ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Призрачная угроза: Кадыров, Крым, Литвиненко, Давос…

13:19 25.01.2016 • Денис Батурин, политолог

21 января в Киеве, состоялась  пресс-конференция Адама Осмаева, командира т.н. «Международного миротворческого батальона им. Джохара Дудаева», который известен участием в вооруженном конфликте на Юго-Востоке Украины на стороне украинских силовиков. Осмаев заявил, что «в Крым переброшены группы кадыровских боевиков, которые готовят теракты на полуострове с целью дискредитировать политическое сопротивление в Крыму и обосновать новое обострение ситуации на Донбассе». По информации Осмаева, «теракты должны произойти на Куйбашевском и Центральном рынках Симферополя, а также на трассе Симферополь-Ялта − Ангарский перевал. Также, по его словам, пока еще не подтверждена информация о проведении террористических атак на православные церкви города Симферополя. Кроме того, не исключено, что диверсия будет проведена в городе Севастополе. По предварительным данным будет подорван один из кораблей Черноморского флота РФ. (…) Не исключены также теракты на Керченской переправе». (15minut.org

Так, одной пресс-конференцией из Киева сделана попытка в жесткий узел завязать Крым, президента Чеченской республики  Рамзана Кадырова, крымских татар и конфликт на Юго-Востоке Украины. Дальнейшее развитие ситуации напоминает информационную спецоперацию. Если принять эту версию, то упомянутая пресс-конференция – лишь первый план операции.

Для выхода на второй план, более масштабный и значимый, обратим внимание на ряд временных и событийных совпадений:

  • 12 января  - президент Чеченской республики Рамзан Кадыров сделал заявление о том, что «внесистемная оппозиция пытается расшатать ситуацию в России» (interfax.ru). Заявление вызвало шквал критики со стороны внесистемной оппозиции, ее зарубежных «друзей» и близких к ним средств массовой информации. 18 января – в газете «Известия» вышла статья Рамзана Кадырова, с разъяснением его позиции о внесистемной оппозиции (izvestia.ru), что спровоцировало новую волну критики;

  • 21  января – в Киеве прошла пресс-конференция Адама Осмаева, о «кадыровцах, которые готовят в Крыму теракты с провокационными целями»;

  • 21  января – в Лондоне обнародован доклад британского судьи Роберта Оуэна, в котором он представил свои выводы об убийстве бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко в Лондоне, и сообщил, что оно ни больше, ни меньше «возможно, одобрено господином Патрушевым и также президентом Путиным» (rbc.ru). В Москве позицию Лондона назвали политически ангажированной, а процесс британского расследования - непрозрачным;

  • 21 января – в Давосе президент Украины Петр Порошенко заявил: «Мы обязательно вернем Крым. По возвращении Украина готова организовать там местные выборы» (comments.ua).

Представленный событийный ряд заставляет сделать выводы о существующей между событиями связи. Повод  - заявление Рамзана Кадырова, после чего были активизированы «украинские чеченцы - участники АТО», которые обвинили харизматичного российского политика в подготовке провокации против крымских татар, «что станет поводом для политических репрессий в Крыму». Завершающий штрих – гальванизация или эксгумация дела Литвиненко в привязке к его смерти руководства России. (kommersant.ru). Вот он и второй, главный план: смысл предполагаемой информационной спецоперации - в негативных вбросах в отношении России и ее Президента Владимира Путина.

Возможна ли такая масштабная и многоуровневая информационная спецоперация? Возможна,  и она рассчитана на синергетический эффект, когда происходят события, как бы обуславливающие друг друга, втягивая в себя подобранные информационные темы, выстраиваясь в событийные ряды.

В итоге в представлении ее организаторов должна выстроиться  следующая картина: есть Крым и угнетаемые крымские татары, которые станут жертвой провокации людей Кадырова и будут подвергнуты репрессиям властью того государства, которое возглавляет  руководство, одобрившее убийство Литвиненко.

При этом фокус этой информационной провокации оказался направлен на Всемирный экономический форум в Давосе. Зачем?  Задач несколько.

Площадку форума в Давосе руководство Украины использовало для политических заявлений - актуализации темы Крыма. Министр финансов (!) Наталия Яресько: «В этом году мы намерены активизировать процесс по возврату Крыма. (…) Мы намерены создать что-то большее, нежели женевский формат, для того, чтобы начать диалог о возвращении Крыма Украине». (news.liga.net).

Цель политических заявлений президента и министра финансов Украины на экономическом форуме в Давосе – сохранение санкционной политики Запада в отношении России. Киев  очень хочет, чтобы ключ к выходу России из-под санкций был  в его руках. Судя по всему,  украинская сторона, будучи информированной о позиции США (отмена санкций до конца 2016 года, при условии реализации Минских соглашений), которую озвучил 22 января в Давосе Госсекретарь Джон Керри, намерена повлиять на Вашингтон любыми способами. (forbes.ru). Что и подтвердил Порошенко по итогам встречи с вице-президентом Джо Байденом, по его словам, речь шла  о договоренности Украины и США вместе бороться против «Северного потока-2», который, по мнению сторон, вредит Украине и ЕС. Итог четырехчасовых переговоров был обозначен Киевом — как совместный с США поиск способов давления на Россию.  По заявлению украинской стороны, договаривались о «скоординированном политическом давлении, которое на фоне падения цен на нефть должно дать больший результат. В нынешней кризисной ситуации Москва остро нуждается в инвестициях, которые невозможны без отмены санкций. Но для этого нужно выполнить минские соглашения». (bfm.ru)

А именно это – выполнять Минские соглашения – Киев не намерен. Но для этого нужны достаточные основания. Вот они - Минский процесс под угрозой, так как провокационные теракты в Крыму позволят обосновать новое обострение ситуации на Донбассе. И сделано это после того, как Минский процесс получил перспективы выйти на новый уровень после  знаковой встречи помощника Госсекретаря США Виктории Нуланд и помощника Президента России  Владислава Суркова в Калининграде.

Параллельно, сразу  после этой встречи депутатами, подконтрольными администрации Порошенко начата кампания по толкованию положений регламента Верховной Рады, с целью блокировать в парламенте намеченное на 28 января голосование по изменениям в Конституцию Украины, которые касаются выполнения Минских соглашений – положения об особом статусе Донбасса. 

Скорее всего,  пресс-конференция Осмаева была «закладкой-триггером» перед Давосом, которая должна была дать старт всей пропагандистской кампании с далеко идущими целями. И организовали ее те, кто имеет в подобных делах гораздо больший опыт, чем украинцы. Такой пасьянс Украина, ее руководство разложить без серьезной внешней помощи не способно. Противников отмены санкций, несмотря на заявление Керри,  за океаном хватает, Джо Байден – один из них. Они и постарались взять под прицел Давос, как серьезную информационную площадку с целью торпедировать начало выхода из санкционного процесса.  А Украина, несмотря на свой интерес, в очередной раз оказалась полем для реализации чужой игры.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати