Соглашение, достигнутое в ходе совещания стран-членов ОПЕК 28 сентября «на полях» международного энергетического форума в Алжире, создало новую ситуацию не только на мировом нефтяном рынке, но и на геополитическом пространстве, охватывающем в том числе регион Ближнего и Среднего Востока. Впервые с 2008 года достигнута договоренность не просто о замораживании суточных объемов добычи нефти участниками картеля, но о ее существенном снижении - на 700 тысяч баррелей, до 32,5 млн. баррелей с нынешних 33,24 млн. баррелей в сутки. «ОПЕК приняла сегодня исключительное решение» - заявил министр нефти Ирана Бижан Зангане: «Через два с половиной года картель достиг консенсуса по вопросу управления рынком». (reuters.com)
И ходя указанное соглашение еще должно быть официально подтверждено на саммите ОПЕК в ноябре в Вене (в рамках которого возможно участие России) – значимость произошедшего не следует недооценивать. Об этом свидетельствует и реакция рынков – стоимость нефти Brent сразу же подскочила на 6%. (rbc.ru)
В достижимость соглашения накануне совещания в Алжире верили немногие. Пессимистические сигналы посылал министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих, еще утром 28 сентября предрекавший, что не ожидает никакой конкретной договоренности ранее ноябрьского саммита ОПЕК: «Разрыв между странами ОПЕК растет. Я не ожидаю никакого соглашения за рамками консультаций». (vestifinance.ru)
Каковы же ключевые факторы, приведшие к заключению соглашения, и, очевидно, способные оказать долгосрочное влияние на развитие отношений между странами-членами ОПЕК не только в энергетической, но и в других, в том числе политических, сферах?
Во-первых, это определенное взаимопонимание, достигнутое между двумя антагонистами в рамках нефтяного картеля – Саудовской Аравией и Ираном. Именно противоречия между ними сорвали гораздо менее амбициозное соглашение в Дохе в апреле текущего года – и именно их ослабление сыграло прямо противоположную роль в Алжире. В настоящее время Саудовская Аравия является крупнейшим производителем нефти среди стран ОПЕК. Уровень добычи составляет более 10,7 млн баррелей в сутки. Согласно имеющейся информации, параметры саудовско-иранской сделки, обсуждавшейся в строго секретном режиме еще до совещания в Алжире, предусматривают, что Эр-Рияд сократит собственную добычу до 10,2 млн баррелей в сутки при условии, что Иран согласится заморозить добычу на текущем уровне, составляющем около 3,6–3,7 млн баррелей и откажется от намерения нарастить добычу до уровня, превышающего 4 млн баррелей. (rbc.ru)
По данным американской газеты The Wall Street Journal, Саудовская Аравия сделала подобное предложение Ирану еще месяц назад, и Тегеран не стал отвергать его «с порога» - как это происходило в подобных случаях ранее. (wsj.com)
И хотя официальной позицией Тегерана остается намерение нарастить уровень добычи до 4,2 млн. баррелей в сутки, сама готовность сторон рассматривать различные компромиссные варианты сыграла, очевидно, одну из ключевых ролей в успехе алжирского совещания. (rbc.ru)
По свидетельству министра нефти Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха, Ирану разрешат добывать «на максимальных уровнях в разумных пределах». (rbc.ru) Конкретные параметры предварительной саудовско-иранской договоренности заключаются в том, что Саудовская Аравия сократит собственную добычу на 442 тысячи баррелей в сутки (до 10,145 млн баррелей), а Ирану «рекомендована» квота 3,7 млн. баррелей в сутки – что на 52 тысячи баррелей превышает нынешний уровень добычи в Исламской республике. (vestifinance.ru)
Во-вторых, (и этот фактор в значительной степени объясняет влияние предыдущего) – социально-экономические проблемы, вызванные долговременной игрой Саудовской Аравии на понижение нефтяных котировок, стали настолько очевидными, что потребовали адекватной реакции со стороны членов картеля. «Доходы стран — экспортеров нефти и нефтяных компаний драматически сократились, увеличив нагрузку на их бюджет и препятствуя экономическому росту», - так объяснила ситуацию сама ОПЕК. (opec.org)
В переводе на конкретные показатели это записано, в частности, в принятом на днях саудовскими властями решении сократить уровень зарплат высших должностных лиц на 20% и урезать льготы для государственных служащих. Дефицит саудовского бюджета в 2015 года достиг 16% валового внутреннего продукта, что стало худшим показателем среди 20 ведущих мировых экономик. С 2014 года власти страны были вынуждены потратить порядка 150 млрд долларов национальных финансовых резервов, а международное рейтинговое агентство Moody's в мае текущего года понизило рейтинг долга Саудовской Аравии до уровня А1 (это ниже рейтингов Катара и Объединенных Арабских Эмиратов). (vestifinance.ru)
Источники The Wall Street Journal в этой связи особо выделяют роль лично министра нефти Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха – который из противника соглашения о замораживании и тем более сокращении нефтедобычи неожиданно превратился в его сторонника. Как утверждает орган американских деловых кругов, внимание министра привлек новейший аналитический прогноз ОПЕК о том, что в случае продолжения бездействия картеля в 2017 году на мировом нефтяном рынке сохранится переизбыток нефти (ранее Эр-Рияд утверждал, что сокращение предложения начнется уже в этом году). Эти данные свидетельствуют о том, что негативный экономический эффект от низких цен на нефть будет длиться дольше, чем предполагали саудовцы, - указывает газета и продолжает, ссылаясь на источник, близкий к министерству нефтяной промышленности Королевства: «Давление нарастало. Аль-Фалих и правительство поняли, что они должны показать, что они не просто молча смотрят на то, как страдает их экономика и экономики других стран».
При этом особую обеспокоенность Эр-Рияда вызвал возможный провал самого амбициозного плана королевства в финансово-энергетической сфере – запланированного на 2018 год выхода на IPO государственной нефтяной компании Saudi Aramco. Данный шаг является центральным пунктом плана по диверсификации экономики Саудовской Аравии, и сохранение нефтяных котировок на уровне 50 долларов за баррель способно негативно повлиять на оценку вышеуказанной компании. (rbc.ru)
В-третьих, в ходе переговоров в Алжире удалось решить еще одну проблему, ранее препятствовавшую достижению соглашения – «особое мнение» тех государств, добыча нефти в которых значительно сократилась по объективным причинам, в частности, Ливии и Нигерии. Они выступали против картельного замораживания добычи на существующем уровне, поскольку это фактически ставило бы крест на их попытках переломить ситуацию и обеспечить собственные интересы. Теперь же обе страны выведены за рамки соглашения о сокращении добычи. Более того, им разрешено наращивать добычу «на максимальных уровнях в разумных пределах», поскольку, как подтверждено в решении совещания в Алжире, оба государства пострадали от последствий непрекращающихся гражданских войн и активности террористических организаций.
В-четвертых, «сговорчивость» Саудовской Аравии и ее партнеров по игре на понижение нефтяных котировок стала следствием аналитического доклада, который аккурат накануне совещания ОПЕК в Алжире обнародовал BankofAmericaMerrillLynch. Его аналитики пришли к выводу, что «ценовые войны», которые вели страны-члены картеля, а также США, с тем, чтобы сбить цены на нефть на мировом рынке, потеряли свою актуальность, поскольку выгоды от наращивания добычи для картеля оказались слишком незначительными в сравнении с затраченными усилиями.
Эксперты Bank of America Merrill Lynch отметили снижение воздействия низких цен на объем спроса на нефть – на чем последние несколько лет базировалась нефтяная стратегия Саудовской Аравии и ее партнеров по ОПЕК. По подсчетам аналитиков банка, при средней цене в 50 долларов за баррель в течение следующих 15 лет спрос на нефть вырастет за тот же период на 11,8 млн баррелей в сутки, а при средней цене в 65 долларов - на 10,2 млн баррелей в сутки. В пересчете на один год это дает суточный прирост всего лишь на 110 тысяч баррелей. Данное обстоятельство означает, что для ОПЕК нет смысла далее существенно наращивать добычу нефти, - таков окончательный вывод экспертов Bank of America Merrill Lynch. (rbc.ru).
А, следовательно, нефтяные игры ОПЕК меняют свой вектор на прямо противоположный – в сторону содействия обратному отскоку нефтяных цен вверх с тем, чтобы компенсировать нынешние социально-экономические издержки.
В-пятых, и это, пожалуй, самый «долгоиграющий» фактор в том, что касается развития ситуации в рамках ОПЕК, а также в регионе Ближнего Востока, успех алжирского совещания был достигнут на соответствующем информационном фоне, созданном в США. Обе палаты Конгресса США преодолели вето президента Барака Обамы на закон под названием «Справедливость против спонсоров терроризма» (JASTA). Данный документ дает право семьям погибших в результате терактов 11 сентября 2001 года подавать иски против государств, которые поддерживали деятельность этих организаций на территории США с возможностью наложения ареста на банковские счета и активы этих стран (в числе которых фигурирует Саудовская Аравия). (rbc.ru)
Саудовская Аравия, со своей стороны, еще весной текущего года пригрозила в случае принятия вышеуказанного закона начать продавать казначейские ценные бумаги и другую собственность США общей стоимостью 750 млрд долларов. А достигнутое соглашение в рамках ОПЕК является еще одним финансовым и политическим ответом Эр-Рияда на действия Конгресса США и на возможное ухудшение саудовско-американских отношений.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs