Министр иностранных дел России С.В.Лавров. Фото www.mid.ru
Глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров 17 декабря в МИД РФ провел итоговую пресс-конференцию для российских и иностранных журналистов. Министр отметил и те «рукотворные события» за истекший 2016 год, которые «не способствовали укреплению международной безопасности».
Первой и главной озабоченностью во внешнеполитических усилиях российского руководства Сергей Лавров назвал до сих пор не сформированный «единый универсальный антитеррористический фронт», несмотря на то, что проблема терроризма приобрела системный характер. «То, что до сих пор международное сообщество пока не может реально сплотиться и сформировать то, что Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая в прошлом году в ООН, назвал единым универсальным антитеррористическим фронтом, конечно же, вызывает серьезные озабоченности и сожаление», - подчеркнул Министр. По словам С.Лаврова, от терроризма, «который продолжал делать свое подлое дело», страдали жители многих стран, в том числе Европы и Ближнего Востока. Россия потеряла высокопоставленного дипломата Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в Турции Андрея Геннадьевича Карлова, пассажиров и экипаж российского самолета Ту-154, летевшего в разбомбленную Сирию.
Причину того, что мировое сообщество не стремится сплачивать ряды в борьбе с терроризмом, наркотрафиком, оргпреступностью, С.Лавров видит в резко обозначившемся противоречии между объективной неизбежностью построения полицентричного мира и попытками группы государств любой ценой удержать однополярную модель мироустройства. Все это представляет противоположные системы ценностей. «Мы тоже все больше и больше сталкиваемся с противоречием, которое накапливалось все последние несколько лет и очень обнаженно проявилось на нынешнем этапе, – сказал Министр. Противоречие между тем, что лежит в основе внешней политики той или иной страны: прагматизм, хорошо и правильно понятые национальные интересы или мессианство, стремление распространять ценности по всему миру, причем, в том понимании, в котором у этой группы государств они сформировались и сложились».
Сергей Лавров назвал псевдоценностями «западные европейские ценности», отметив, что они давно не те, что «исповедовали деды и прадеды европейцев», а потому их можно назвать постхристианскими, это нечто «вседозволенное». И эти псевдоценности в корне отличаются от тех, «что передавали из поколения в поколение наши деды и прадеды, которые мы хотим очень бережно хранить и передавать дальше нашим детям и внукам». «Когда в центр внешнеполитических баталий выдвигается требование для нас и для многих других воспринять эти новые постхристианские «западные ценности», включая вседозволенность и абсолютизацию либеральных подходов к жизни индивидуума, я считаю, что с человеческой точки зрения - это неприлично, а с точки зрения профессиональных международников - это является колоссальной ошибкой и абсолютно недопустимой переоценкой значения собственного влияния на международные отношения», - пояснил С.Лавров. «Экспорт демократии и ценностей продолжает сеять проблемы в международных отношениях», - заявил глава МИД России.
К экспортным «продуктам» демократии и западных ценностей Министр отнес кризис на Украине и «арабские весны». Между тем Сергей Лавров подчеркнул, что выбор России – в пользу прагматизма, основанного на коренных интересах Российской Федерации. «Наш выбор в пользу прагматизма, основанного на коренных интересах Российской Федерации, - сказал глава внешнеполитического ведомства России. - Эти интересы просты, они неизменны и заключаются в том, чтобы страна жила хорошо, чтобы повышалось благосостояние наших людей, чтобы было устойчивое развитие нашей экономики и социальной сферы в условиях безопасности и в максимально благоприятных внешних обстоятельствах».
В двух предложениях С.Лавров сформулировал нацеленность работы российской дипломатии. «Мы ищем совпадающие интересы со всеми, кто готов делать так, чтобы мировая экономика развивалась в интересах всех без исключения стран и народов. Мы ищем общие подходы с теми, кто понимает безальтернативность объединения усилий для борьбы с терроризмом и прочими современными угрозами, с теми, кто готов работать с нами на равноправной, взаимовыгодной основе, на основе учета интересов друг друга и выстраивания баланса таких интересов». Министр подчеркнул, что на этих принципах Россия работает в ООН, БРИКС, «Группе двадцати», СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕАЭС и других многосторонних структурах.
Ответы на вопросы Министр начал практически с детективных историй. Корреспондент телеканала «Россия-24» поинтересовалась, как в условиях информационных атак изменилась работа российских дипломатов в 2016 году, участились ли попытки их вербовать? Наблюдается ли скрытое давление на дипломатов в странах пребывания? - Такого вопроса ранее на итоговых пресс-конференциях Министра иностранных дел России не звучало, поэтому было вдвойне интересно услышать информацию из первых уст.
Вот, что услышали журналисты: «Периодически при администрации Б.Обамы мы получали жалобы о том, что Посольство США в Москве работает «в невыносимых условиях»: организуется слежка, Послу «перекрыли кислород», его не принимают никакие российские учреждения. Мы специально разбирались с этой ситуацией – она оказалась абсолютно противоположной. Мы провели инвентаризацию контактов, которые за один и тот же период были у Посла России в США в ответ на его просьбы, и собрали такие же данные по контактам Посла США в России в российских официальных учреждениях. Российские министерства, ведомства, парламентарии в десятки раз больше принимают Посла США, чем американцы принимают Посла Российской Федерации».
«Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…»
Министр отметил, что в период второго срока президентства Б.Обамы недружественная активность в отношении российских дипломатов нарастала. Он напомнил о случае вербовки сотрудника Генконсульства РФ, пришедшего к врачу забрать оплаченное лекарство для Е.М.Примакова. «Надо иметь специфическую профессиональную наглость, глубокое чувство цинизма и нечистоплотности, чтобы вербовать в этой ситуации», - сказал Министр, продолжив перечислять случаи вербовки российских дипломатов. В апреле 2016 года «были беспрецедентные вербовочные подходы с предложением сотрудничать на уровне второго человека в Посольстве, советника-посланника». Спецслужбы США пытались вербовать дипломата старшего звена, «буквально засунули в машину в его отсутствие 10 тыс. долл. с предложением о сотрудничестве». «Деньги, если кто-то интересуется, были оприходованы нашей бухгалтерией и работают на благо российского государства», - шутя, заметил С.Лавров. А другая история имела криминальный окрас. «Два сотрудника аппарата военного атташе России в Вашингтоне в один из выходных дней обедали со своими супругами в ресторане недалеко от Вашингтона, их схватили сотрудники ФБР, заковали в наручники, допрашивали, не давали связаться с Посольством. В итоге, естественно, мы вызволили наших товарищей, но даже никаких извинений не последовало», - сообщил С.Лавров. Но и это не все.
Были истории с оттенками маскарада, когда сотрудники американского посольства в Москве переодевались в женское платье, меняли облик посредством накладных бровей, но так и не сумели уйти от бдительного ока российских сотрудников госбезопасности. Далее еще интереснее. Отличились сотрудники, как сказал С.Лавров, «военного атташата Посольства США». Они, по словам Министра, «очень любят ездить по нашей Родине на арендованных машинах». Удобно, без дипномеров, колесить по Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Воронежской областям, а также побывать в Новороссийске, Чеченской Республике, близ границы с Донбассом. «Мы уже не говорим о том, что помимо шпионажа, дипломаты Посольства США многократно были замечены участвующими в антиправительственных, несанкционированных митингах нашей оппозиции, в том числе в переодетом виде, - рассказал С.Лавров. - Делайте выводы сами».
Тему Министр закрыл примером из истории российско-американской дипломатии, когда в ноябре 1933 г. происходило восстановление дипотношений между нашей страной и США. «Нарком иностранных дел М.М.Литвинов обменивается с Президентом США Ф.Рузвельтом официальными нотами, в которых, помимо фиксации самого факта установления дипломатических отношений, записано, - подчеркиваю, - по настоянию США, что каждая из сторон имеет право устраивать свою жизнь по собственному разумению, обязуется не вмешиваться в дела другой стороны и удерживать все организации под своим контролем от действий, способных угрожать спокойствию, благополучию и безопасности другой договаривающейся стороны, включая ведение агитации с целью изменения политического и социального строя». Как пояснил С.Лавров, это почти цитата, которая была включена в документы об установлении дипотношений между СССР и США по настоянию Вашингтона.
Прошло 79 лет, и в 2012 году, задолго до украинского кризиса и до того, «как нас стали обвинять во вмешательстве в сирийские дела», началась пропагандистская атака на Россию, на нашу внешнюю политику и внутренние дела. На внутриполитическом поле России активно работали различные структуры, включая «Агентство международного развития». Однажды С.Лавров предложил Госсекретарю США Х.Клинтон воспроизвести на бумаге приверженность тем самым принципам, которые по настоянию Ф.Рузвельта были зафиксированы в качестве основы отношений между нашими странами. «Она вежливо ушла от этого разговора», - сказал Министр. Аналогично поступил и Дж. Керри, став Госсекретарем США через год. «Делайте выводы и не забудьте, что обязательство не вести какую-либо агитацию с целью изменения политического и социального строя, записанное по настоянию США, нарушается грубейшим образом, в том числе, - принятым пару лет назад в Конгрессе США законом о поддержке Украины, в котором Госдепартаменту и спецслужбам прямо предписывается насаждать в России демократию, как ее понимают американцы», - призвал С.Лавров. «Это к слову о договороспособности и о том, как нужно уважать международное право и помнить, что подписанный и не дезавуированный документ является твоим святым обязательством», - резюмировал Министр, перейдя к ответу на следующий «американский» вопрос.
О команде Д.Трампа
Ответ на «американский» вопрос заключался в том, что, если российско-американские отношения «потеплеют» с приходом администрации Д.Трампа, то, как это повлияет на разрешение сирийского кризиса. С.Лавров отметил, что все будет зависеть от того, как будут выстраиваться отношения США с «окружающим миром», поскольку, - подчеркнул он, - у Д.Трампа «особые взгляды». Это означает, - пояснил Министр, - что «в их основе коренной интерес США, как Д.Трамп его представляет». «Если мы слышим, что во внешней политике самым главным для него будет борьба с терроризмом, то мы, конечно, можем это только приветствовать. Это именно то, чего до сих пор не хватало нашим американским партнерам», - подчеркнул С.Лавров. Вместе с тем Министр положительно отозвался о нежелании команды Д.Трампа использовать принцип двойных стандартов в борьбе с терроризмом «для достижения не относящихся к этой задаче целей». «То, что Д.Трамп говорит о желании сосредоточиться на интересах США в сфере безопасности, на интересах страны в том, что касается создания благоприятных условий для американского бизнеса – это ровно то, чем руководствуется Президент России В.В.Путин, определяя основные направления внешней политики Российской Федерации», - подчеркнул Сергей Лавров.
О подходах к решению сирийского кризиса во взаимодействии с новой администрацией США С.Лавров ответил: «На готовящуюся по инициативе России, Турции и Ирана встречу в Астане между теми вооруженными группировками, которые подписали договоренность о прекращении огня 29 декабря, и Правительством Сирии (как вы знаете, эта договоренность была одобрена СБ ООН, а Москва, Анкара и Тегеран выступают ее гарантами и готовят сейчас встречу в Астане) считаем правильным пригласить (о чем я говорил уже давно, когда министры иностранных дел России, Турции и Ирана встречались в Москве 20 декабря) представителей ООН и новой администрации США, учитывая, что встреча будет проходить 23 января, как это сейчас намечено». Министр напомнил, что именно Россия и США создали и возглавили в качестве сопредседателей Международную группу поддержки Сирии (МГПС). «Вполне реально вдохнуть новую жизнь в деятельность этих механизмов, учитывая, что новая администрация США, по ее заявлениям, нацелена на борьбу с террором всерьез, а не как это было до сих пор до нее», - сказал С.Лавров.
Министр счел важным отметить тему, которую выделяет Д.Трамп. «Он хочет, чтобы каждая страна сама отвечала за собственное развитие, - сказал С.Лавров. - Это тоже перекликается с нашим подходом. Мы выступаем за то, чтобы все были самостоятельны, чтобы в мире было меньше иждивенчества и больше уважения к законным, легитимным интересам каждого государства».
Интересно еще одно замечание Министра на пресс-конференции по поводу взаимодействия с новой администрацией США. «Если то, что говорит Д.Трамп и его команда о России, о готовности искать с Россией совместные подходы к решению общих для нас проблем, к преодолению общих для нас угроз, если это позиция новой администрации, то мы ответим взаимностью», - сказал С.Лавров. Министр добавил, что именно об этом не раз говорил Президент России В.В.Путин. «Наша позиция не зависит от того, кто стоит у руководства той или иной страны, мы готовы сотрудничать со всеми, кто готов делать это на основе равноправия и взаимного учета интересов», - подчеркнул глава МИД России.
Поскольку вопрос о предстоящей встрече по Сирии в Астане прозвучал в выступлении Министра, добавим его комментарий на эту тему. «Одной из задач встречи в Астане будет, во-первых, консолидировать режим прекращения огня, а во-вторых, договориться о том, что эти полевые командиры будут полноправно участвовать в политическом процессе, который предполагает, как вы знаете, разработку конституции, проведение референдума, выборов, и который начинался, но потом застопорился по линии ООН в Женеве». По словам С. Лаврова, другие отряды оппозиции, которые решат присоединиться к данным соглашениям, будут иметь такую возможность.
Войска НАТО у российско-эстонской границы
Появление у российско-эстонской границы войск НАТО С.Лавров считает ненужным. «Если силовые структуры НАТО не видят себе иного применения, кроме как в Эстонии, на границе с Россией, тогда разведка у них работает плохо, и они не представляют, что происходит в других частях и зонах ответственности НАТО», - сказал Министр.
Решение кипрской проблемы
Отвечая на вопрос о кипрской проблеме, С.Лавров разъяснил позицию России. Она состоит в том, что оптимальными гарантиями для объединенного Кипра (турки киприоты и греки киприоты) являются гарантии Совета Безопасности, а не гарантии одной, двух или трех стран. С этим соглашались греческие и кипрские коллеги, приветствуя как непременное условие международной конференции по поиску решения этой проблемы, участие в ней пяти постоянных членов СБ ООН. «Остальные участники этого процесса, видимо, не захотели такого формата, что меня наводит на мысль о стремлении некоторых партнеров уйти от варианта, согласно которому безопасность Кипра будет гарантироваться СБ ООН, а не кем-то в одиночку, вдвоем или втроем, - высказал свою точку зрения С.Лавров. - По-моему, это неправильно, но мы будем готовы поддержать любые договоренности, которые сами киприоты между двумя общинами достигнут».
Евразийское экономическое сообщество
Сергей Лавров подчеркнул поступательное развитие ЕАЭС, отметив эффективность заработавшего недавно нового Таможенного кодекса. Документ позволил сократить время и затраты на оформление товаров, а также - количество документов для предъявления на пересечение товарами границы. В ЕАЭС действует единый рынок лекарств и медицинских изделий, прорабатывается общий рынок электроэнергии к 2025 году. «Несмотря на все сложности, связанные с нынешней внешнеэкономической конъюнктурой, на непростые переговоры, которые ведутся внутри ЕАЭС, я вижу, что это объединение имеет очень хорошую перспективу», - сказал Министр. Об этом говорит и интерес к Объединению со стороны внешних игроков, с 15-ю из которых уже идут переговоры об установлении «специальных отношений». Подписано соглашение с Вьетнамом о зоне свободной торговли, идет диалог с КНР, Израилем, Египтом, Ираном, Индией, Сербией, Сингапуром. Страны Юго-Восточной Азии заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС. «В эти же процессы вписывается взаимодействие, которое нацелено на сопряжение Евразийской экономической интеграции с проектом «Экономического пояса Шёлкового пути», - сказал С.Лавров. Министр добавил, что Евразийская экономическая комиссия направила предложение о сотрудничестве в Европейскую комиссию, но ответа до сих пор нет. «Надеюсь, что на каком-то этапе элементарная вежливость, которая всегда была в числе европейских ценностей, сработает, и мы получим ответ», - выразил надежду С.Лавров.
Международная кибербезопасность должна волновать всех
Министр заявил, что «международная кибербезопасность – это нечто, что должно волновать нас всех». С.Лавров напомнил, что именно Россия всегда ратовала за сотрудничество в «деле борьбы с киберпреступностью». От России были внесены соответствующие предложения в ОБСЕ и ООН по проектам «конвенций о борьбе с преступлениями в информационном пространстве, которые позволяли бы криминализировать хакерство». Но в ответ было предложено ограничиться Будапештской конвенцией 2001 г. СЕ, позволяющей «вмешиваться в суверенные дела государств без их согласия». За 16 лет произошли существенные изменения, обнажившие практику двойных стандартов. «Те же самые люди, которые отказываются работать над универсальными правилами наведения порядка в информационном пространстве и в общих усилиях по борьбе с киберпреступностью, голословно обвиняют нас в том, что мы своими действиями взяли под контроль чуть ли не весь мир», - урезонил любителей дезинформаций Министр.
Россия – Китай
«С КНР у нас наилучшие отношения за всю историю существования наших стран, - заявил на пресс-конференции С.Лавров. - Двустороннее стратегическое взаимодействие, всеобъемлющее партнерство, сотрудничество по региональным и глобальным делам находится на подъеме». По словам Министра, совместная с китайскими друзьями оценка состоит в том, что «координация действий Москвы и Пекина на международной арене является одним из ключевых факторов поддержания стабильности в мире». Напомним, во время официального визита Президента России В.В.Путина в Пекине в июне 2016 г. был принят ряд документов: от Совместного заявления об экономическом сотрудничестве и сотрудничестве во внешней политике до Декларации министров иностранных дел о повышении роли международного права. По ситуации на Корейском полуострове Россия и Китай инициируют возобновление переговорного процесса. Речь идет «о недопустимости претензий КНДР на ядерный статус и твердом осуждении провокаций, авантюр с ядерными испытаниями и ракетными пусками». «Стремимся всех остальных участников т.н. шестисторонних переговоров убедить в таком же подходе», - сказал глава МИД России. С.Лавров отметил, что и по ближневосточным делам, таким как сирийский кризис, ситуация в Ливии, Ираке, Йемене, Россия и Китай традиционно голосуют в ООН солидарно.
Япония
Касаясь итогов Официального визита Президента России В.В.Путина в Японию в декабре 2016 г., С.Лавров сказал: «Считаю, что главным результатом визита было очень четкое, недвусмысленное подтверждение обоюдного стремления к тому, чтобы вывести наши отношения на качественно новый уровень без оглядки на какие-то внешние факторы и конъюнктуру». По мнению Министра, этот момент важен и в контексте того давления, которое оказывалось на руководство Японии уходящей администрацией Б.Обамы. Вопреки этому Президент России В.В.Путин и Премьер-министр Японии С.Абэ договорились продолжать переговоры по выработке мирного договора. «Работа предстоит немалая, и мы к ней готовы», - заверил С.Лавров.
О гонении на христиан
«Нас очень тревожит исход христиан, - заявил С.Лавров. - Их число в Ираке сократилось в четыре раза, в Сирии – в разы. В других частях региона христианам приходится несладко». Министр подчеркнул, что и этот кризис – результат экспорта демократии. «Парадоксально, что эти усилия исходили из Европы, а ударили в т.ч. по христианам, и ударили очень больно, - сказал С. Лавров. - Это лишний раз убеждает меня в том, что нынешние ценности, которые экспортируются из Европы, являются постхристианскими». По мнению Министра, «остановить эту войну, обеспечить права не только христиан, но и мусульман, прочих людей, живущих всю жизнь в Сирии и в других странах региона, можно, прежде всего, используя силу, потому что терроризм нужно беспощадно бить и добивать». Наряду с силовым решением проблемы Министр назвал «мобилизацию мирового общественного мнения», в том числе, на конференциях в ООН по правам человека.
Трижды такую конференцию инициировала Россия, Ватикан, Ливан и Армения, но никто из стран-членов ЕС не присоединился к этой инициативе. «Видимо, защита христиан уже считается в современной Европе неполиткорректной», - сказал С.Лавров. Министр напомнил, что из основополагающих документов ЕС, «включая проект Конституции ЕС, а потом и из Лиссабонского договора, изъята фраза о том, что у Европы христианские корни». Сообщив, что на весну с.г. планируется созыв очередной конференции, С.Лавров призвал представителей СМИ «использовать ее для того, чтобы привлечь внимание к ужасающему положению христиан и людей другого вероисповедования на Ближнем Востоке».
«Проходит время внешнеполитических демагогов»
Отвечая на вопрос телеканала RT об информационных фейках, С.Лавров заявил: «Проходит время внешнеполитических демагогов. Говоря о вранье, я специально взял с собой одну цитату». Приведем ее полностью, она прозвучала в эфире Русской службы «Голоса Америки» 9 января 2017 г. Репортер Д.Гальперович сказал, что заявления руководителей разведки США, обвинивших власти России в причастности к хакерским атакам в России, не были прокомментированы никем из тех, кто обычно делает такие комментарии по долгу службы: якобы ни Кремль, ни МИД, ни руководители комитетов обеих палат парламента не сделали ни одного заявления относительно обвинений из Вашингтона. С.Лавров прокомментировал: «Вот такую «правду» несет «Голос Америки». На самом деле он врет. К тому времени, как Д.Гальперович делал подобные заявления, выступил и пресс-секретарь Президента России Д.С.Песков, и официальный представитель МИД России М.В.Захарова, и представители комитетов по иностранным делам Федерального Собрания России. Вот эта туфта, извините за грубое слово, выдается через радиослужбу, которую финансирует Государственный департамент США». Министр вновь обратился к журналистам: «Наверное, кому-то хотелось бы забыть о том, что Э.Сноуден рассказал еще три года назад, как АНБ США взламывало т/к «Аль-Джазира», систему бронирования билетов ПАО «Аэрофлот», внутреннюю видеоконференцсвязь ООН, напрямую прослушивало Президента Франции Ф.Олланда, Федерального канцлера ФРГ А.Меркель, руководство ЕС. Наверное, хочется, чтобы это было поскорее забыто. Вспомните об этом, напомните своим читателям, что эти эпизоды, ставшие известными и которые подтверждаются фактами, прошли как-то незамеченными теми, кто сейчас кричит на основе туфты и вранья о том, что Россия представляет собой киберугрозу».
Завершая пресс-конференцию, Сергей Лавров обратился к той теме, с которой начал диалог с журналистами - теме интересов против морализаторства и мессианства. «Мне кажется, что, концентрируясь на прагматичном поиске совпадающих интересов, можно решать очень многие проблемы с участием многих стран…», - подчеркнул Министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs