Постоянный представитель РФ в НАТО, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ А.В.Грушко. Фото www.rian.com.ua
Постоянный представитель РФ в НАТО, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ Александр Грушко провел пресс-конференцию в МИА «Россия сегодня», прокомментировав итоги встречи, состоявшейся 19-20 мая в Брюсселе глав МИД государств-членов североатлантического альянса. Тема - подготовка к саммиту НАТО, намеченному на 8-9 июля в Варшаве.
Предшествовало встрече министров иностранных дел НАТО 19-20 мая в Брюсселе заседание Военного комитета на уровне начальников генеральных штабов стран альянса. Повестка мероприятий включала вопросы, которые будут вынесены на июльский саммит в Варшаве. Его цель - адаптация НАТО в военном и политическом смысле к новым условиям безопасности. Именно так было официально объявлено, как отметил Постоянный представитель РФ в НАТО Александр Грушко. По его словам, вопреки сложившейся ситуации в области безопасности в мире, НАТО пока «продолжает действовать в русле того, что было заложено идеологией решений на Уэльском саммите (4-5 сентября 2014 г.). Она, эта идеология, предусматривает, прежде всего, усиление «восточного фланга». В этой связи на нынешней встрече в Брюсселе министры иностранных дел стран НАТО дали задание министрам обороны разработать дополнительные меры (их намечено объявить на варшавском саммите НАТО) по усилению «восточного фланга». Речь идет о балканских и прибалтийских государствах, входящих в альянс. А под «дополнительными мерами» имеется в виду военное присутствие НАТО там.
Александр Грушко пояснил, что конкретно обсуждается размещение до четырех батальонов в странах Прибалтики и в Польше. По словам Постпреда, уже объявлено, что в этих «дополнительных усилиях» будут выступать в качестве лидирующих государств помимо США, Великобритания и Германия. Таким образом, резюмировал высокопоставленный дипломат: «НАТО продолжает курс по наращиванию активности в регионах, затрагивающих интересы безопасности для России».
По мнению Александра Грушко, второй аспект состоявшихся встреч в Брюсселе - это попытки НАТО повернуться «лицом» к реальным вызовам и угрозам. «Речь идет о ситуации на Севере Африки и на Ближнем Востоке, откуда генерируются большинство современных вызовов и угроз, связанных не только с рисками безопасности, но также и с рисками безопасности для обществ, для европейских государств», - сказал Постпред. Во многих странах Северной Африки и Ближнего Востока была разрушена государственность, как следствие – значительное ухудшение социально-экономической ситуации в регионе, неуправляемость миграционными потоками, усиление игиловского наступления. В этих условиях встает вопрос о повышении роли альянса при вовлечении его в усилия по решению накопившегося узла проблем. На встрече министров иностранных дел НАТО в Брюсселе, в частности, по словам Александра Грушко, обсуждалось переформатирование военно-морской операции под названием «Активные усилия» (стартовала в 2001 году в связи с терактами в Нью-Йорке). Постпред назвал среди намечаемых мер – контроль над потоками миграции из Северной Африки, а также оказание со стороны натовских структур содействия антиигиловской коалиции под эгидой США. По словам А.Грушко, политические параметры, о которых шла речь на встрече глав МИД НАТО, пока не разработаны.
Афганистан
Третий блок вопросов, обсуждаемых на встрече в Брюсселе, касался ситуации в Афганистане. НАТО проводит там операцию «Решительная поддержка», в которой задействовано 12 тысяч человек. На встрече было принято решение проводить эту операцию в 2016 году и пролонгировать до 2017 года. «Ситуация в области безопасности в Афганистане деградирует, - заявил Александр Грушко. - Талибы контролируют все большее количество провинций, увеличивается количество потерь среди мирного населения, сил внутренней безопасности, обостряется проблема ИГ». Особую тревогу, по словам Постпреда РФ в НАТО, вызывает тот факт, что зона нестабильности охватывает северные территории Афганистана, т.е. территорию, близкую к странам-союзникам России по ОДКБ. Прежде всего, это касается Таджикистана и Киргизстана.
Постпред обратил внимание журналистов на тему, которая получает всё больший отклик в СМИ – это попытки НАТО усилить взаимодействие с Евросоюзом. По словам А.Грушко, на эту тему состоялись соответствующие встречи между руководителями данных структур. Их результатом стали договоренности продолжить поиски механизмов сопряжения усилий в зоне общих интересов, условлено также более эффективно использовать потенциалы НАТО и ЕС. Александр Грушко выразил обеспокоенность российской стороны тем, что НАТО «пытается внедрить в ЕС сотрудничество по противодействию «гибридным операциям». В этом, по мнению высокопоставленного дипломата, усматривается антироссийская направленность. «И Евросоюз, и НАТО готовы взаимодействовать в сфере стратегических коммуникаций, - сказал Александр Грушко. - Это новояз, который призван дать новое определение контрпропаганде». В США этим занимается Агентство стратегических коммуникаций (Agency for strategic communications) – негосударственная компания по развитию партнерских отношений и взаимодействию между властью и экспертным сообществом, государством и бизнесом, а также – заинтересованными государственными и коммерческими структурами.
Черногория – еще одна «разделительная линия» на Балканах
Комментируя вступление Черногории в НАТО, Александр Грушко подчеркнул, что это не улучшит её отношений с Россией. «Политика «открытых дверей» наши отношения с Черногорией не улучшит, - сказал Постпред. - Политика «открытых дверей» приводит к новым разделительным линиям в Европе». Вместе с тем данный шаг, по мнению Александра Грушко, негативно скажется на евробезопасности в целом, как на политической, так и на военной. Вооруженные Силы Черногории – это всего 2 тысячи человек и 8 миллионов долларов военного бюджета. Такая «добавка» к силам НАТО – капля в море, что лишний раз доказывает политический подтекст членства Черногории в альянсе. «Ускоренное «затаскивание» Черногории в НАТО говорит о том, что это геополитический проект, чтобы продемонстрировать живучесть политики «открытых дверей», её востребованность, - сказал Александр Грушко. - Это демонстрация того, что НАТО будет продолжать политику натоцентризма, а также того, что НАТО не готова к совместным действиям по выстраиванию новой системы безопасности в Европе».
Александр Грушко обратил внимание журналистов на то, что Черногория была принята в НАТО фактически при несоблюдении натовских же критериев, т.е. сформулированных самим же альянсом. Эти основные критерии касаются (1) неспособности государств внести вклад в общеевропейскую безопасность, и (2) наличия широкой общественной поддержки. Напомним, что были проигнорированы требования общественности Черногории о проведении референдума по данному вопросу. Ведь известно, что общество этой страны фактически «раскололось»: до сих пор большинство черногорцев выступает против вступления в НАТО. И это объяснимо. Черногория как часть бывшей Югославии подвергалась не чьим-либо, а именно натовским бомбардировкам. Но даже этот факт НАТО пытается повернуть в свою пользу. «НАТО хочет продемонстрировать, что даже те страны, которые повергались натовским бомбардировкам, свое будущее связывают с альянсом», - подчеркнул А.Грушко. Постпред пояснил, что пока подписан протокол, который подлежит ратификации каждой страной альянса, и после этого Черногория получит право голоса в Совете НАТО. Пока же эта балканская страна будет в качестве наблюдателя в альянсе.
Но еще не «высохли чернила», и не состоялся процесс ратификации документа о вступлении Черногории в альянс, а уже натовцы заявляют, что черногорские военнослужащие должны участвовать в усилиях по защите прибалтийских стран от «российской агрессии». «Это театр политического абсурда, - заявил Александр Грушко на пресс-конференции в формате видеомоста «Москва-Брюссель». - Вся эта политика натовского расширения противоречит потребностям безопасности и создает «разделительные линии». Черногория - это еще одна «разделительная линия» на Балканах».
Миф о «российской угрозе» для прифронтовых государств конструируется инструментарием из арсеналов холодной войны. А.Грушко отметил: «Прифронтовые государства считают, что их «прифронтовой» статус должен повышать их значимость в системе координат западных и евроатлантических институтов, будь то НАТО или ЕС. Получается, что расширение НАТО генерирует продолжение психологии прифронтовых государств. Союзники в альянсе идут по пути конфронтации».
А тем временем именно этой психологией в действии мотивировано усиление «восточного фланга», проведение военных учений в прибалтийских республиках, намеченное усиление присутствия сил альянса в них. Вновь идут поиски большого противника. Поэтому на вопрос, отвечает ли Россия уже на действия НАТО, Александр Грушко сказал: «Очевидно, что Россия – страна с определенной военной историей, - должна предпринять все необходимое для того, чтобы надежно обезопасить свои интересы поддержанием спокойствия и мира на наших рубежах, в новых условиях безопасности». По мнению Поспреда, эти условия безопасности «создаются разворотом, которое осуществило НАТО в последние годы». Как сказал Александр Грушко, Североатлантический альянс объявил о том, что Россия «является враждебным государством», что Россию надо сдерживать и что это сдерживание будет осуществляться путем наращивания «военных мускулов» вдоль наших рубежей. Россия отмечает всю совокупность натовской активности, которая осуществляется на её рубежах. Во-первых, идет бесконечная ротация сил, которая ни чем не отличается от постоянного развертывания сил. А это запрещается основополагающим актом «Россия-НАТО» от 1997 года. Во-вторых, - это бесконечная цепь военных учений. По мнению Поспреда, июнь этого года станет пиком натовской активности, в связи с рядом крупных учений «Анаконда», а также в странах Прибалтики, в Польше. Вся эта демонстрация натовской мощи с гарантиями вмешательства в любой конфликт всех государств альянса, если такой возникнет, приурочивается к варшавскому саммиту. В-третьих, усиление постоянного присутствия в акваториях Черного и Балтийского морей. В-четвертых, продолжение воздушного патрулирования вблизи наших границ. По словам А.Грушко, только за последнюю неделю было более десятка перехватов наших самолетов, а речь идет о полетах ВС из Калининграда на материковую часть страны. Постпред России в НАТО подтвердил, что в ответ на все вышеперечисленное, Министром обороны РФ генералом С.Шойгу было объявлено о создании 3-х дивизий, потому что изменился военно-политический ландшафт в этой части региона. «Наш Президент неоднократно говорил о том, что Россия не готова к конфронтации, что мы не дадим втянуть себя в гонку вооружений, - напомнил Александр Грушко. – Но, тем не менее, наши интересы безопасности будут надежно защищены. Формирование трех дивизий – одна из мер, которые следует рассматривать в этом контексте».
Точка сближения России и НАТО – Ближний Восток
Поскольку НАТО постепенно втягивается в процесс стабилизации на Ближнем Востоке, о чем свидетельствует взаимодействие альянса с Сирией, Афганистаном, Ираком, Ливией, - то именно Ближний Восток может стать площадкой, которая позволит сблизить позиции России и НАТО. Эту ситуацию Александр Грушко прокомментировал следующим образом. С одной стороны мы наблюдаем политику натоцентризма (в рамках НАТО), а с другой стороны - международное сотрудничество по реальным проблемам безопасности развивается поверх тех институциональных линий и поверх тех «заборов», которые государства пытаются выстраивать в отношениях с Россией, используя различные механизмы - солидарность, политику в рамках НАТО и ЕС. «Такая дихотомия не может продолжаться вечно, - отреагировал Александр Грушко - и надежда здравомыслящих людей связана с тем, что рано или поздно, ко всем европейским государствам должно прийти понимание того, что в нынешней ситуации невозможно выстроить никаких изолированных «островков» безопасности и надо объединять усилия».
Доказательством тому является сотрудничество Группы по содействию Сирии в рамках «нормандского формата». А.Грушко полагает, что это – «свидетельство того, что прагматические национальные интересы берут верх». По словам Постпреда, такие страны, как Германия, Франция, Италия, Португалия и многие другие понимают, что «качество безопасности – это не вымышленные угрозы со стороны России, а то, что происходит в их непосредственной близости, когда эти государства оказываются под гнетом колоссальных проблем, связанных с нестабильностью на Востоке».
По мнению Александра Грушко, в НАТО понимают, что эта организация, созданная для противодействия СССР, не приспособлена для самостоятельного урегулирования столь сложных проблем. Постпред отметил, что НАТО может организовывать гуманитарные интервенции, другие операции. Это мы наблюдали в 1999 году в отношении Югославии, и в 2003 году в Ираке, операция в Ливии, а также то, что происходит сегодня на Севере Африки и в регионе Ближнего Востока, во многом - результат безответственных действий, предпринятых странами НАТО. «Самостоятельная роль НАТО невозможна, - подчеркнул Александр Грушко. - Реальность обогнала любое военное планирование, потому что все государства, так или иначе, участвуют в антиигиловской коалиции. НАТО не видит самостоятельной роли ни в Сирии, ни в Ливии». В этой связи Постпред пояснил, что НАТО определила свою задачу, как содействие и помощь государствам, которые в этом заинтересованы, в построении структур безопасности, в реформировании оборонного сектора, в подготовке военного контингента. Сегодня уже НАТО тренирует иракцев, а также в альянсе объявлено о том, что в случае получения официального запроса о помощи от ливийцев, окажет содействие ВС Ливии. Это же касается и Иордании, и Туниса.
Есть ли предел расширению НАТО?
На этот вопрос журналистов Александр Грушко ответил, что «любой исторический период в любой организации конечен». Исходя из этой логики, Постпред России в НАТО сказал: «Рано или поздно мы придем к ситуации, когда станет очевидно всем, что безопасность в Европе невозможно выстроить на основе тех инструментов, которые были унаследованы из прошлого, что безопасность в евроатлантическом и евроазиатском регионе зависит от способности государств объединять усилия в борьбе с общими угрозами и вызовами». По мнению А.Грушко, необходимо давать себе отчет в том, что мир меняется, что появились центры и политического и военного влияния, что «все это составляет палитру многополярного мира». В этой связи А.Грушко считает: «Будущее у НАТО будет лишь в том случае, если альянс будет понимать, что он должен обладать способностью интегрироваться в усилия международного сообщества, а не навязывать свою повестку мировому сообществу, что происходит сегодня».
В заключение Постоянный представитель России в НАТО Александр Грушко подчеркнул: «Политика конфронтации с Россией обречена на провал. Никаких дивидендов в плане безопасности она не даст. Рано или поздно НАТО придется пересматривать в фундаментальном плане свои подходы».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs