Александр Лукашевич: «ОБСЕ должна вернуться к идее единой и неделимой безопасности»

13:48 22.12.2015 Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»


Фото: rg.ru

В мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция в формате видеомоста Москва – Вена постоянного представителя России при ОБСЕ Александра Лукашевича, в ходе которой были подведены итоги работы России в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2015 году и освещены вопросы, связанные с деятельностью ОБСЕ.

К сожалению, организация переживает непростые времена. Возможности для честного, открытого, транспарентного диалога были серьезно подорваны в результате кризиса на Украине. «Это тем более печально, что с 2012 года шел процесс «Хельсинки+40», который было можно и должно развивать. Мы рассчитываем, что Германия, председательство которой в ОБСЕ стартует с 1 января 2016 года, добросовестно отнесется к этой проблеме», - подчеркнул А.Лукашевич.

Одной из серьезнейших проблем остается разработка общей стратегии урегулирования украинского кризиса. Несмотря на то, что формально ОБСЕ пошла навстречу и создала необходимый для этого инструментарий, включая крупнейшую за всю ее историю Специальную мониторинговую миссию и ее подгруппы. Но блоковое мышление, серьезно укоренившееся в головах современных европейских политиков, мешает принять верное решение и обрекает на использование устаревших решений ключевых проблем. Сложность еще и в том, что в ОБСЕ состоит 57 суверенных государств, но в ряде из них функции суверенитетов взял на себя Европейский союз.

По-прежнему остро стоит вопрос о нелегальной миграции и угрозе международного терроризма. Проблемы транснациональной безопасности обсуждались на состоявшемся 3-4 декабря с.г. Совете министров иностранных дел ОБСЕ. По итогам саммита была принята декларация, в которой подчеркивалась необходимость усиления роли ОБСЕ в борьбе с международным терроризмом. Россия видит выход из кризиса в укреплении роли государств в противостоянии новому феномену так называемого «Исламского государства», всем видам экстремизма и терроризма.

Что же касается миграционного кризиса в Европе, то ОБСЕ работает над тем, чтобы принять необходимое решение. В ходе СМИД ОБСЕ в Белграде общий консенсус был почти достигнут, но категорическое нежелание обсуждать первопричины явления помешали это сделать. Актуальной проблемой остается и борьба с христианофобией и исламофобией. «К декабрю следующего года, когда в Гамбурге должно будет состояться следующее совещание, постараемся выработать необходимый перечень подходов к решению стоящей перед нами задачи», - отметил постпред России при ОБСЕ.

«На полях» Белградского саммита был обнародован доклад так называемого «Совета мудрецов» ОБСЕ. Этот неформальный механизм дискуссии был создан в январе 2015 года в составе 15 деятелей по вопросам безопасности. Российскую сторону в нем представляет почётный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. В докладе утверждается, что главной причиной безопасности в Европе стало противостояние Запада и Москвы, заложниками которого стали страны между ними. Эта позиция вызвала неоднозначное отношение у ряда стран. Россия выразила особое мнение, которое заключалось в том, что доклад обращен в прошлое и не предлагает никаких перспективных решений. «Текст, под которым могли бы подписаться представители всех стран, так и не был выработан. Однако состоявшаяся дискуссия была полезной и помогла вскрыть ряд табуированных ранее для обсуждения тем, включая необходимость возобновления военно-политических консультаций. Актуальной задачей по-прежнему остается восстановление военно-политического диалога, который был почти прекращен. Конечно, доклад получился противоречивым, однако и сама задача требует времени для успешного разрешения. Формат «группы мудрецов» неплохо работал в 2000-х годах, когда обсуждался вопрос о перспективах реформы ОБСЕ. К сожалению, теперь под предлогом изменившейся внешнеполитической реальности, этот вопрос отложен надолго», - констатировал А.Лукашевич.

Не удовлетворена российская сторона и темпами выполнения Минских соглашений, подписанных 12 февраля 2015 года по итогам встречи «нормандской четверки». По-прежнему актуальной задачей остается отвод тяжелых вооружений и вооружений калибров менее 100 мм от линии соприкосновения. Ситуация осложняется позицией Киева, который категорически отказывается вести диалог по данному вопросу. Удалось лишь убедить власти Луганска и Донецка провести выборы в будущем году и пойти в этом вопросе на сотрудничество с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).

В комплексе мер по урегулированию кризиса на юго-востоке Украины указано, что необходимо принятие специального закона о местных выборах. Эти выборы должны совместно готовить Киев, Донецк и Луганск, отрабатывая все необходимые модальности. Автоматический перенос украинского избирательного законодательства на Донбасс недопустим.

«Автоматический перенос принципов украинского избирательного законодательства на Донбасс недопустим» (Александр Лукашевич)

В то же время Россия считает саму деятельность БДИПЧ недостаточно конструктивной и непрозрачной. «Нас часто обвиняют в сокращении финансирования деятельности этой структуры. БДИПЧ создавалась как исполнительная структура, подчиненная общим задачам организации, а не как автономное образование. Сейчас она использует свои внутренние критерии и инструкции для того, чтобы выполнять функции наднационального арбитра. Это противоречит мандату БДИПЧ и ничего общего не имеет с профессиональной оценкой избирательных процессов», - заметил российский постпред. Усилия Бюро, по мнению А.Лукашевича, часто направлены не на оценку выборов, а сводятся к давлению на руководство ряда стран. По словам российского дипломата, наиболее вопиющим эксцессом стал отказ отправить наблюдателей в Азербайджан для контроля за местными выборами. «Российская сторона боролась и будет бороться против тенденции затрагивать вопрос о правах человека лишь в странах «к востоку от Вены», в то время как политические системы стран Западной Европы рассматриваются как некий стандарт, не подлежащий критике. Достаточно сказать, что для контроля за выборами в страны СНГ направляется ежегодно 7 тыс. наблюдателей, а в Европейский союз – лишь 200 человек», - подчеркнул А.Лукашевич.

Россия считает деятельность БДИПЧ неконструктивной и непрозрачной.

Российская сторона встревожена растущим объемом нарушений прав и свобод СМИ в Европе. По словам А.Лукашевича, эта тема постоянно поднимается в рамках заседаний постоянного совета ОБСЕ. Особенно сложная ситуация сложилась в Литве, Польше, на Украине. Однако позиция представителя ОБСЕ по свободе СМИ Дуньи Миятович по этому вопросу носит конъюнктурный характер. «Россия категорически не согласна с подобным подходом. Институт представительства по вопросу свободы СМИ создавался в 1997 году как один из институтов диалога с гражданским обществом, а не навязывания ему далеких от совершенства принципов», - заметил постпред. Особенно показательным, по его словам, было очередное Варшавское совещание по человеческому измерению, на котором вместо предметной дискуссии большая часть выступлений свелась к агрессивной критике российской политики.

«Россия борется против тенденции акцентирования внимания на нарушениях прав человека лишь в странах «к востоку от Вены» (Александр Лукашевич)

Уходящий год был отмечен и нарушениями свободы совести. Одно из наиболее вопиющих произошло на Украине, где сторонники самопровозглашенного Киевского патриархата попытались захватить храм Успения Божией Матери в селе Птичьем под Ровно. «На заседании постоянного совета ОБСЕ Россия подняла вопрос о нарушении религиозных прав и свобод на Украине, изложив целый ряд фактов. Реакция была нервной и неоднозначной, особенно со стороны украинцев, которые отрицали наличие проблем, но не приводили никаких внятных доказательств. Очень надеемся, что события в Ровно заставят ОБСЕ развернуться лицом к этой проблеме», - подчеркнул российский дипломат. Он также отметил, что Россия ждет официальной реакции действующего председателя ОБСЕ Ивицы Дачича по этому вопросу.

К сожалению, актуальной остается и проблема соблюдения прав человека в Крыму. Известно, что 22 ноября украинские активисты подорвали линии электропередач, обесточив тем самым полуостров. Внятной реакции ОБСЕ на этот акт насилия не последовала. Водораздел сохраняется и мешает адекватно реагировать на происходящее. Вопрос в том, считает ли украинская сторона жителей Крыма своими бывшими гражданами или относится к ним, как к изгоям. Специальная миссия ОБСЕ на Украине лишь констатировала факт без всякой обвинительной тональности. «Вопрос в том, считает ли украинская сторона жителей Крыма своими бывшими гражданами или относится к ним как к изгоям. Судя по событиям в Крыму, верно второе», - констатировал А.Лукашевич. Вопрос о снятии блокады с Донбасса также неоднократно поднимался российской стороной, но до сих пор не нашел должного понимания в структурах ОБСЕ, которая предпочитает заявлять, что регион сам отрезал себя от необходимой гуманитарной помощи, фактически солидаризируясь в формулировках с украинской стороной.

«Чтобы ОБСЕ начала полноценно работать, необходима политическая воля, преодоление блокового мышления и поиск нестандартных выходов из кризиса» (Александр Лукашевич)

Что же необходимо предпринять для того, чтобы ОБСЕ начала полноценно работать? По мнению А.Лукашевича, для этого необходимо возобновить диалог по всем трем измерениям деятельности ОБСЕ – военно-политическому, экономическому (и экологическому), и человеческому. «Принципами деятельности ОБСЕ должны стать всеобщая и неделимая безопасность для всех и возвращение к принципам Боннского документа 1990 года», - заметил А.Лукашевич. Поиску компромиссов может способствовать созыв семинара ОБСЕ по сравнительному анализу военных доктрин. «Для того, чтобы мы увидели положительные результаты, необходима политическая воля, преодоление блокового мышления и совместный поиск нестандартных подходов для выхода из сложившейся ситуации», - заключил А.Лукашевич.

Ключевые слова: ОБСЕ Украина Александр Лукашевич Постоянное представительство России при ОБСЕ Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ)

Версия для печати