Президент ТПП РФ, председатель российской части Делового совета БРИКС Сергей Катырин.
Фото ТПП РФ
За несколько дней до начала саммита БРИКС в Индии (объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР) в Москве, в агентстве ТАСС, состоялась пресс-конференция президента Торгово-промышленной палаты РФ, председателя российской части Делового совета БРИКС Сергея Катырина.
Журналистов собралось очень много. В этом зале не каждый раз бывает, что почти все места для прессы были заняты.
Поначалу Сергей Катырин произнес вступительные слова о предстоящем саммите БРИКС, а также отреагировал на реплику о том, что вскоре сама ТПП РФ будет отмечать свою юбилейную дату (об этом – далее). Он рассказал о том, что такие задачи, как предоставление бизнесу стран-членов БРИКС площадок для встреч, участие в унификации законодательств, облегчение таможенных режимов, помощь в поисках партнеров и обмене информацией – это некоторые составляющие большой работы, которую проводит Деловой совет БРИКС. Из зала спросили про «преодоление бюрократических барьеров». Докладчик ответил, что у бизнеса и у государства разные углы зрения на взаимное сотрудничество и разные интересы, но год от года удается шаг за шагом находить во всё большей степени «общий язык».
Снятие ряда административных барьеров – это необходимое условие выхода торгового и инвестиционного сотрудничества между нашими странами на более высокий качественный уровень, отметил Серей Катырин. Многое, например, делается в плане облегчения визового режима для бизнесменов из стран БРИКС.
По российской инициативе созданы две рабочие группы: одна занимается анализом существующих админ-барьеров на пути расширения сотрудничества и определением путей их снижения, а вторая – вопросами подготовки кадров.
Также идет работа по созданию общих правил для взаимодействия бизнеса: это необходимо, чтобы стимулировать развитие общего рынка, облегчить движение товаров на пространстве БРИКС. Бизнесу требуются унифицированные законы, которые бы действовали на территории всех пяти стран. К этому идем.
Затем президент ТПП РФ ответил на многочисленные вопросы журналистов, в том числе на вопросы журнала “Международная жизнь».
«Международная жизнь»: То, что страны БРИКС движутся по пути «взаимодополняемости» своих экономик – это видно. Интересно другое – есть ли планы консолидированного выступления экономик БРИКС на «третьих площадках», то есть за пределами этой пятерки?
C.Катырин: «Что касается совместной работы на «третьих площадках», то вот пример. На выставку, которая пройдет в рамках саммита БРИКС в Индии, приглашены практически все страны-соседи, которые граничат с Индией – и Непал, и Бангладеш, и ряд других стран. Их бизнес примет участие в этом мероприятии. То, что им это интересно – несомненно. Когда мы проводили встречи БРИКС в ЮАР, там присутствовал бизнес практически всех африканских стран южнее Сахары. И предприниматели этого региона ждут совместные проекты. Уже есть ряд предложений, которые формулировались, в частности, с китайскими коллегами, с индийскими коллегами в области фармацевтики. Здесь есть синергия, и она может увеличиваться в продвижении БРИКС и на «третьи», и «четвертые» рынки. Многие стремятся со своими проектами в Банк БРИКС. Некоторые, не могу сказать, что все, но некоторые, предлагают, что в качестве исполнителей этих проектов, чтобы было интересно Банку БРИКС, компании из числа стран БРИКС».
«Международная жизнь»: С учетом того, что у Торгово-промышленной палаты России существуют широкие связи с различными слоями бизнеса по всему миру, интересно услышать: что они Вам говорят по поводу санкций?
C.Катырин: «За последнее время мы с делегациями российских предпринимателей проехали немало районов мира. Мы побывали в Польше, в Испании, в Португалии, в Австрии и во многих других странах. Так вот, местные предприниматели – в Испании, в Португалии – на наших встречах не стесняясь, под телекамеры, задают прямо вопросы: «Скажите нам, у кого в России есть деньги, и всё, что вы хотите, мы вам привезем». То есть – санкции вроде бы есть, но они готовы поставить все, что мы запросим. В таком примерно ключе и идет разговор. Так же выступали недавно и бизнесмены в Лондоне на нашей встрече.
Если говорить об оценке самих санкций, то я пока ещё не встречал зарубежных предпринимателей, которые бы сказали: «Это здорово! Вот как наши на вас даванули, а вы и уступили». Я не слышал такого ни от кого. Все в бизнесе негативно относятся к этим санкциям, все ждут, когда они закончатся.
Но, другое дело, эти санкции оказывают стимулирующий эффект на наше хозяйство. Аграрии у нас, например, вообще Богу молятся, чтобы санкции никогда не отменяли! Они же за период санкций резко выросли в экономическом плане. И сейчас принято решение продлить наши контрсанкции до конца 2017 года. Оно принято, чтобы те, кто работает, в частности, на селе, для себя представляли перспективу – можно «вкладываться» в этот, пусть и короткий, временной промежуток.
С другой стороны, для многих эти санкции достаточно болезненны. Особенно, для наших финансовых институтов, для банков. Потому что они имели до санкций источник «длинных, дешевых» денег, то есть кредитов, которые брали в Европе и в США. Естественно, с закрытием этих возможностей появились большие проблемы у некоторых финансовых институтов и корпораций, потому что им пришлось искать другие источники заимствований. А найти другие источники кредитования не так просто.
С Европой мы за десятилетия научились работать, и Европа с нами. А когда мы сейчас выходим за кредитами на арабский или другие рынки – мы там впервые, и они для нас новые партнеры – конечно, надо по-новому выстраивать отношения. И пока столь же широких возможностей, как в отношениях с европейскими банками, здесь нет.
Сейчас нас заставили задуматься не только о продовольственной безопасности страны, но и технологической безопасности. Это касается и нефтегазового сектора в плане импортных поставок, и других направлений.
Но, могу вам сказать, что продвижение с нашей стороны везде есть. Вот, я бываю на выставках в «Экспоцентре». Недавно там была выставка «Металлообработка», на которой, примерно, 70 процентов участников – российские компании. Зарубежные партнеры были представлены, как и раньше – никто из них не ушел. Однако увеличилось число российских компаний. И, более того, появились станки, на покупку которых уже претендовали немецкие партнеры. Хотя они, немцы, в станкостроении – ассы. Это говорит о нынешнем технологическом уровне наших компаний. Да, не очень много пока этой продукции, но движение, динамика, есть.
Что называется: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Они, введя санкции, заставили нас быстрее думать, быстрее действовать.
Также мы активнее начали работать на Восточном направлении. Не соглашусь с тем, что Россия сделала в последнее время «разворот с Запада на Восток». Это не был разворот. Ещё лет за несколько лет до этих санкций президент России начал предметно заниматься Дальним Востоком и заставил заниматься этим всех. Стало понятно, что у нас и Дальний Восток становится безлюдным, а экономику там надо поднимать, поднимать там сложно – нужны партнеры.
Вот, говорят – «как только начались санкции, мы подписали газовое соглашение с Китаем». Но вы же понимаете, что такое это соглашение – это десятилетие предварительной работы! Над этим без ожидания всяких санкции работали, готовили этот огромный проект с китайскими партнерами. Да, сейчас в процентном содержании объемов внешней торговли у нас больше стало Востока. Движение в этом плане есть, там есть, с кем работать над любыми проектами».
У прессы было много вопросов – пресс-конференция длилась более часа – и здесь мы приведем наиболее интересные её моменты.
Говорили о деньгах. Новый Банк БРИКС, учредителями которого являются Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская республика, одобрил первые пять проектов на сумму около 1 миллиарда долларов, отметил Сергей Катырин. Банк уже начал работу по финансированию проектов, в том числе и в национальной валюте, и это очень важно для бизнеса. Первые кредиты уже выданы. Эти проекты, в частности, связаны с развитием «зеленой энергетики». Каждой из стран, входящих в БРИКС, досталось по одному проекту. В нашей стране деньги банка – 100 миллионов долларов – будут направлены на возведение двух малых ГЭС в Республике Карелия.
В Банке БРИКС также проявили заинтересованность в финансировании других проектов на территории России, один из которых – строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань». Есть также «многосторонний» железнодорожный проект в Бразилии.
Здесь можно напомнить, что создан Банк БРИКС совсем недавно ради наращивания взаимных инвестиций и торговли между государствами-членами, а также финансирования инфраструктурных проектов в государствах-членах БРИКС и в других развивающихся странах.
Отвечая на вопрос о возможном расширении БРИКС, Сергей Катырин ответил, что усилия стран БРИКС будут сконцентрированы на дальнейшем усилении интеграционного взаимодействия внутри сформировавшегося состава.
Комментируя экономическое сотрудничество России с Индией и Китаем, С. Катырин подчеркнул возможности увеличения экспорта российского продовольствия в эти страны: «Я думаю, с точки зрения нашего агропромышленного комплекса, перспективы очень приличные есть – торговля не только зерном, но и другими продуктами».
Говорил Сергей Катырин и о том, что:
- Первая торговая выставка-ярмарка БРИКС, по инициативе индийской стороны, состоится в октябре в Нью-Дели.
- Иностранный бизнес, в частности, китайский, все активнее идет в российские регионы.
- Структура нашего экспорта стала меняться: сырьевая составляющая уменьшается, а экспорт машино-технической продукции увеличивается.
- Сегодня власть намного внимательнее, чем раньше, слушает бизнес и прислушивается к нему. Например, недавно предлагалось повысить НДС и ряд других налогов. Но, этого не будет, потому что предпринимательское сообщество показало и доказало: такое решение не улучшит сбора налогов, а вот деградацию бизнеса вызовет обязательно.
В заключительной части пресс-конференции Сергей Катырин вернулся к теме юбилея ТПП РФ. Он рассказал, что юбилей ТПП России может отмечать, отсчитывая историю Торгово-промышленной палаты России от нескольких дат. Например, от даты указа царицы Екатерины I собирать зимой в столице купцов «для совещания». Или от распоряжения Временного правительства весной 1917 года об учреждении первых ТПП. Или от даты создания 100 лет назад Российско-Британской ТПП. Или от декрета В.И. Ленина от 1922 года, после чего система ТПП появилась при Советской власти. Или от принятия закона о ТПП РФ от 1993 года.
Как бы то ни было, четверть века назад, в начале 1990-х годов, региональные российские Торгово-промышленные палаты (их тогда было меньше двадцати) провели Учредительный съезд ТПП РФ, и к сегодняшнему дню создана общероссийская система ТПП с мощной членской базой – 180 территориальных палат во всех регионах России. Это – более 50 тысяч отдельных предприятий и организаций различных форм собственности, более 200 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном и 500 бизнес-ассоциаций на региональном уровне – ещё десятки тысяч фирм и компаний. «Мы многое сделали сами, но, поначалу, практически всё нам досталось от Советской палаты», отметил Сергей Катырин, отдавая должное истории Отечественных торгово-промышленных палат.
Когда-то автор этих строк назвал Символ ТПП РФ «Жезл Меркурия» – «Знаком качества российского бизнеса». Действительно, звание члена ТПП – это «марка»!
Полная трансляция пресс-конференции Сергея Катырина в ТАСС 10 октября 2016 года:
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs