Фото www.penzanews.ru
В Министерстве иностранных дел РФ состоялась презентация новой специализированной поисково-информационной системы экстренной связи, призванной помочь гражданам России, выезжающим за рубеж, в кризисных и чрезвычайных ситуациях.
Стационарно система представляет собой Ситуационно-кризисный центр, координирующий и принимающий информацию о кризисных и чрезвычайных ситуациях, в которых могут оказаться российские граждане, выехавшие за рубеж. К этой системе разработано мобильное интерактивное и многофункциональное приложение - «Зарубежный помощник», - его легко установить каждому пользователю смартфона. Приложение разработано специалистами Департамента Ситуационно-кризисный центр МИД РФ. Директор Департамента Алексей Ерхов рассказал, что 12 августа с.г. началась опытная эксплуатация данной системы одновременно на территории 144 государств мира. Система представляет собой автоматизированный круглосуточный мониторинг чрезвычайных ситуаций, оперативное оповещение о таких ситуациях граждан РФ, временно находящихся за рубежом, а также координацию их действий в зонах риска. «На максимально эффективное online взаимодействие с нашими гражданами в условиях чрезвычайных ситуаций и «заточены» программно-технические средства», - подчеркнул Алексей Ерхов.
«На максимально эффективное online взаимодействие с нашими гражданами в условиях чрезвычайных ситуаций и «заточены» программно-технические средства».
Итак, многофункциональное мобильное приложение «Зарубежный помощник» («ЗП») можно легко установить на современные мобильные устройства – смартфоны. Состоит «ЗП» из двух основных компонентов – интерфейса, который скачивают на свое устройство пользователи, и автоматизированной информационной системы, она обеспечивает многофункциональность данного приложения. Возможности многофункциональной помощи «ЗП» таковы, что можно одним касанием увидеть мониторинг чрезвычайных ситуаций, аналитические данные, их классификацию по степени сложности ситуации, в результате чего проводится автоматическое оповещение граждан об опасностях, о маршрутах возможной эвакуации при ЧС и о поиске российских загранучреждений, в зоне ответственности которых находится пользователь «Зарубежного помощника». А «ЗП» сразу «построит» вам безопасный маршрут до ближайшего пункта спасения.
В приложении «ЗП» поддерживаются и другие функции, но главная ценность мобильного приложения «Зарубежный помощник» заключается в том, что дает человеку возможность в любое время связаться с дежурным Ситуационно-кризисного центра в Москве в условиях кризисной или чрезвычайной ситуации. Сконструирован «ЗП» в трех системах - iOS, Android и Windows Phone. Как сообщил директор Департамента Алексей Ерхов, соединения пользователя, позвонившего из-за границы в Москву, пока будут производиться по тарифам сотового оператора. «Работа над безвозмездным соединением ведется, - заверил Алексей Ерхов, - мы рассчитываем завершить её на стадии перевода системы из опытной - в промышленную эксплуатацию». По словам директора Департамента, для предотвращения ложных вызовов предусмотрена система регистрации на сайте. Следует лишь указать имя, отчество, фамилию, дату рождения и номер загранпаспорта. Эти данные «привязываются» к номеру пользователя, и дежурный всегда вовремя найдет российского гражданина в зоне бедствия.
Разработчики указали на еще одну важную функцию: пользователь имеет возможность зарегистрировать сроки своего пребывания за рубежом, а также - основные маршруты и даже сопровождающих его лиц. Эти данные автоматически поступают в систему, что в случае необходимости позволяет установить количество человек в зоне риска.
Отвечая на вопрос журнала «Международная жизнь» о безопасности персональных данных пользователей, директор Департамента Алексей Ерхов отметил, что персональные данные полностью защищены, поскольку внесены в реестр федеральных государственных информационных систем. Степень защиты соответствует классу №1 (высшему). Для пользователей, которые по каким-то причинам не захотят обозначить свои персональные данные, достаточно будет внести номер своего телефона и скачать приложение «Зарубежный помощник». При этом кнопка «экстренный вызов» в мобильном приложении работает всегда. «Эта кнопка – важнейшая функция «ЗП», благодаря которой у пользователя есть возможность круглосуточно оповещать Центр или запросить обратный звонок дежурного, - подчеркнул Алексей Ерхов. - Если такой звонок поступает от зарегистрированного пользователя, дежурный понимает, с кем случилась беда; если пользователь не зарегистрирован, то виден только номер его телефона и место положения». Дополнительно в мобильном приложении «ЗП» заложена функция отправки экстренного сообщения типового формата: «задержан полицией», «попал в ДТП», «сбился с пути». Пользователь может ввести эти оповещения заблаговременно. Любой очевидец чрезвычайной ситуации также может сообщить об этом дежурному в виде sms или фото- и видео- сюжета.
Как отметил Николай Александров, начальник Отдела информационного обеспечения программного комплекса и мобильных приложений Департамента МИД РФ, данная система проектировалась с учетом интерактивного развития и совершенствования коммуникационно-информационных технологий. Например, у кого-то нет iPhone, - для них предусмотрены недорогие временные образцы аппаратов в странах пребывания за рубежом для возможного скачивания мобильного приложения «ЗП». Можно и со стационарного телефона позвонить в Центр, который работает в МИДе круглосуточно 365 дней в году. Непосредственное взаимодействие с гражданами в зоне ЧС осуществляется через колл-центр Департамента Ситуационно-кризисный центр МИД РФ. Мониторинг оперативной обстановки за рубежом ведется программно-аппаратным комплексом на основе сообщений, поступающих из 5 тысяч информационных источников на русском, английском, французском языках и частично арабском языке. Как отметил Николай Александров: «Аппаратура позволяет создавать визуализированные электронные сводки, формировать аналитические прогнозы и отслеживать их развитие». Все это хранится в базе данных в МИД РФ. При обнаружении потенциальной зоны риска пользователю поступает уведомление с предупреждением об опасности. Есть такая услуга, как предупреждение о кризисных ситуациях за рубежом. Например, о закрытии того или иного аэропорта, об отмене рейсов по погодным условиям, о приближающемся цунами и т.д. Важно получать информацию и от пользователей, поэтому приветствуется обратная связь.
Информационно-справочный раздел «Зарубежного помощника».
База данных о российских загранучреждениях, рекомендации о порядке действий в чрезвычайных и кризисных ситуациях – все это есть в приложении «ЗП». Здесь же и полезные советы выезжающим за границу. Немаловажный вопрос – работа «ЗП» без Интернет соединения. Мобильное приложение конструировалось с учетом максимальной информационно-справочной наполненности, при условии незначительного объема памяти мобильного устройства. Справочные базы данных могут скачиваться по отдельным странам раздельно. Возможно использование этой функции без постоянного подключения к сети Интернет, можно совершить экстренный вызов в МЧС, получить и отправить sms, позвонить в российские загранучреждения (РЗУ) и воспользоваться справочником. «Новые программные и аппаратные возможности Департамента Ситуационно-кризисный центр МИД РФ будут способствовать повышению эффективности взаимодействия и поддержки Министерством иностранных дел РФ граждан России за рубежом при возникновении и кризисных, и чрезвычайных ситуаций», - подчеркнул Алексей Ерхов. Директор Департамента пообещал держать представителей СМИ «в курсе совершенствования данной мобильной помощи». В планах Департамента – развитие мобильной системы оповещения, предназначенной для помощи российским гражданам за рубежом. «Но «Зарубежный помощник» – не панацея и не «волшебная палочка», которая разом может решить все проблемы», - отметил Алексей Ерхов. Ей еще предстоит зарекомендовать себя на равнине, в горах и на водных просторах. Добавим, что опытная эксплуатация мобильной системы будет продолжаться до 31 декабря текущего года. У Департамента уже есть и некоторый эксплуатационный опыт – данное мобильное приложение было опробовано недавно во время августовских пожаров в Калифорнии. По словам заместителя директора Департамента Александра Панкова, «горячая линия» Ситуационно-кризисного центра в МИД РФ приняла и обработала тогда более 3 тысяч звонков.
У Департамента Ситуационно-кризисный центр МИД РФ есть и другие информационные проекты. В частности – сайт www.sos.mid.ru , где размещен «массив» информации, содержащий, например, рекомендации по безопасному пребыванию российских граждан за рубежом, а также - материалы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Теперь и «Зарубежный помощник» готов облегчить положение российских граждан за рубежом, оказавшихся в кризисных или чрезвычайных ситуациях. «Только обратная связь от граждан позволит нам понять, насколько прочна данная система оповещения», - подчеркнул Директор Департамента Ситуационно-кризисный центр МИД РФ Алексей Ерхов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs