ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Нандан Унникришнан: Я немного пессимистичен относительно вступления Индии в ШОС

18:38 26.09.2016 • Евгений Педанов, специальный корреспондент

В МГИМО 23 сентября завершился первый форум исследовательских центров России и Индии. Индийская сторона была представлена большой делегацией экспертов и ученых, которые приехали, чтобы наладить постоянный контакт с российским научным сообществом и способствовать развитию новой программы индустриализации своей страны. С этой целью в конференции участвовал и один из главных Исследовательских фондов Индии «Обсервер». Он был основан в 1990 году, чтобы представить индийскому руководству программу экономических реформ, и объединил своей миссией ведущих экономистов и политиков страны[1]. Старший научный сотрудник и вице-президент фонда Нандан Унникришнан дал журналу «Международная жизнь» интервью.

«Международная жизнь»: Как Вы оцениваете нынешний уровень взаимодействия между исследовательскими центрами?

Нандан Унникришнан: Между исследовательскими центрами Индии и России уровень намного ниже потенциала. Последние годы встречи различных институтов проходят раз в 2-3 года, а это очень мало. В России сотни исследовательских институтов, в Индии - десятки. Это значит, что многие из них остаются за рамками сотрудничества. И пока мы большинство институтов не подключим к нашему диалогу, мало будет новых идей и соображений о том, как развивать двусторонние отношения, которые в данный момент, кажется, зашли в тупик.

«Международная жизнь»: Возможно ли сотрудничество институтов без государственного посредничества?

Нандан Унникришнан: В Индии частично возможно, хотя сейчас было бы сложно получить на это деньги из частных фондов. Поэтому вначале, первый год - два, государство должно помочь, дать толчок, стать катализатором, а через пару лет это найдёт отклик. Как только будет отдача, частный капитал подключится. В России ситуация, конечно, другая: большинство исследовательских институтов финансируются из бюджета, поэтому, естественно, государство должно играть большую роль.

«Международная жизнь»: На какие вопросы Вы хотели бы получить ответ в ходе форума?

Нандан Унникришнан: Я бы, например, хотел понять, где видит себя Россия через 30 лет? Какая роль отведена Индии в российском стратегическом планировании? И как российское сообщество представляет нашу страну через 30 лет? Нужна ли Индия России?

«Международная жизнь»: Согласны ли Вы с советником президента РФ Сергеем Глазьевым в том, что ядро будущей экономики будут составлять нанотехнологии, биоинженерия и информационные технологии?

Нандан Унникришнан: Я бы согласился с тем, что основные компоненты «Индустрии 4.0» - это нанотехнологии, логистика и искусственный интеллект. В высоких технологиях не только может быть, но должно быть сотрудничество, потому что это будущее. В этих сферах Россия Индии может помочь, потому что многие из них не развиты, например, скажем, биотехнологии. Есть, конечно, институты, которые работают над развитием данных областей, но в России сделано гораздо больше. В нанотехнологиях также можно было бы сотрудничать. С другой стороны, в Индии самая большая проблема сегодня – это огромное количество бедных людей. Нам нужно поднять выше уровня бедности около 400 миллионов – это почти в 3 раза больше населения России. Поэтому нужно найти возможность увеличить количество рабочих мест, для этого, в свою очередь, правительство запустило кампанию «Сделать в Индии». Если хотите сотрудничать, приходите в нашу страну и производите. Вам дадут всяческие льготы и условия создадут, чтобы Ваш продукт можно было сделать в Индии. И тогда поднимется уровень жизни. Как только будет подниматься уровень жизни, начнётся спрос на товары. И тогда Индия станет очень богатым рынком для всего мира, и может стать локомотивом экономического развития.

«Международная жизнь»: Какие надежды связывает Индия со вступлением в ШОС?

Нандан Унникришнан: Индия, конечно, очень надеется, что в Шанхайской организации сотрудничества будут появляться проекты, которые будут выгодны для Индии и для всего шанхайского сообщества. Но пока еще в сфере экономики не очень много сделано, если посмотреть на последние годы работы организации. В этом вопросе я немного пессимистичен, но потенциал есть. И я надеюсь, что вход Индии и Пакистана послужит катализатором. Есть еще одна вещь: в 2015 году Россия и Китай согласились работать над «Новым шёлковым путём» и развивать инфраструктуру. Естественно, после соглашения  новые экономические инициативы не заставят себя ждать, и, надеюсь, Индия сможет от этого что-то получить.

«Международная жизнь»: Осложнит ли процедуру приёма Индии в ШОС вступление вместе с Пакистаном?

Нандан Унникришнан: Уже в Ташкенте[2] было решено, что в течение года Индия и Пакистан должны подписать все 20 или 30 договоров, которые им предоставили. И тогда они станут полноправными членами. Мы знаем, что Пакистан становится таким же полноправным членом, как и Индия. Мы в этом ничего плохого не видим. Наоборот, мы хотели бы сотрудничать больше. У нас взаимодействие в Южной Азии заторможено только из-за того, что существуют разногласия между Индией и Пакистаном. Мы не можем реализовать свой потенциал экономический, потому что у нас нет путей сообщения на север. Мы оторваны от России, от Центральной Азии из-за того, что Пакистан не даёт нам возможности посылать свои товары. Надеемся, что со вступлением в ШОС между нами будет больше доверия.



[2] На саммите в Ташкенте 23-24 июня были подписаны меморандумы об обязательствах Республики Индия и Исламской Республики Пакистан в целях получения статуса государств – членов ШОС.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати