ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

НАТО-Россия: куда ведут переговоры?

11:42 16.07.2016 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

И вот перед нами новый раунд переговоров Совета Россия-НАТО. Переговоров, который были прерваны НАТО после украинских событий. Тогда они сделали вид, что игнорируют Россию. Сейчас ясно, что Россию игнорировать невозможно, а потому и пошла из Брюсселя инициатива возобновить диалог в рамках Совета. Для начала на уровне послов.

Для того, чтобы лучше понять побудительные мотивы НАТОвцев и западников, в целом, надо оглянуться вокруг – много интереснейших вещей происходит. В частности тех, что совсем не добавляют оптимизма в столицах Североатлантического пакта. А отсутствие оптимизма вызывает волнение перед грядущим, которое по факту влечет за собой неуверенность в завтрашнем дне и, в итоге, выводит НАТОвских стрелков прямо на тропу, ведущую к берлоге русского медведя.

Сегодня они ступили на эту тропу, обремененные массой тревог и забот самого разного плана. А потому сам факт возобновления переговоров с Россией является для них, так сказать, интенсивной психологической терапией, нацеленной на выработку позитивного мышления в штормовых условиях кризиса.

Обратите внимание, что решение о том, чтобы пригласить Россию за стол переговоров Совета произошло не только в связи с проведением в Варшаве очередной встречи НАТО на высшем уровне, о которой мы писали в статье «Течет Висла: путь от Варшавского договора до саммита НАТО», но также в обстановке сразу нескольких кризисов.

Их, этих кризисов, довольно много, и с каждым надо что-то делать, а, значит, на это требуется время, и это время надо Западу выиграть, пригласив Россию на очередной тур переговоров, чтобы хоть на этом направлении у них была уверенность в отсутствии всяких неожиданностей. Историей доказано – Запад идет на переговоры только тогда, когда сам в них заинтересован. А нет у него интереса в те годы, когда он чувствует себя сильным и может решить вопросы военной силой. Сейчас – период слабости. И вот – некоторые его подробности в событиях последних суток.

Итак. Итальянские банки, сообщают «Евроньюс», находятся в беде. Состояние фактически предбанкротное — только за последние две недели индекс итальянского банковского сектора упал на 30%. Эксперты полагают, что коллапс итальянских банков может вызывать волну банкротств, которая распространится на весь Евросоюз или даже на всю Планету.[i]

Затем. «Риск заключается в том, что решение Британии о выходе из ЕС может сыграть роль последней соломинки, которая переломит спину верблюда», — считает замглавы «Риксбанка» (Швеция) Мартин Флоден, отмечая, что Евросоюз вероятно находится на грани нового финансового кризиса.[ii]

Далее. Власти Китая сделали жесткое представление США из-за ситуации в Южно-Китайском море и посоветовали «подумать над своим словами и поступками». Это произошло после того, как сначала постоянная палата Третейского суда в Гааге постановила, что «у Китая нет законных оснований заявлять свои права на ряд районов в акватории Южно-Китайского моря», а вслед за этим официальный представитель госдепа Джон Кирби заявил, что США «рассчитывают на соблюдение Китаем решения суда в Гааге по ситуации в Южно-Китайском море, отказ же будет приравниваться к нарушению Пекином международного права». Выслушав это, Китай пообещал принять все необходимые меры для защиты своего суверенитета в Южно-Китайском море. А палату третейского суда в Гааге Пекин назвал «марионеткой» внешних сил.[iii]

Brexit, бесспорно, стал хитом июня, задав новую траекторию переформатирования западного политического пространства, откуда уже побежали! Причем, «побежали» самые умные и дальновидные – англичане, которым надо отдать должное: уж стратегические планы они лучше других умеют выстраивать на десятилетия вперед, и видят ситуацию во всей её полноте. А потому и смекнули: добром нынешний кризис для Евросоюза не кончится. А уж назначение Бориса Джонсона на пост министра иностранных дел Великобритании потрясло даже видавших виду западных комментаторов. Это – намек на совершенно новую внешнюю политику Лондона, не иначе…

Итого: финансовый кризис способен перейти на новый, более серьезный уровень и затронуть все страны НАТО; Китай прямо огрызнулся на решение суда в НАТОвской юрисдикции, и западники должны на это как-то реагировать, чем-то «наказать»; Евросоюз уже на пороге переформатирования. Сегодняшний теракт в Ницце – это удар по безопасной жизни в Европе со всеми вытекающими последствиями… А тут ещё Турция рванула!

Что делать?

Этот окаянный русский вопрос встал сегодня перед Западом. И ответ на него там начали искать, для чего и необходима переговорная пауза в отношениях с Москвой на фоне наращивания контингентов ВС НАТО у наших границ.

Конечно, четыре батальона особой угрозы не составляют, но дело, по мнению военных специалистов в том, что не в этих сотнях солдат угроза. Угроза для нас таится в самом факте приближения НАТОвских структур к государственной границе. Договаривались же прежде, что в Прибалтике не должно быть войск Альянса, но «партнеры» пренебрегли этими договоренностями и придумали историю про «ротацию» - типа: войска там расквартированы не на постоянной основе, а регулярно меняются. Да – меняются, только вот численность не убывает. В общем – игра словами. И вот в эту игру они теперь пытаются затащить нас.

При этом «партнеры» понимают, что мы пойдем на контакт. Во-первых, Россия никогда не отказывалась вести переговоры, даже самые безнадежные. Во-вторых, они знают, что в Москве умеют считать, в том числе и военные расходы, которые на сегодня выглядят так: НАТО планирует увеличить расходы на оборону до 1 триллиона долларов; Россия тратит на эти цели 67 миллиардов долларов…

Как пишет один из блогеров: «Обычное лицемерие Запада. Они под воинственную риторику добились, чего хотели. Один район ПРО в Румынии уже построен. Другой в Польше будет построен. Войска размещены в Прибалтике (самолёты, бронетехника, пехота). Там же будут строится новая инфраструктура, логистические центры, склады. Скорее всего, решение о вступлении в НАТО Финляндии и Швеции, а заодно Грузии и Молдавии, уже принято. Украину и без официального принятия в НАТО насытят войсками… В Южной Корее строится ещё один позиционный район ПРО. Усиливается военная составляющая Японии… А теперь пришло время заявлять о миролюбии и отсутствии желания вступать с Россией в конфронтацию».

По всей границе России, кроме монгольской и китайской, неспокойно. «Петля Анаконды» - план по охвату наших границ от Финляндии и Норвегии на севере через Прибалтику, Восточную Европу, Черноморский регион, Кавказ, Среднюю Азию и далее – до Тихого океана – реализуется. Достаточно посмотреть на карту.

И вот теперь «партнерам» надо «зафиксировать» появление новых войск у наших рубежей, и они затевают переговоры. Заметьте, не «До» размещения, а «После».

…Вот примерно, какова была диспозиция перед возобновлением переговоров в рамках Совета Россия-НАТО. И неслучайно для их ведения прибыли из Москвы военные. Политики, как думали на Западе, свои решения приняли, и военным экспертам предстоит их реализовывать. Однако на сей раз НАТОвский пасьянс не сложился. Видно, что в Москве не стали, как бывало прежде, идти на переговоры с распростертыми объятиями и дружественным настроем. А сами «партнеры» этого настроя не уловили «До» переговоров. Зато прочувствовали «В ходе», и признались в том «После».

 

Йенс Столтенберг. Фото РБК

«У нас не было сближения позиций», - заявил генсек альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи.[iv] Если выделить из его речи основное, то картина такая:

- В ходе заседания не удалось прийти к общему видению причин нынешнего состояния отношений между Российской Федераций и странами Североатлантического альянса.

- Со стороны НАТО России была передана информация о решения саммита альянса, прошедшем в Варшаве 8-9 июля. Достигнутые на саммите соглашения приняты с целью повышения безопасности входящих в альянс государств. Россия, в свою очередь, сообщила нам о шагах, которые она предпринимает.

- Заседание было полезным, открытым и искренним. Атмосфера на заседании была хорошей. Но вот результатов не было никаких. Сегодня не было сближения позиций.

- Военные каналы связи НАТО-Россия не закрыты, теперь их нужно использовать для сокращения рисков военных инцидентов.

- У НАТО есть правила для военных действий, как двусторонних, так и многосторонних. Мы все упорно трудились, чтобы развивать их на протяжении многих лет. Мы должны уважать букву и дух этих правил.

- США на заседании Совета сообщили об усилении американского присутствия в Европе.

- Прозрачность и снижение риска особенно важны, если мы хотим избежать инцидентов, несчастных случаев и недоразумений.

- Приветствуем предложения России по снижению рисков безопасности в воздухе в Балтийском регионе.

- Россия проводит внезапные военные учения, что является нарушением правил соглашения и провоцированием напряженности. НАТО выступает за то, чтобы решить проблему.

- Диалог в рамках Совета будет продолжен. Дату и формат новой встречи еще предстоит определить. Мы обсудим транспарентность, снижение рисков, предложение России о безопасности в воздухе в районе Балтии.

- Стороны, в первую очередь, обсудили ситуацию на Украине. У России и альянса есть разногласия по этому вопросу, однако, участники Совета согласились, что мы все должны работать в направлении урегулирования конфликта на востоке Украины дипломатическими и мирными средствами. Это позволит Украине развиваться свободной от насильственных вмешательств извне. И это будет способствовать общему улучшению отношений между НАТО и Россией.

- НАТО обеспокоена участившимися случаями нарушения прекращения огня на Украине. Все стороны, подписавшие минские соглашения, должны выполнять свои обязательства.

- Украине пока не стоит рассчитывать на вступление в состав альянса.

 

Александр Грушко. Фото inforu.news

Со своей стороны, постоянный представитель России в НАТО Александр Грушко на пресс-конференции выделил[v] вот какие позиции:

- Опасность в том, что на сегодняшний день конфронтационная политика альянса выстроена вокруг мифической угрозы со стороны РФ и военных приготовлений у наших рубежей. Территория восточно-европейских членов альянса, которые объявили себя прифронтовыми, превращается в плацдарм для военных развертываний и оказания военно-политического давления на Россию.

- Сначала НАТО принимает решение о расширении, о приеме новых членов, затем начинает в военно-техническом плане осваивать территории этих новых членов, размещать там дополнительные потенциалы под предлогом того, что их необходимо защищать. Это все ведет к тому, что мы можем оказаться в спирали гонки вооружений, которая никому не нужна.

- Может Россия не обращать внимания на эту новую военную реальность? Не может. За последние десятилетия западное направление было наиболее спокойным, мы никак не меняли конфигурацию наших сил, но сегодня НАТО вынуждает нас своими действиями адаптировать и наше военное строительство к новой ситуации в области безопасности.

- Россия считает необоснованным усиление НАТО присутствия на восточном фланге. Мы считаем эти меры избыточными, контрпродуктивными. Они носят конфронтационный характер, ослабляют общеевропейскую, региональную безопасность и возвращают нас к схемам обеспечения безопасности времен «холодной войны».

- В наши отношения с восточно-европейскими странами вводится военное измерение, которого никогда не было. Прибалтика и Польша превращаются в плацдарм военно-политического давления на Россию, и переводит отношения с этими территориями в военное измерение.

- Размещение батальонов организации в этих регионах противоречит положениям Основополагающего акта Россия-НАТО.

- Мы открыты к тому, чтобы вести разговор о том, как минимизировать риски опасных инцидентов военного характера.

- Путь к стабилизации в Европе лежит через замораживание решений о развертывании новых сил НАТО в Восточной Европе.

- Мы исходим из того, что путь к стабилизации ситуации, оздоровлению обстановки пролегает не через разработку каких-то косметических мер доверия, хотя и об этом у нас был разговор во время заседания, а через замораживание военных развертываний, которые осуществляют страны НАТО вблизи российских границ, сокращению там военной активности. И в дальнейшем — отвод уже развернутых подразделений в места постоянной дислокации.

- НАТО создает новую реальность в Европе, которая подрывает военную безопасность.

- Североатлантический альянс своими шагами нарушает царящее равновесие, и после решений, принятых на варшавском саммите, российская сторона будет вынуждена ответить на них зеркальными мерами.

- НАТО заставляет Россию адаптировать российское военное строительство, и хотя это не выбор Москвы, она примет меры для защиты безопасности.

- Москва ответит на действия НАТО адекватно. С нашей стороны будет сделано все необходимо для того, чтобы надежно обеспечить обороноспособность страны на этом направлении.

- Ситуация в Афганистане (давление на Россию с юга – С.Ф.) это не только интерес с точки зрения общей ситуации с безопасностью, но и необходимость обеспечить безопасность РФ и ее ближайших союзников.

- Мы указали на то, что ситуация в Афганистане требует объединения усилий всего международного сообщества. Мы выразили сожаление относительно того, что ещё совсем недавно у нас было очень продуктивное взаимодействие по Афганистану. Целый ряд проектов, которые мы реализовывали в рамках СРН, оказывали позитивное воздействие не только на ситуацию в Афганистане, но и были реальным вкладом в обеспечение безопасности россиян и европейцев.

- Были дискуссии относительно числа экстремистов «Исламского государства» в Афганистане, а также количества территорий, которые подконтрольны талибам.

- Россия готова к разговору о минимизации рисков опасных инцидентов военного характера.

- Россия готова к предметным консультациям на военном уровне о безопасности полетов в Балтийском регионе. Важный момент заключается в том, что наши военные объявили: мы поддерживаем план финского президента по повышению безопасности полетов в воздушном пространстве над Балтикой. Мы готовы к предметным консультациям на военном уровне с представителями стран альянса и другими странами, которые осуществляют военно-воздушную деятельность в этом регионе. Посмотрим, готово ли НАТО двинуться по этому пути.

- Мы сделали конкретное предложение и заявили, что наша авиация готова летать с включенными транспондерами по определенным маршрутам. Разумеется, мы рассчитываем на то, что и страны НАТО будут к этому готовы. Речь идет не только о странах НАТО, но и других государствах, которые осуществляют военную деятельность в этом регионе. Транспондеры – это сложнейшая проблема, связанная с тем, как регулировать военное воздушное движение и гражданское воздушное движение. Это не только проблема, связанная с практикой полетов российской авиации в этом регионе. Это проблема, которая должна решаться во взаимодействии между гражданскими и военными службами.

- Не все страны НАТО летают с включенными транспондерами. Скорее, все летают с выключенными транспондерами. Мы хотим, чтобы военные специалисты собрались и договорились об этом. Если будет достигнута такая договоренность, это могло бы стать первым и очень важным шагом на пути к деэскалации, о которой все время говорят наши партнеры.

- Мы предложили провести консультации между военными. Мы исходим из того, что если страны НАТО реально заинтересованы в том, чтобы ситуация в области безопасности в Балтийском регионе улучшалась, они должны согласиться с этим предложением и поручить своим военным принять участие в соответствующих консультациях.

- Внесение изменений в Венский документ ОБСЕ, на которых настаивает альянс для наблюдения за внезапными учениями в РФ, не укрепят европейскую безопасность при нынешнем уровне конфронтации. Мы считаем, что, во-первых, когда мы сталкиваемся с такого рода конфронтацией и соревнованием в военном плане, все эти дополнительные меры, такие как улучшение и модернизация Венского документа, не сработают. Мы ожидаем от НАТО, по крайней мере, остановиться и начать двигаться в обратном направлении, сократить деятельность и вернуть силы в места базирования в мирное время.

- «Холодная война» показала, что контроль над вооружениями и процесс построения доверия дает результаты только когда есть общее видение неделимой Европы, политического проекта общей европейской архитектуры безопасности.

- Мы обсуждали Черное море. Мы считаем, что любой рост военной активности стран НАТО в черноморском регионе дестабилизирует ситуацию и не способствует безопасности в регионе.

- Все члены Совета признали, что никакой альтернативы, кроме политического урегулирования кризиса на Украине нет, и что необходимо предпринять все необходимое, чтобы обеспечить полное выполнение минского пакета.

- Мы указали на то, что оказывая политическую, военную поддержку киевским властям, страны НАТО фактически подыгрывают «партии войны» в Киеве, подогревают реваншистские устремления. Особую тревогу у нас вызывает то, что подготовленные «учителями» и инструкторами США, Канады и других стран подразделения украинских вооруженных сил перебрасываются в зону конфликта.

- Никакой российской военной активности на Украине нет, для урегулирования кризиса в этой стране необходимо выполнение политической части минских договоренностей.

- Существуют различные механизмы, в том числе, «нормандская четверка», контактная группа, механизмы ОБСЕ. Решение украинского кризиса зависит от способности киевских властей выполнять те шаги, которые были намечены.

 

Как видите, обсуждено было многое. И всё – по периметру наших границ. «Петля Анаконды» – это не игра ума, а стратегия наших «партнеров». Заметим, что американцы прямо заявили об усилении своих войск в Восточной Европе. Этакий фактор «давления».

Да ещё вполне угадываемая попытка «растянуть» российскую оборону по периметру огромных границ, чтобы получить «свободу рук» на… Тихом океане. Да-да, именно там, на Востоке, в XXI веке, уже скоро, развернутся основные битвы за мировое первенство. Китай, как мы напомнили в начале материала, уже огрызается на попытки США и Запада командовать у его берегов – где Южно-Китайское море, а где Гаага?.. Дальше будет ещё жестче.

И в этих условиях для НАТО выгодно отвлечь Россию на Запад, устроить «растяжку», чтобы у Москвы просто не хватило сил и средств – ни военных, ни финансовых – и для обороны западных границ, где возможны провокации, и для одновременной помощи Китаю, когда на него навалится мощь гегемона, готово воевать за свою власть. Церемониться никто не будет – на кону лидерство на 100 лет вперед. Как минимум…

Впрочем, из Германии, например, раздаются более мягкие высказывания – «представители РФ и НАТО выразили надежду на продолжение диалога и сохранение Совета Россия-НАТО в качестве площадки для проведения переговоров», заявил глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Он отметил: «В ходе встречи выяснилось, что обе стороны надеются на продолжение диалога и обмена и сохранения Совета Россия-НАТО в качестве форума для переговоров».[vi]Встреча прошла в конструктивном ключе, а центральное место в ней заняли вопросы «прозрачности и снижения рисков». Благость, не иначе… Или уже к будущим выборам в Германии готовятся – чувствуют настроения избирателей?

Да и из Вашингтона вдруг донеслись голоса, явно сигнализирующие о том, что там очень нужна пауза, и переговоры с Россией эту паузу должны сцементировать. «Американские военные нуждаются в поддержании диалога с российскими коллегами», заявила старший директор министерства обороны по вопросам Европы и НАТО Рейчел Эллхьюз: «Поддержание диалога важно… Мы прекратили обычное сотрудничество с Россией и, по сути, свернули сотрудничество на уровне военных (признание! – С.Ф.). Теперь мы продолжаем этот диалог, и особенно важно поддерживать его в Сирии, чтобы избежать недопонимания… Недопонимание или инциденты — это последнее, что нам нужно».[vii]

Это им, как видно, нужно. А то, что нам нужно, они учитывают? Не зря же директор добавила, выступая в Конгрессе: «Если ситуация будет ухудшаться, мы должны будем фундаментально пересмотреть нашу оценку российской угрозы».

Весьма скептически относится к попыткам НАТОвцев вести «разговор без результатов», то есть «переговоры ради переговоров» депутат Государственной думы Вячеслав Никонов. В интервью CNN он отметил, что «Совет Россия-НАТО создавался для управления в кризисных ситуациях, но каждый раз, когда возникал кризис, Запад прекращал контакты. В данный момент никакого смысла в нем нет».[viii] Учитывая решение о размещении четырех новых батальонов в Польше и странах Балтии, а также развертывание системы ПРО в Польше и Румынии, все выглядит так, будто в НАТО готовятся к войне с Россией, сказал он.

И не стоит этому удивляться, если в заключительном коммюнике НАТО по итогам саммита в Варшаве сказано, в частности, что Москва «нарушила ценности, принципы и обязательства, которые лежат в основе отношений между Россией и НАТО».[ix]

На сессии Совета Россия-НАТО представители альянса ограничились пересказом итогов недавнего саммита в Варшаве, не сделав предложений по деэскалации, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: «Ничего нового мы, по сути, не услышали».[x]

Показательно, что сразу же за саммитом в Варшаве в Кремль прилетел госсекретарь США Джон Керри. И ни в сообщении Кремля о переговорах, ни на пресс-конференции по итогам почти 10-часовых бесед Джона Керри с Сергеем Лавровым[xi] не было даже слова о саммите в Варшаве или про заседание Совета Росси-НАТО.

Похоже, что нам эти их игры не слишком интересны – знаем, чем и как ответить. Тем более что у самих «партнеров» просто «за углом» уже целый сонм проблем.

Ну, а, мы? А что – мы? Подождем, постоим, посмотрим. Прикинем «на глаз». В общем, как заведено испокон веков…



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати