ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Михаил Тарусин: «Консерватизм остался единственным течением, способным на объединение российского общества»

16:12 05.09.2016 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Михаил Тарусин. Фото: pravoslavie.ru.

На площадке дискуссионного клуба Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)  «Платформа» состоялось очередное заседание, посвященное перспективам идеологии консерватизма в современной России. Участники мероприятия – известные социологи и политологи – собрались для обсуждения жизнеспособности этого явления, системы ценностей и политических институтов, его обслуживающих.

В качестве докладчика в стенах клуба выступил известный российский исследователь, руководитель отдела социологических исследований  в Институте общественного проектирования   Михаил Тарусин.  Он представил вниманию экспертов свое исследование национальных ценностных ориентаций современного российского общества.

По словам руководителя дискуссионного клуба «Платформа» Алексея Фирсова, для современной политики периода постмодернизма характерна активная деконструкция, комбинирование и разрушение смыслов, свойственные эпохе постмодернизма, отрицающей любые масштабные идеи, обосновывающие устойчивость мира. Казалось бы, идея целостности, системности и научной универсальности  уступила место фрагментации и индивидуализации. Политика не стала исключением, все больше уступая место политтехнологиям. Тем не менее, большинство современных экспертов отмечают формирование в России новой идеологии, которой свойственен концепт консерватизма и поиска идентичности в современном мире.

Исследование охватывает 25 субъектов Российской Федерации, включая Москву, Санкт-Петербург и Крым (впервые с 1991 года).

По словам Михаила Тарусина,  его исследование проводилось в виде формального личного интервью  с  взрослыми респондентами из 25 субъектов Российской Федерации, включая Москву, Санкт- Петербург и Крым (впервые с 1991 года).  Несмотря на то, что выборка была во многом случайной и охватила всего 2 тысячи человек, а некоторые из опрошенных (около 30%) по ряду причин отказались от интервью,  сделанные в ходе исследования выводы свидетельствуют о том, что в современном российском обществе консервативные взгляды впервые за долгий период времени превалируют над остальными – либеральными, монархическими, социалистическими, коммунистическими и анархическими.

Исследователь также отметил, что, согласно полученным результатам, в российском обществе нет жесткой грани между сторонниками либеральной и консервативной политических концепций. Немалая часть опрошенных, хотя и разделяют ценности либерализма, нередко поддерживают укрепление государственности, традиционные религиозные и семейные ценности. Нет и прямой связи между консерватизмом и лояльностью политическому режиму в стране. Как собственно либералы, так и те, кого можно отнести к либеральным консерваторам, выступают за поступательные реформы, а не за слом сложившихся общественных отношений.  Сторонников либерализма и либерального консерватизма в России не более 12%.

Сторонники социалистической (20%) и коммунистической(5%) альтернативы  беднее остальных. Они более всего недовольны усиливающимся социальным расслоением и настроены оппозиционно в отношении современного политического режима. Однако и они разделяют часть консервативных ценностей, включая уважение к религиозным взглядам своих оппонентов, и признают  религию частью российской культуры.

Численность монархистов в современном российском обществе не превышает 5%. Однако именно они более чем остальные привержены защите традиционных семейных ценностей. Для них по-прежнему сохраняет актуальность дореволюционная триада «Бог-Царь-Отечество», как основа патриотизма. В монархической среде высоким авторитетом пользуется институт президентства, армия и Церковь.  Этим они отличаются от либералов, для которых характерно большее, чем для других опрошенных, количество незарегистрированных браков, а также сторонников атеизма (68%).

Самой неопределенной группой в России остаются анархисты. Число респондентов, сознательно отнесших себя к этому течению, не превышает 1%. По словам М.Тарусина, сторонники анархизма, согласившиеся дать интервью исследователям, так и не смогли отчетливо пояснить, за что и против чего они борются.

Согласно мнению М.Тарусина, в современном обществе сложился своеобразный консенсус в отношении ценностей консерватизма. Согласно результатам исследования, консерваторами себя назвали 49% опрошенных. Но, учитывая симпатию к ряду консервативных ценностей среди сторонников других общественных течений и идеологий, их количество вполне можно увеличить до 67-70%. Подавляющее большинство опрошенных положительно относится к воссоединению Крыма с Россией, а также поддерживает борьбу Донбасса за самоопределение (до 88% опрошенных).  Несмотря на ухудшение социального положения, особенно в последние два года, российские консерваторы остаются людьми, для которых дорога, выражаясь словами классика, «купленная кровью История». По словам М.Тарусина, большинство консерваторов лояльно относятся к традиционным российским конфессиям (прежде всего православию и исламу). 

Выступление М.Тарусина вызвало оживленное обсуждение. Наряду с поддержкой ряда выводов исследования, отмечались и его  слабые стороны. Так, к числу сторонников консерватизма автор отнес не только православных, но и мусульман. При этом в труде М.Тарусина отсутствует социологическая выборка по регионам Кавказа, которая позволила бы провести грань между приверженцами  мазхабов, в целом лояльно относящихся к существующей власти, и ряда экстремистских течений, которые к сторонникам консерватизма можно отнести с большой натяжкой. Нерешенным остался вопрос и о том, насколько осознанно называют себя консерваторами сами опрошенные, и понимают ли они специфику этого политического течения. И все же, как проект, результаты которого могут быть использованы для поиска идейных альтернатив современного российского общества, переросшего наивный либерализм первых постсоветских лет, исследование представляет собой значительный интерес.

Важнейшим элементом политической и культурной идентичности россиян стало Православие. К его приверженцам  относят себя около 80% опрошенных.  При всем том, воцерковленных людей в России  очень мало. В храм он ходят редко и  в основном на большие праздники – Пасху и Рождество. Многие женаты не первым браком, имеют по 2-3 ребенка. Сложившуюся ситуацию М.Тарусин охарактеризовал как конфликт  между внутренним мироощущением и реальным миром, в котором им приходится жить. «В современном обществе нет большой идеи, которая могла бы объединить его в единое целое, - отметил социолог. – Поэтому существует такая впечатляющая разница между тем, что думают опрошенные, и реальной линией их поведения». По мнению исследователя, в сложившихся условиях единственной идеологией, которая обладает способностью к массовой мобилизации общества, остается именно консерватизм.

 

Справка

Михаил Аскольдович Тарусин родился в 1958 году. В 1983 году окончил философский факультет МГУ по специальности социология. Один из основателей Всероссийского центра изучения общественного ВЦИОМ, руководитель отдела организации исследований Центра (1988-1993). С 1993 года – директор исследований Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). В 2001-2005 годах работал в компании Monitoring.ru.  C 2005 года – руководитель отдела социологических исследований Института общественного проектирования (ИНОП). Активно занимается разработкой идеологии либерального консерватизма.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати