В Польше сооружают очередной политический миф о т.н. "проклятых солдатах" (żołnierze wyklęci) - членах антисоветского подполья, действовавших на территории социалистической Польши в 1944-1950-е гг.
Сами боевики антисоветского сопротивления себя так не называли. Термин был введён в оборот гораздо позже, и взят из письма офицера Войска Польского к вдове одного из боевиков, приговоренного к высшей мере наказания. Офицер назвал деятельность казнённого позором, и призвал на него проклятия каждого, в ком течёт польская кровь.
Теперь, в угоду политической конъюнктуре, проклятия призываются на головы тех, кто боролся с антисоветским подпольем, в то время как члены этого подполья одномоментно и коллективно причислены к пантеону героев польской государственности.
Создаётся миф о том, что антисоветские отряды, куда вошли прозападно настроенные поляки из различных вооружённых формаций, прежде всего, из Армии Крайовой, были единственными выразителями стремления польского народа к свободе и независимости.
Подвиг Армии Людовой, сражавшейся за свободу Польши в годы Второй мировой плечом к плечу с советскими воинами, насильственно предаётся забвению. Солдаты Армии Людовой становились жертвами "проклятых солдат" так же, как и мирные поляки.
Скрываясь в лесах, "проклятые" не брезговали грабежами, убийствами и актами террора в отношении инакомыслящих. Если поляки будут помнить об Армии Людовой, они по-другому станут смотреть на сомнительные деяния "проклятых солдат". Поэтому молодым полякам в качестве образца патриотизма преподносится исключительно Армия Крайова.
Не все соседи Польши согласны с такой трактовкой. В святости культа "проклятых солдат" усомнились словаки. Словацкий Институт народной памяти (аналог польского Института национальной памяти) снял фильм о преступлениях отряда Юзефа Кураша (позывной "Огонь") в Словакии.
Фильм касался конкретно убийства людьми Кураша четырёх словаков. Руководитель Общества словаков в Польше Людомир Молиторис в интервью польской прессе прямо назвал Кураша бандитом (1).
Польский Институт национальной памяти (ИПН) тут же выступил с гневной отповедью. Словацкий фильм был назван "пропагандистским спектаклем", а его авторы обвинены во фривольном обращении с историческими фактами.
Дело в том, что в Польше Ю. Кураш - легендарная личность. Хотя разговоры о преступлениях его банды циркулируют и среди поляков, официальной пропаганде это не мешает банду Кураша называть отрядом, а членов банды - героями. В 2006 г. президент Лех Качинский торжественно открыл памятник в честь Кураша.
Фильм словацкого Института народной памяти о Кураше существует только в словацкой и английской версии. Перевода на польский язык нет, хотя это в интересах ИПН, раз его руководство считает словацкую версию действий Кураша фальшивой.
В фильме присутствуют интервью словаков и поляков, выживших при встрече с бандой Кураша. Но перевод фильма на польский язык был бы ударом по тщательно конструируемому мифу о безупречном благородстве "проклятых солдат".
Ситуацию не меняет даже то, что ещё в 1990 г. члены одной из общественных организаций солдат Армии Крайовой призвали не к возвеличиванию Кураша, а к поминовению его жертв. Не секрет, что боевики Кураша убивали евреев, словаков, русинов и тех поляков, которые не разделяли взглядов "проклятых солдат" на будущее устройство Польши.
В этом они ничем не отличались от банд ОУН-УПА или прибалтийских "лесных братьев", виновных в массовых казнях гражданского населения, в т.ч., этнических поляков.
Варшава опасается появления прецедента осуждения деятельности "проклятых солдат". Если такой прецедент появится, за ним последуют другие, и миф рухнет. Поэтому нет никакой надежды на то, что польская сторона признает преступный характер деятельности отрядов антикоммунистического подполья.
Это видно на примере отряда Ромуальда Райса. Боевики Райса учиняли этнические чистки в белорусских деревнях в восточной Польше. Сжигали дома вместе с жителями, расстреливали тех, кто пытался бежать. Живыми отпускали только этнических поляков. Свидетельств этих зверств более чем достаточно, но денежную компенсацию от правительства получили не жертвы Райса, а его семья (3).
Таких, как Райс и Кураш, среди "проклятых" было немало. Угрозой польской государственности они считали Советский Союз, а также православных граждан Польши - белорусов, русинов и т.д.
Словакам "проклятые" мстили за то, что Словакия была союзницей Гитлера, и участвовала в нападении на Польшу в 1939 г. В результате Словакия вернула себе земли, отошедшие Польше после раздела Чехословакии.
Шайки проклятых убивали словаков, не особо разбираясь, кто из убитых конкретно был участником нападения на Польшу. Для таких, как Кураш, было достаточно, что они были словаками.
Биографии многих "проклятых солдат" содержат множество белых пятен. В устранении этих пятен не заинтересована сама польская сторона, и, прежде всего, ИПН - структура, занимающаяся масштабной перелицовкой польской истории XX в. в ущерб исторической достоверности.
Кроме Кураша и Райса, своими преступными деяниями прославились Мариан Борыс, боевики с позывными "Жефек", "Зега", "Ястреб" и др. Список фамилий и кличек может быть длинным, как и список преступлений: нападения на школы, госпитали, мирные хутора, военные патрули, ограбления инкассаторов, убийства сотрудников польских спецслужб и солдат Войска Польского.
В нынешней Польше свидетельства жертв этих убийц остаются гласом вопиющего в пустыне.
1) http://www.kresy.pl/wydar
2) http://www.sprawynauki.ed
3) http://www.fondsk.ru/news
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs