Фото: Е. Педанов
В пресс-центре «Парламентской газеты» 27 сентября состоялась встреча с журналистами высокого гостя Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Кипр в Российской Федерации Георгиоса Касулидиса. Он приехал в Москву в июне 2013 года, когда кипрская экономика переживала самый глубокий кризис за свою историю. В заслуги посла можно вменить то, что, несмотря на международную изоляцию России с 2014 года и сосредоточенность руководства Кипра на внутренних проблемах, сотрудничество двух стран только упрочилось. Об этом, говорят и приезды главы МИД Республики Кипр в разгар политической напряжённости в 2014 году и прошлогодний официальный визит в Россию президента Никоса Анастасиадиса.
На прошедшей в четверг встрече с Георгиосом Касулидисом были затронуты самые актуальные темы двустороннего сотрудничества: такие как введение безвизового режима, отмена антироссийских санкций, а также политические и экономические связи двух стран. В завершение пресс-конференции, поблагодарив журналистов, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Кипр согласился ответить вне формата мероприятия на несколько вопросов журнала «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: Господин Посол, отвечая на вопросы, Вы сказали, что санкции не затронули российский бизнес. Однако, как известно, Кипр стал первой страной, которая договорилась с российскими налоговыми органами об автоматической передаче информации о владельцах компаний и их счетах на острове. Как это повлияло на кипрскую экономику, учитывая Ваши слова о преобладании в ней российских инвестиций?
Георгиос Касулидис: Нельзя сказать, что полностью российский бизнес не был затронут. Конечно, и санкции затронули в определенной мере. Я имел ввиду, что в большой степени не было затронуто само присутствие российских компаний на Кипре. В 2013 году после «стрижки» депозитов была такая тенденция, что многие компании снимаются и уходят. Были приложены огромные усилия по сотрудничеству со здешними органами власти. Мы старались по мере сил и возможностей улучшить режим пребывания. Эти усилия были приложены чтобы в максимальной степени облегчить и создать условия пребывания российского бизнеса, но вместе с тем, чтобы наличествовал контроль и со стороны кипрских, и со стороны российских властей за компаниями, в которых присутствует российский интерес. И здесь произошло некоторое смещение: в последние годы российские компании инвестируют всё больше в экономику самого Кипра, а не только используют его для транзита капитала. Конечно, условия очень сильно изменились. Есть экономический кризис: не только в Росси, но и в ЕС, и в других странах мира. И, конечно, на деловую активность это оказывает своё влияние. Здесь могу сказать, что на уровне правительств у нас действительно высокий уровень сотрудничества и по данному вопросу.
«Международная жизнь»: 7 июля парламент Кипра проголосовал за резолюцию об отмене антироссийских санкций. В этот же день МИД Украины осудил это решение, назвав «поддержкой действий агрессора»[1]. Как сотрудничество с Россией влияет на отношения с партнёрами по ЕС и другими странами?
Георгиос Касулидис: Внутри, как в каждом доме, происходят многие вещи, которые наружу не выносятся. Являясь членом Европейского союза, с того момента, как решение принимается, мы обязаны его исполнять. Конечно, определённые последствия для Кипра из-за данной позиции были. В какой-то момент Украина заявила о том, что готова разорвать соглашение об отмене двойного налогообложения в двусторонней торговле. При этом, я хотел бы подчеркнуть, что с Украиной у нас очень хорошие отношения. Многие украинцы тоже приезжают на Кипр. И мы с болью наблюдаем проблему, которая возникла между братскими народами. Нас удовлетворяет то, что сейчас многие страны говорят, что мы были правы. Даже если они не заявляют этого, мы видим всё по их поступкам. Мы можем сказать, что нам внутри Евросоюза всё-таки удалось изменить многие вещи. Есть и другие страны, с которыми мы сотрудничаем. Это к счастью, потому что один Кипр ничего бы сделать не смог. Это и есть процедура. Всё изменится. Нашим решением было бороться и вести работу внутри Европейского союза.
«Международная жизнь»: Россию и Кипр объединяет вовлеченность в территориальный спор, который затрагивает наши страны. Как руководство республики относится к вхождению Крыма в состав Российской Федерации? Должен ли быть общий механизм для решения территориальных споров?
Георгиос Касулидис: Хотя мы понимаем, что здесь два случая совершенно разных, Вы правильно заметили, что Кипр особенно чувствителен к этим вопросам. Приведу здесь пример Косово. В Никосии заявили о том, что даже если Сербия признает выход Косово, Кипр не признает. И поэтому в данном конкретном случае возникает очень много вопросов, которые с лёгкостью разрешить не получится. Кипр стоит на принципиальной позиции. Позвольте мне больше по этому вопросу ничего не говорить, потому что между нами дружественные отношения и это не тот вопрос, по которому я хотел бы делать публичные заявления.
«Международная жизнь»: Господин Посол, Президент Республики Кипр Никос Анасатсиадис не раз заявлял о своём желании обновить российское военное соглашение. Что он вкладывает в эти слова?
Георгиос Касулидис: По этому вопросу сотрудничество ведётся. Вы, возможно, знаете, всё военное снаряжение, вся военная техника на Кипре российского производства. Поэтому у нас ведётся непрекращающееся сотрудничество: по вопросу обслуживания военной техники, её сохранения, поставки запчастей и так далее. В кипрские порты достаточно часто заходят российские корабли с тем, чтобы пополнить запас снаряжения и продовольствия, с тем, чтобы дать отдых экипажу. Сейчас ведутся переговоры о заключении соглашения, которое дало бы возможность сотрудничества при проведении гуманитарных операций. Например, для использования в случае, когда потребуется эвакуация россиян через порты или аэропорты республики, в случае неприятных ситуаций на Ближнем Востоке. В этом плане наши отношения очень гармоничны. Если какие-то проблемы возникают, то они обсуждаются на уровне компетентных ведомств.
«Международная жизнь»: Наши страны несмотря ни на что объединяет культурная близость. Традиция паломничества в Палестину сильна в России и на Украине так же, как и на Кипре. Известно, что 4 августа Вы участвовали в собрании Кипрского отделения Императорского православного палестинского общества(ИППО)[2]. Какие перспективы Вы видите у «паломнического» туризма?
Георгиос Касулидис: Я как раз думаю, что это область, в которой может быть активное развитие. Рассматриваю это не только с точки зрения туризма, а в том плане, что это должно дать возможность многим православным и россиянам, и киприотам восстановить связь с тем местом, в котором родился Христос. Это одна из самых прочных связующих нитей между нашими народами. С её помощью мы могли бы ещё больше укрепить и развить отношения.
«Международная жизнь»: Спасибо большое, господин Посол за Ваши ответы!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs