Прошедшие «в позитивном русле» телефонные переговоры президентов России и Турции показали, что Москва приняла, пусть сбивчивые и половинчатые, но извинения Анкары за сбитый военный самолет. Извиниться перед Россией прямо и недвусмысленно Реджеп Таййип Эрдоган, почти сразу после инцидента заявивший, что делать этого не будет, просто не мог, и очевидно, в Москве это понимали. Но иного выхода у Эрдогана не оставалось: он не нашел в связи с атакой на СУ-24 поддержки ни у НАТО, ни у США, а жесткая позиция России практически связала ему руки в Сирии. Вдобавок, катастрофически «просел» турбизнес, практически лишенный российских туристов. И все это – на фоне резкого обострения курдской проблемы в самой Турции.
По словам Дмитрия Пескова, «Не нужно думать, что за несколько дней удастся все нормализовать, но работа в этом направлении будет продолжаться». Кстати, глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу уже засобирался в Сочи на заседание Организации черноморского экономического сотрудничества. (http://t24.com.tr) В последнее время о ней мало слышно, но она является эффективным «зонтиком» для полуофициальных контактов. Так, единственным официальным представителем Еревана в Турции является как раз его представитель при ОЧЭС.
Извинения Эрдогана прозвучали спустя несколько часов после того, как было объявлено о примирении Турции с Израилем после многолетнего замораживания отношений. Совпадение случайное, но символическое. По образному выражению обозревателя газеты «Хюррийет» Мурата Йеткина, «стакан переполнился», и теперь Эрдогану приходится налаживать отношения со всеми «проблемными» партнерами. (http://sosyal.hurriyet.com.tr)
На днях Турция и Израиль подписали договор о нормализации, если не сказать восстановлении двусторонних отношений. Напомним, что отношения между странами были практически заморожены в 2010 году после инцидента с так называемой «Флотилией свободы». Израильские спецназовцы, высадившиеся на суда, намеревавшиеся прорвать с моря блокаду сектора Газа, столкнулись с ожесточенным сопротивлением на борту турецкого парома «Мави Мармара», погибли девять граждан Турции. Тогда Анкара потребовала от Израиля извиниться за нападение (это было сделано три года назад), выплатить компенсации семьям погибших, а также снять блокаду с сектора Газа. В качестве меры дипломатического воздействия Турция отозвала из Израиля своего посла. Израиль ответил тем же. Впрочем, бой на «Мави Мармаре» стал лишь последней каплей: отношения между странами стали стремительно ухудшаться с самого прихода к власти в Турции Партии справедливости и развития (ПСР), во внешней политике ориентировавшейся на мусульманские страны.
А незадолго до инцидента с паромом случился скандал между Эрдоганом и Шимоном Пересом в Давосе. После которого обидчивый, но очень амбициозный турецкий лидер прекратил ежегодные посещения швейцарского курорта, организовав у себя дома альтернативный «Всемирный политический форум», на который собирал дружественных Турции политиков и общественных деятелей. Уже тогда Израиль практически превратился во врага.
Основные условия урегулирования отношений с Израилем изложил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым: Израиль выплатит семьям погибших на «Мави Мармара» двадцать миллионов долларов и снимет «тотальную блокаду» Газы, Турция же получит возможность направлять палестинцам гуманитарную помощь и завершить строительство нескольких гражданских объектов в Газе. Впрочем, Нетаньяху дезавуировал заявление о снятии блокады, подчеркнув, что договор открывает перед Израилем «великолепные» экономические перспективы. (http://www.hurriyet.com.tr) Позже он пояснил, что имел ввиду достигнутую договоренность о строительстве газопровода из Израиля в Европу через территорию Турции. (http://t24.com.tr)
Не до конца урегулированным, судя по всему, остается вопрос о ХАМАС. За два дня до подписания договора Эрдоган и Йылдырым провели консультации с председателем Политбюро этого движения Халидом Мешалем. Очевидно, ему объяснили, что пребывание в Турции членов руководства организации, объявленной в Израиле террористической, неуместно. Во всяком случае, по израильским данным, Турция выслала лидера боевого крыла ХАМАС Салаха Арури и «установила жесткий контроль за деятельностью активистов группировки на своей территории». (http://inosmi.ru)
Сближением Анкары и Иерусалима довольны далеко не все. По мнению Jerusalem Post, в выигрыше от договора оказались палестинские экстремисты и Турция, но не Израиль; Times of İsrael назвала соглашение «дипломатической победой Турции». (http://www.hurriyet.com.tr) А по словам депутата кнесета Арэля Маргалита, договор этот ничто иное как «клеймо позора на лбу у Нетаньяху». (Цит. по: http://9tv.co.il)
В Турции настроения противников нормализации отношений с Израилем сформулировала исламистская газета Vahdet: блокада Газы остается, Анкара фактически признает оккупацию палестинских территорий, «за кровь шахидов заплачено деньгами», ну и вообще, «религия сионистов – это доллар». (http://vahdetgazetesi.com)
Турецкое руководство явно пытается вырваться из политической изоляции, в которую его загнали собственные неуемные амбиции. Судя по всему, на очереди - Египет, тем более что Ас-Сиси выразил готовность к нормализации отношений. Ну а пока Турция расплачивается за авантюрные заигрывания с сирийскими террористами – последние взрывы в стамбульском аэропорту, очевидно, стали выражением недовольства радикалов новой внешнеполитической линей Анкары.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs