контактов», учитывать «дополнительные возможности» по расширению сотрудничества в политической, торгово-экономической и других областях.
Напомним, в 2014 году во время аналогичной рабочей встречи в Москве, министры иностранных дел наших стран подписали Протокол о консультациях между МИДами Российской Федерации и Эритреи в помощь системному двустороннему сотрудничеству. А на нынешних переговорах - условились «сделать более регулярными контакты» в соответствии с этим документом. Перспективы взаимодействия стороны рассматривают в таких областях, как сельское хозяйство, добыча минерального сырья, инвестиции для продвижения предпринимательской деятельности на территории обеих стран, банковская сфера, а также – подготовка российскими специалистами кадров для высших учебных заведений Эритреи. Как сказал на пресс-конференции Сергей Лавров, при обсуждении вопросов региональной и международной повестки дня стороны отметили совпадение или близость подходов по данной проблематике. «Мы, как и Эритрея, последовательные сторонники демократизации международной жизни, уважения самобытности народов, их права самим определять свое будущее», - подчеркнул глава МИД России.
Министры обсудили положение дел на Африканском континенте и, как отметил Сергей Лавров, «едины в необходимости преодоления кризисов, в частности, на Африканском Роге, в Южном Судане, Сахаро-Сахельском регионе исключительно политико-дипломатическим путем». Известно, что названный африканский регион подвержен и климатическим катаклизмам, таким как засуха 2011 года, и вооруженным конфликтам, в том числе пиратским вылазкам. Сергей Лавров подтвердил, что Россия будет содействовать поискам компромисса, «продвигая методы диалога» и «подчеркивая контрпродуктивность позиции тех, кто полагается исключительно на санкции в ущерб переговорам». Здесь уместно вспомнить, как в 2014 году Россия голосовала в Совете Безопасности ООН по проекту резолюции относительно Сомали и Эритреи. Так 24.10.2014 Россия воздержалась голосовать по проекту резолюции Совета Безопасности ООН по Сомали и Эритрее. Комментируя позицию нашей страны, МИД в своем официальном заявлении отмечал: «В своей работе над проектом мы исходили из задачи скорейшего достижения мира и стабильности в Сомали и необходимости объективной реакции СБ ООН на положение в этой стране и Африканском Роге в целом. Российская делегация была готова поддержать большинство положений разработанного Великобританией проекта, за исключением тех из них, которые были сформулированы умозрительно и не отражали реальную обстановку в Сомали и регионе. При этом на заключительном отрезке работы над проектом его авторами были проигнорированы, как российские предложения по доводке документа, так и другие поправки, в т.ч. - предложенные арабскими государствами, по его более глубокой проработке с правовой точки зрения. То, как шла подготовка данной резолюции, на наш взгляд, не отвечало актуальным для СБ ООН требованиям обеспечения объективности, открытости и прозрачности на основе должного учета мнения всех членов Совета Безопасности».* В этой связи последовательным явилось заявление Сергея Лаврова, который сказал на пресс-конференции 30 января с.г.: «Россия заинтересована в том, чтобы помогать решению проблем Африки, урегулированию конфликтов на этом континенте». Министр Эритреи на это констатировал:«В данный момент ситуация в районе Африканского Рога значительно улучшилась и продолжает улучшаться».
На январских переговорах в Москве стороны отметили много общего в подходах по ситуации на Ближнем Востоке, Севере Африки, в том числе – в Сирии, Ираке, Йемене, Ливии с учетом расползающейся на территорию Центральной, Западной и Вотсочной Африки угрозы терроризма. «Мы привлекли внимание партнеров к инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина о необходимости формирования широкого международного антитеррористического фронта», - сказал Сергей Лавров, отметив, что интерес «к этой инициативе и понимание ее актуальности постоянно нарастают». В свою очередь Осман Салех на пресс-конференции подчеркнул: «Эритрея видит всевозрастающую роль России на международной арене; влияние России на глобальную ситуацию в мире значительно увеличилось, что поможет бороться с угрозами и вызовами».
Вторая часть пресс-конференции началась с вопроса, ответа на который ждали все журналисты. Он касался итогов первого телефонного рабочего разговора 28 января между Президентом России Владимиром Путиным и новоизбранным Президентом США Дональдом Трампом.
«Разговор, который состоялся в субботу между Президентом России В.В.Путиным и Президентом США Д.Трампом, был хорошим в политическом и человеческом смысле, - сказал Сергей Лавров, - и проявил взаимное уважение, стремление лидеров общаться без нравоучений, опираясь, хочу особо подчеркнуть, на национальные интересы каждой страны». По словам Сергея Лаврова, разговор двух президентов «выявил целый ряд сфер, в которых интересы России и США совпадают». Однако пока не сформирован состав новой команды Д.Трампа в той части, которая отвечает за внешнеполитическую деятельность США, говорить о конкретике, конечно, рано. Тем не менее, Министр отметил, что «предстоит понять, насколько очевидное совпадение интересов в целом ряде областей, включая, прежде всего, борьбу с терроризмом, можно будет перевести в выработку совместных скоординированных действий, совместных механизмов по решению тех проблем, которые являются общими для России, США и международного сообщества в целом». Главный вывод субботней телефонной беседы президентов звучал так: «Нацеленность на достижение результатов есть, но практическая работа еще вся впереди».
Второй вопрос журналистов Министру Сергею Лаврову совместил озабоченность продолжением переговоров по Сирии и заявлениями новой администрации Трампа по САР. Речь идет о единой делегации сирийской оппозиции, которая должна поехать в Женеву на переговоры с сирийским правительством Башара Асада и о том, что администрация Д.Трампа подчеркивает необходимость создания буферных зон в Сирийской Арабской Республике. Может ли Россия согласиться на такую меру? Ответ главы МИД России в тот же день цитировали не только мировые агентства, но и представители сирийской оппозиции, которые находятся в Москве и проводят встречи и пресс-конференции. А беспокоит сирийскую оппозицию поведение эр-риядской группы, которая блокирует все инициативы по созданию единой делегации на предстоящих переговорах в Женеве. Так могут ли переговоры состояться с единой делегацией оппозиционеров, в которую не войдет поддерживаемая Саудовской Аравией группа? Сергей Лавров дал концептуальный ответ: «Я вообще считаю, что те, кто заинтересован в урегулировании сирийского кризиса и создании условий, когда сами сирийцы, все сирийские группы ‒ этнические, политические, конфессиональные - смогут решить, какой они хотят видеть свою страну, должны откликаться на приглашение участвовать в переговорном процессе». По мнению Министра, «тех, кто выдвигает какие-то предварительные условия, не предусмотренные резолюциями СБ ООН, кто пытается преподнести себя как единственное законное оппозиционное образование, нужно просто терпеливо продолжать приглашать, но не убеждать и не уговаривать». Дабы не было упреков в давлении со стороны, лучшая позиция – инициатива самих оппозиционеров. «Насколько важно иметь единую делегацию от оппозиции – это решать оппозиционерам», - подчеркнул Сергей Лавров.
Министр сказал, что было бы предпочтительнее, если от оппозиции выступала единая делегация, но если таковой не сложится, то можно вести переговоры и с теми, кто готов обсуждать будущее страны и выход из тупика. «Если те, кто приехал 27 января в Москву для участия в брифинге о том, как прошла встреча по сирийскому урегулированию в Астане, решат объединиться, мы будем это только приветствовать», - сказал Сергей Лавров.
Что касается взаимодействия России и США в борьбе с ИГ, то на это, после обстоятельных разъяснений Сергей Лавров сказал: «То, что сегодня есть возможности для деидеологизированного и профессионального разговора между военными России и США, который был бы нацелен на выработку конкретных военных мер по подавлению террористов в Сирии, у меня не вызывает никаких сомнений». Министр добавил, что российская сторона готова к такому разговору «в любой момент по линии Министерства обороны России, специальных служб, разведок и по линии дипломатических ведомств».
«Если имеющиеся у наших американских партнеров возможности (а это, помимо военно-воздушных сил, еще и спецназ целого ряда стран, в том числе западных, «на земле», о чем мы все знаем и не будем делать из этого секрета) можно было бы скоординировать с сирийским Правительством и всеми, кто с ним сотрудничает, и действиями американской коалиции, которые были бы однозначно нацелены на борьбу с ИГИЛ и прочими террористами, как об этом говорит Президент США Д.Трамп, то, думаю, мы добились бы очень серьезных качественных позитивных перемен в достижении антитеррористических целей», - подчеркнул Сергей Лавров. Всё говорит за то, что такое возможно при наличии политической воли и кропотливой переговорной работы. Говоря об идее США по созданию зон безопасности на территории Сирии, Сергей Лавров отметил, что российская сторона будет поднимать эту тему с американцами. В любом случае, заявляя о намерениях строить буферные зоны, даже если они предназначены для временного проживания на них внутренне перемещенных лиц на территории Сирии, этот вопрос, по мнению Сергея Лаврова, надо конкретно согласовывать с Правительством САР.
По итогам встречи министр иностранных дел Эритреи г-н Салех выразил надежду на то, что переговоры с руководителем МИД России, другими представителями Правительства РФ и российских деловых кругов приведут к «конкретным мерам по укреплению двусторонних отношений и к вкладу в региональный мир и стабильность». Сергей Лавров назвал состоявшиеся в МИД России двусторонние российско-эритрейские переговоры «конструктивными и содержательными».
* http://www.mid.ru/ru/maps/er/-/asset_publisher/0ERgFhVW8L5T/content/id/742982
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs