Фото: rg.ru
В мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция в формате видеомоста Москва – Вена постоянного представителя России при ОБСЕ Александра Лукашевича, в ходе которой были подведены итоги работы России в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2015 году и освещены вопросы, связанные с деятельностью ОБСЕ.
К сожалению, организация переживает непростые времена. Возможности для честного, открытого, транспарентного диалога были серьезно подорваны в результате кризиса на Украине. «Это тем более печально, что с 2012 года шел процесс «Хельсинки+40», который было можно и должно развивать. Мы рассчитываем, что Германия, председательство которой в ОБСЕ стартует с 1 января 2016 года, добросовестно отнесется к этой проблеме», - подчеркнул А.Лукашевич.
Одной из серьезнейших проблем остается разработка общей стратегии урегулирования украинского кризиса. Несмотря на то, что формально ОБСЕ пошла навстречу и создала необходимый для этого инструментарий, включая крупнейшую за всю ее историю Специальную мониторинговую миссию и ее подгруппы. Но блоковое мышление, серьезно укоренившееся в головах современных европейских политиков, мешает принять верное решение и обрекает на использование устаревших решений ключевых проблем. Сложность еще и в том, что в ОБСЕ состоит 57 суверенных государств, но в ряде из них функции суверенитетов взял на себя Европейский союз.
По-прежнему остро стоит вопрос о нелегальной миграции и угрозе международного терроризма. Проблемы транснациональной безопасности обсуждались на состоявшемся 3-4 декабря с.г. Совете министров иностранных дел ОБСЕ. По итогам саммита была принята декларация, в которой подчеркивалась необходимость усиления роли ОБСЕ в борьбе с международным терроризмом. Россия видит выход из кризиса в укреплении роли государств в противостоянии новому феномену так называемого «Исламского государства», всем видам экстремизма и терроризма.
Что же касается миграционного кризиса в Европе, то ОБСЕ работает над тем, чтобы принять необходимое решение. В ходе СМИД ОБСЕ в Белграде общий консенсус был почти достигнут, но категорическое нежелание обсуждать первопричины явления помешали это сделать. Актуальной проблемой остается и борьба с христианофобией и исламофобией. «К декабрю следующего года, когда в Гамбурге должно будет состояться следующее совещание, постараемся выработать необходимый перечень подходов к решению стоящей перед нами задачи», - отметил постпред России при ОБСЕ.
«На полях» Белградского саммита был обнародован доклад так называемого «Совета мудрецов» ОБСЕ. Этот неформальный механизм дискуссии был создан в январе 2015 года в составе 15 деятелей по вопросам безопасности. Российскую сторону в нем представляет почётный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. В докладе утверждается, что главной причиной безопасности в Европе стало противостояние Запада и Москвы, заложниками которого стали страны между ними. Эта позиция вызвала неоднозначное отношение у ряда стран. Россия выразила особое мнение, которое заключалось в том, что доклад обращен в прошлое и не предлагает никаких перспективных решений. «Текст, под которым могли бы подписаться представители всех стран, так и не был выработан. Однако состоявшаяся дискуссия была полезной и помогла вскрыть ряд табуированных ранее для обсуждения тем, включая необходимость возобновления военно-политических консультаций. Актуальной задачей по-прежнему остается восстановление военно-политического диалога, который был почти прекращен. Конечно, доклад получился противоречивым, однако и сама задача требует времени для успешного разрешения. Формат «группы мудрецов» неплохо работал в 2000-х годах, когда обсуждался вопрос о перспективах реформы ОБСЕ. К сожалению, теперь под предлогом изменившейся внешнеполитической реальности, этот вопрос отложен надолго», - констатировал А.Лукашевич.
Не удовлетворена российская сторона и темпами выполнения Минских соглашений, подписанных 12 февраля 2015 года по итогам встречи «нормандской четверки». По-прежнему актуальной задачей остается отвод тяжелых вооружений и вооружений калибров менее 100 мм от линии соприкосновения. Ситуация осложняется позицией Киева, который категорически отказывается вести диалог по данному вопросу. Удалось лишь убедить власти Луганска и Донецка провести выборы в будущем году и пойти в этом вопросе на сотрудничество с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).
В комплексе мер по урегулированию кризиса на юго-востоке Украины указано, что необходимо принятие специального закона о местных выборах. Эти выборы должны совместно готовить Киев, Донецк и Луганск, отрабатывая все необходимые модальности. Автоматический перенос украинского избирательного законодательства на Донбасс недопустим.
В то же время Россия считает саму деятельность БДИПЧ недостаточно конструктивной и непрозрачной. «Нас часто обвиняют в сокращении финансирования деятельности этой структуры. БДИПЧ создавалась как исполнительная структура, подчиненная общим задачам организации, а не как автономное образование. Сейчас она использует свои внутренние критерии и инструкции для того, чтобы выполнять функции наднационального арбитра. Это противоречит мандату БДИПЧ и ничего общего не имеет с профессиональной оценкой избирательных процессов», - заметил российский постпред. Усилия Бюро, по мнению А.Лукашевича, часто направлены не на оценку выборов, а сводятся к давлению на руководство ряда стран. По словам российского дипломата, наиболее вопиющим эксцессом стал отказ отправить наблюдателей в Азербайджан для контроля за местными выборами. «Российская сторона боролась и будет бороться против тенденции затрагивать вопрос о правах человека лишь в странах «к востоку от Вены», в то время как политические системы стран Западной Европы рассматриваются как некий стандарт, не подлежащий критике. Достаточно сказать, что для контроля за выборами в страны СНГ направляется ежегодно 7 тыс. наблюдателей, а в Европейский союз – лишь 200 человек», - подчеркнул А.Лукашевич.
Российская сторона встревожена растущим объемом нарушений прав и свобод СМИ в Европе. По словам А.Лукашевича, эта тема постоянно поднимается в рамках заседаний постоянного совета ОБСЕ. Особенно сложная ситуация сложилась в Литве, Польше, на Украине. Однако позиция представителя ОБСЕ по свободе СМИ Дуньи Миятович по этому вопросу носит конъюнктурный характер. «Россия категорически не согласна с подобным подходом. Институт представительства по вопросу свободы СМИ создавался в 1997 году как один из институтов диалога с гражданским обществом, а не навязывания ему далеких от совершенства принципов», - заметил постпред. Особенно показательным, по его словам, было очередное Варшавское совещание по человеческому измерению, на котором вместо предметной дискуссии большая часть выступлений свелась к агрессивной критике российской политики.
Уходящий год был отмечен и нарушениями свободы совести. Одно из наиболее вопиющих произошло на Украине, где сторонники самопровозглашенного Киевского патриархата попытались захватить храм Успения Божией Матери в селе Птичьем под Ровно. «На заседании постоянного совета ОБСЕ Россия подняла вопрос о нарушении религиозных прав и свобод на Украине, изложив целый ряд фактов. Реакция была нервной и неоднозначной, особенно со стороны украинцев, которые отрицали наличие проблем, но не приводили никаких внятных доказательств. Очень надеемся, что события в Ровно заставят ОБСЕ развернуться лицом к этой проблеме», - подчеркнул российский дипломат. Он также отметил, что Россия ждет официальной реакции действующего председателя ОБСЕ Ивицы Дачича по этому вопросу.
К сожалению, актуальной остается и проблема соблюдения прав человека в Крыму. Известно, что 22 ноября украинские активисты подорвали линии электропередач, обесточив тем самым полуостров. Внятной реакции ОБСЕ на этот акт насилия не последовала. Водораздел сохраняется и мешает адекватно реагировать на происходящее. Вопрос в том, считает ли украинская сторона жителей Крыма своими бывшими гражданами или относится к ним, как к изгоям. Специальная миссия ОБСЕ на Украине лишь констатировала факт без всякой обвинительной тональности. «Вопрос в том, считает ли украинская сторона жителей Крыма своими бывшими гражданами или относится к ним как к изгоям. Судя по событиям в Крыму, верно второе», - констатировал А.Лукашевич. Вопрос о снятии блокады с Донбасса также неоднократно поднимался российской стороной, но до сих пор не нашел должного понимания в структурах ОБСЕ, которая предпочитает заявлять, что регион сам отрезал себя от необходимой гуманитарной помощи, фактически солидаризируясь в формулировках с украинской стороной.
Что же необходимо предпринять для того, чтобы ОБСЕ начала полноценно работать? По мнению А.Лукашевича, для этого необходимо возобновить диалог по всем трем измерениям деятельности ОБСЕ – военно-политическому, экономическому (и экологическому), и человеческому. «Принципами деятельности ОБСЕ должны стать всеобщая и неделимая безопасность для всех и возвращение к принципам Боннского документа 1990 года», - заметил А.Лукашевич. Поиску компромиссов может способствовать созыв семинара ОБСЕ по сравнительному анализу военных доктрин. «Для того, чтобы мы увидели положительные результаты, необходима политическая воля, преодоление блокового мышления и совместный поиск нестандартных подходов для выхода из сложившейся ситуации», - заключил А.Лукашевич.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs