ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии, Экспертная аналитика

Германо-австралийское сотрудничество в АТР

14:59 10.09.2016 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Смещение центра тяжести мировой политики в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) заставляет Германию искать более тесные формы сотрудничества с Австралией – ключевым союзником США и влиятельным игроком в регионе.

Берлин и Канберра наладили регулярный диалог на уровне министров иностранных дел и министров обороны. 6 сентября 2016 г. в Берлине состоялась встреча глав МИД и Минобороны двух стран, Франка-Вальтера Штайнмайера, Урсулы фон дер Ляйен и Джуди Бишоп и Марис Пейн в формате «2+2». На переговорах обсуждались перспективы выполнения соглашения о стратегическом партнёрстве Германии и Австралии, подписанного в 2013 г.

 Среди прочих затронутых тем – вопросы взаимной безопасности, конфликт в Сирии и ситуация на Украине, а также геополитическое будущее АТР и роль в нём Германии и Австралии. Следующая встреча в подобном формате пройдёт в 2018 г. в Австралии (1).

В феврале и июле с.г. Австралия и Германия издали т.н. Белую книгу – концепцию своей внешней политики. На встрече в Берлине вопросам согласования содержания австралийской и немецкой версии данного документа было уделено немало внимания. Берлин и Канберра договорились продолжить тесное взаимодействие в рамках НАТО для противодействия терроризму и экстремизму, в т.ч., в Афганистане, борьбе с пиратством и урегулированию миграционного кризиса.

Австралия – стратегический партнёр ЕС. В 2016 г. Канберра и Брюссель планируют подписать рамочное соглашение о политическом взаимодействии и соглашение о зоне свободной торговли. В 2017 г. в Германии состоится выставка инноваций и культурных программ Australia now при поддержке австралийского правительства (2). Достигнуты договорённости о программах обмена между ведущими экспертно-аналитическим центрами двух стран – германским Фондом науки и политики (Stiftung Wissenschaft und Politik) и Австралийским институтом стратегической политики (Australian Strategic Policy Institute).

Германия для Австралии – 11-й по значимости торговый партнёр. В 2015 г. товарооборот между двумя странами составил $18,6 млрд. Австралия для Германии – самый крупный поставщик минерального и иного сырья, в т.ч. свинца и цинка. Неудивительно, что  Канберра поддерживает активизацию Брюсселя на азиатско-тихоокеанском направлении, расценивая ЕС как союзника США. В частности, Канберра согласилась на участие австралийских войск в военных операциях под эгидой ЕС.

Германия является политическим и экономическим локомотивом Евросоюза, и с этой точки зрения  углубление германско-австралийских отношений выглядит вполне логичным. Не в последнюю очередь участившиеся контакты германской и австралийской дипломатии обусловлены назревающими трениями между Китаем и США – флагманом западного мира.

Берлин даёт ясно понять, что желает участвовать в формировании нового мирового порядка, и что границы Европы малы для германской внешней политики. В азиатской политике Вашингтона Австралии отведена особая роль, поскольку Канберра – не пассивный наблюдатель за происходящими геополитическими изменениями в регионе, а активный деятель.

Своё видение будущей роли Австралии в АТР Канберра изложила в Белой книге 2012 г. «Австралия в эпоху Азии» (Australia in the Asian Century) (3).

Географическое положение Австралии делает её заметным игроком не только в бассейне Тихого океана, но также в Индийском океане, вплоть до берегов Африки и Индостана. В планах у Канберры, Вашингтона и Берлина образовать консолидированный союз для противостояния китайскому влиянию в АТР.

Берлин, одновременно с этим, смотрит на сотрудничество с Канберрой как на механизм, способствующий закреплению военно-политического и экономического присутствия Германии в АТР (4). Горизонты внешней политики Германии расширяются, и больше не ограничиваются европейским материком.

Германия хочет оставить за собой право голоса в будущей картине мира, и загодя готовит для себя геополитические плацдармы. Австралия – один из них. Присутствие Германии в Австралии означает автоматически присутствие Германии в АТР, что подразумевает участие Берлина в принятии ключевых политических и экономических решений мирового масштаба.

Коллективный Запад надеется отсрочить смену геополитической парадигмы, когда пальма лидерства от Запада перейдёт к Китаю, или, в крайнем случае, занять в новой картине мира достойное место, и сохранить за собой хотя бы остатки былого влияния.

Тесное сотрудничество с Австралией позволит Берлину, если не напрямую участвовать в американо-австралийском диалоге, то оставаться с ним рядом, поскольку Вашингтон и Канберру, две англосаксонские столицы, связывает гораздо большее, чем Канберру и Берлин. При необходимости делать неизбежный геополитический выбор Канберра сделала бы него в пользу Вашингтона, и в Берлине отдают себе в этом отчёт.

Пока до такой ситуации дело не дошло, и союзнические отношения Германии и Австралии повышают геополитический авторитет этих стран.

 

1)      http://foreignminister.gov.au/releases/Pages/2016/jb_mr_160906a.aspx

2)      http://foreignminister.gov.au/releases/Pages/2016/jb_mr_160907.aspx

3)      http://www.defence.gov.au/whitepaper/2013/docs/australia_in_the_asian_century_white_paper.pdf

4)      http://www.german-foreign-policy.com/de/fulltext/59434

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати