Фото: tvc.ru.
Во Франции прошел первый тур праймериз правящей Социалистической партии и её сторонников; второй тур запланирован на 29 января. За право баллотироваться на президентский пост ведут борьбу семь кандидатов. Большинство предварительных прогнозов отдавало первое место бывшему премьер-министру страны Мануэлю Вальсу, который претендует на роль объединенного кандидата от левых и «зеленых». Однако наивысший результат получил экс-министр образования Франции Бенуа Амон, за которого было отдано 36,12% голосов. Второе место занял Мануэль Вальс – 31,24%, а замыкает тройку фаворитов экс-министр экономики Арно Монтебур, получивший 17,69% голосов. Перспективам социалистов вновь занять Елисейский дворец и политическим изменениям во Франции был посвящен видеомост «Москва-Париж» под названием «Предвыборная кампания во Франции».
По словам профессора кафедры международных отношений и внешней политики МГИМО (У) МИД России Евгении Обичкиной, современная предвыборная кампания показывает значительную разобщенность французского общества и повышенное внимание избирателя к факторам национальной, культурной и социальной идентичности, а также к возвращению в политических обиход классовой проблематики. Однако все это может сослужить плохую службу Мануэлю Вальсу. Если во втором туре праймериз левые будут «голосовать сердцем», то есть идеологически предпочтут синдикализм и солидарность, то у Б.Амона немалые шансы, тем более что Монтебур уже неоднократно заявлял о том, что готов отдать за него свой голос.
Кроме того, за время президентства Франсуа Олланда социалисты растеряли свой электорат. Часть избирателей изменила свои политические предпочтения в пользу Народного фронта и партии «Республиканцы».
Подобные изменения были предсказуемы. Ранее политические партии выступали в защиту определенного социального или политического проекта. Однако последние десятилетия ХХ века привели к серьезным изменениям в политической культуре Франции, превратив ее в подобие постмодернистского рынка, на котором представлены партии, утратившие свою прямую связь с декларируемыми ими ценностями и с запросами избирателя.
Профессор Государственного французского университета Пантеон-Ассас Арно Мерсье согласился с мнением своей российской коллеги. «Часть рабочего класса теперь является сторонниками Народного фронта. Они считают, что левые силы их обманули, - подчеркнул эксперт. – Современный избиратель с трудом находит себе применение в новом мультикультурном обществе. Конечно, у Франции давний и богатый опыт интеграции многих культур и народов, но сейчас, как считает немалое число граждан, ее потенциал находится на исходе».
Одна из важнейших линий разлома французского общества проходит между социалистами и так называемыми настоящими левыми. Сторонники вторых не собираются голосовать ни за кандидатов от Народного фронта как «слишком правой» политической силы, ни за дискредитировавших себя «проправительственных» левых. Такие избиратели ищут дееспособную альтернативу и связывают ее с деятельностью Жан-Люка Меланшона, который, занимая левый фланг, одновременно критикует политику Европейского союза. На президентских выборах 2012 года поддержал во втором туре кандидатуру Франсуа Олланда и упрекает ныне своих коллег из Социалистической партии в предательстве.
Необычной кандидатурой стал Эммануэль Макрон. Бывший министр экономики в правительстве Ф.Олланда, ранее он был советником президента по экономическим вопросам. Однако Э.Макрон не имеет своего политического опыта и до сей поры не участвовал ни в одной избирательной кампании. Чиновник и бывший инвестиционный банкир, в отличие от Меланшона он настроен очень проевропейски и выступает за усиление федеративных начал в ЕС.
По словам А.Мерсье, для политической системы Франции стала характерной «текучесть», отсутствие ярко выраженных фаворитов президентской гонки. В этих условиях фаворитами президентской гонки становятся правые политики, и в их числе кандидат от партии «Республиканцы» Франсуа Фийон, позиционирующий себя как последовательный голлист и католик. Он активно критикует западные страны за проведение антироссийской политики и выступает против принятия Украины и Грузии в ряды НАТО.
Е.Обичкина считает, что современная политическая система Франции по ряду причин лишена политиков, способных претендовать на роль лидера. В этих условиях многие «евроскептики» апеллируют к наследию генерала де Голля. Наследников политической голлистской семьи выступает Франсуа Фийон; к идеям «Европы наций» апеллирует Марин Ле Пен. Этих кандидатов в президенты нередко называют пророссийскими.
В свою очередь, А.Мерсье напомнил, что Ф.Фийон выиграл первый тур праймериз, опираясь на поддержку консервативного электората. В этом его слабость по сравнению, например, с Э.Макроном, который не отказывается от диалога с левыми и правыми и одновременно выступает за усиление роли Франции в ЕС. По сути, в ходе предвыборной кампании во Франции идет спор о дальнейшем пути развития страны и способах решения трех задач: выхода из экономического и миграционного кризисов, а также обеспечения безопасности граждан в условиях роста террористической угрозы.
«Избранная Фийоном тактика помогла ему победить в праймериз республиканцев, однако он должен показать, что способен объединить французов, - считает Е.Обичкина. - В этом смысле особую опасность в предстоящей гонке для него представляет Эммануэль Макрон, который будет оттягивать на себя часть левого электората и одновременно аккумулировать настроения центристов, недовольных излишними либеральными экспериментами и одновременно настороженно относящихся к убежденным сторонникам христианских ценностей».
Неоднозначно оценивают эксперты и перспективы потепления между Москвой и Парижем. По словам профессора Мерсье, во Франции настороженно относятся к политике Москвы, хотя некоторые кандидаты на пост президента не выражают принципиальной враждебности к России и в случае своей победы могут признать за ее действиями на международной арене, включая присоединение Крыма, право на легитимность. Однако во французском политическом истеблишменте вызывает беспокойство игра в национальную идентичность в крупнейших странах мира. И действия России во внешней политике, и победа Дональда Трампа в США, и Brexit, и рост влияния правых рассматриваются здесь как звенья одной цепи. «Такой рост национализма может в обозримом будущем привести к военному конфликту аналогичному Первой мировой войне, а нам этого не очень хотелось бы», - заметил эксперт. Тем не менее, А.Мерсье не исключил попыток восстановить экономический обмен между странами, поскольку Европа также несет потери из-за экономических санкций.
Евгения Обичкина считает, что в нынешней предвыборной кампании во Франции в нынешней предвыборной кампании шансы левых занять Елисейский дворец сравнительно невелики. Более того, в случае их победы отношения между Москвой и Парижем могут ухудшиться. Со времен окончания «холодной войны» французские политики, включая социалистов, защищают совершенно определенные проекты глобальной системы, связанные с ростом влияния мондиализма, глобализации и роста значения НАТО. С этой точки, кто бы ни стал хозяином Елисейского дворца, он будет приверженцем принципа гуманитарной интервенции и осуждения исключительного права на насилие внутри государственных границ – неотъемлемые составные части этой программы. При этом антироссийская позиция Парижа вполне объяснима: после распада биполярной системы и благодаря расширению ЕС и НАТО на восток, ЕС стал более проамерикански ориентирован, и Франция, опасаясь маргинализации, стала сторонницей тесных контактов с Вашингтоном. В свою очередь, правые во Франции больше прагматики и защитники идеи национального суверенитета, но их стремление улучшить отношения с Москвой может натолкнуться на противодействие внутри страны.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs