Украина живет от даты до даты, которые сотрясают страну из-за реакции и действий власти, медийных деятелей, активистов и политиков разного калибра.
Ближайшая прошедшая дата – 2 мая, день Одесской трагедии. Потом День Победы - 9 мая, праздник, который уже много лет вызывает неадекватную реакцию в некоторых регионах Украины, потом будет 18 мая – день памяти жертв депортации, который «меджлис крымскотатарского народа» в изгнании намерен превратить в событие международного уровня.
Президент Украины Петр Порошенко находится в плену двух процессов – во-первых, это набирающие глубинную силу тренды дезинтеграции страны, которые усугубляются неспособностью власти провести реформы и добиться элитного консенсуса, во-вторых, способ действий в отношении ключевого для Украины внешнеполитического минского процесса - затягивание времени.
Разногласие в элитах, парализующее реформы, свидетельствует о том, что власть не сконцентрирована в администрации президента, но при этом нельзя сказать, что она в правительственном квартале или в парламенте страны. Осколки украинской власти стараются не столько собрать в единое целое, сколько использовать и в администрации президента и в правительстве, и парламенте, а также олигархи и политические группы. Как можно было видеть на примере затянувшейся отставки Арсения Яценюка, эти осколки крайне трудно собрать ради некоего общего политического процесса, а потери, которое несет инициатор такого объединения и граждане во много раз превышают выгоду.
К сценарию дезинтеграции страну ведут действия и высказывания украинских политиков, которые намерены при этом «сохранить страну и вернуть Донбасс и Крым».
26 апреля глава Одесской ОГА Михаил Саакашвили обратился к президенту Петру Порошенко с просьбой ввести подразделения Нацгвардии в Одессу. Для этой почетной миссии по стабилизации общественно-политической обстановки был избран «батальон «Азов». По этому поводу одесский блогер написал: «"Азов", … Нацгвардия, СБУ, броневики, какие-то гоблины, вот это всё - это всё страх. Демонстрация силы в попытках скрыть свою слабость. Они нас боятся. Они. Нас. Со всей своей полицией, армией, Нацгвардией, "азовами", "айдарами", "братствами" и "правыми секторами". Боятся, хотя мы безоружны. Боятся, хотя мы дезорганизованы. Потому что даже такие, мы сильнее их. "Мильоны вас, нас - тьмы и тьмы". Нельзя сражаться с воздухом. Нельзя сражаться с водой. Нельзя сражаться с тем, что везде. И тем более нельзя это победить. Они осознают это, боятся нас - и оттого ещё сильнее ненавидят. Ненавидят нас за этот свой страх».
2 мая прошло в Одессе в обстановке крайнего напряжения, при мощном давлении украинских средств массовой информации, заявлявших о том, что на Куликово поле пришло мало людей, при блокировании «Правым сектором» в одесском аэропорту народных депутатов от «Оппозиционного блока», прилетевших почтить память погибших вместе с одесситами. (112.ua) 3 мая Саакашвили заявил, что части Национальной гвардии останутся в Одессе на 7-9 мая. «Они боятся…» В том же ключе прошло празднование Дня Победы - 9 мая.
Лидер и вдохновитель «Правового сектора» Дмитрий Ярош, которого соратники называют «спасителем» или «совестью нации», на самом деле своими действиями и заявлениями высвечивает реальность и забивает гвозди в крышку гроба украинской государственности. Это его бойцы были одной из основных групп, превративших майдан 2013 года в вооруженное противостояние, его бойцы в 2015 году устроили стрельбу в Закарпатье, участвуя в криминальном переделе, его бойцы участвовали в АТО, о чем открываются все новые подробности. (strana.ua). Если Саакашвили зовет на помощь против одесситов батальон «Азов», то Ярош порождает новые политические смыслы и ориентиры: «…кроме фронта тяжелая ситуация и внутри страны. Ярош заявил, что к политикам нет доверия и в случае новой эскалации конфликта остановить сепаратистов может армия и патриоты». Патриотов еще называют активистами, иногда они имеют оружие. «Также Ярош сообщил, что одна из задач, которые он уже сейчас ставит — это формирование альтернативной пирамиды власти. Нардеп добавил, что среди волонтеров и военных есть лидеры общественного мнения, которые и должны баллотироваться». (ru.slovoidilo.ua).
Все это делается потому, что по оценке Яроша, «существует очень пессимистический сценарий, который дает нашей стране запас прочности до конца года. После этого - можем получить несколько квазигосударств на территории Украины». По мнению Яроша к власти должны прийти «патриоты». Это значит, что во власти не патриоты (?), и потому и нужна параллельная вертикаль Яроша.
Очевидно, опасения по поводу будущего Украины имеют и заокеанские патроны Украины в лице США, их европейские партнеры, которые все вместе порядочно устали от украинских проблем на фоне своих избирательных кампаний, так как Киев уже давно стал для американских и европейских политиков весьма ощутимой занозой. Так, по мнению украинского еженедельника «Зеркало недели», «чрезмерная активность Виктории Нуланд продиктована субъективными обстоятельствами. Американский куратор Украины имеет шанс занять высокий пост во внешнеполитическом ведомстве США в случае победы на президентских выборах Хилари Клинтон, однако гарантированное продвижение по карьерной лестнице возможно только в случае демонстрации ею успехов в процессе урегулирования конфликта на Востоке Украины». (gazeta.zn.ua) Однако, «Минск и ныне там», и это создает, с одной стороны, поля торга для президента Порошенко, с другой стороны, блокирует процесс снятия антироссийских санкций, от которых Европа порядочно устала, и которые из экономических рисков превратились для европейской элиты в политические.
Украина продолжает срывать сроки выполнения Минских соглашений, поэтому Нуланд предложила новые: «Если ранее Украине ставили условием принятие избирательного закона в ОРДЛО до конца марта и проведение выборов на неконтролируемых территориях до конца июня, то теперь украинской власти предложено сделать это до конца мая и до конца августа соответственно». (gazeta.zn.ua)
В истории затягивания минского процесса, президент Порошенко упорно следует своим политическим принципам, которые ставят под угрозу остатки государственности Украины. К сожалению, эти принципы основаны на инстинкте самосохранения: блокирование минского процесса – героический поступок в глазах «патриотической» общественности, возможность сохранения политического рейтинга. В итоге это – путь в никуда, в тлеющее АТО, к обнищанию населения в отсутствии реформ, как тех, которые требует МВФ, так и реальных реформ, направленных на оздоровление экономики и рост доходов граждан.
Свою лепту в разрушение Украины вносит и «меджлис крымскотатарского народа». Как и лидер «Правового сектора» Дмитрий Ярош, лидеры меджлиса давно вынашивали и даже почти реализовали в украинский период в Крыму систему альтернативной пирамиды власти. И пускай заявления лидеров меджлиса на грани разумного, они отражают их образ мыслей. Координатор «Гражданской блокады Крыма» Ленур Ислямов считает, что «после запрета деятельности Меджлиса на полуострове крымскотатарский народ осознает необходимость создания собственной армии в составе Вооруженных Сил Украины… У нас есть свои политические силы, у нас есть депутаты Верховной Рады, но у нас нет собственной армии. Поэтому мы должны сделать так, чтобы у нас была армия, в составе Украины, в лице батальона Номана Челебиджихана. Мы хотим создать новое направление в нашей национальной политике». (ru.krymr.com)
Очень интересно сопоставить эти намерения с данными проведенного на юге Украины социсследования, о которых рассказала «Радио Крым.Реалии» директор фонда «Демократические инициативы», социолог Ирина Бекешкина. По ее словам, жители юга материковой Украины высказывают скепсис в отношении возвращения Крыма и боятся связанных с этим военных действий, аналогичных конфликту на Донбассе. Из этого можно сделать вывод, что интересы жителей юга Украины расходятся с интересами немереного обосноваться и обустроится там меджлиса.
Еще стоит учесть, что заявление Ислямова сделано накануне 18 мая, дня памяти жертв депортации, и является «артподготовкой» к этому дню, как и еще ряд заявлений «со ссылкой на надежный источник».
Ислямов также сообщил о планах проведения 18 мая «масштабного митинга» неподалеку от контрольного пункта «Чонгар» на границе с Крымом: «Крымские татары из многих областей Украины будут собираться здесь. 18 мая планируем большой митинг крымских татар в блокаде. Очень много людей приедут из Крыма…» (obozrevatel.com). Таким образом, готовится не только информационный вброс, но и провокация на границе Крыма с Украины.
То, как проходят эти дни рисует для будущего Украины один сценарий – сценарий дезинтеграции. США и европейские лидеры понимают последствия этого процесса и стараются его остановить, а украинская правящая элита ради политических дивидендов делает все, чтобы Украина, по выражению Яроша, «развалилась на квазигосударства».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs