Фото пресс-службы Президента России
3 декабря 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин выступил в Кремле, в Георгиевском зале, со своим новым, ежегодным Посланием Федеральному Собранию.[i]
В обстановке наваливающихся на Россию и весь мир сложнейших международных геополитических, экономических, финансовых проблем и кризисов, в том числе, кризиса безопасности, внимание – и дома, и за рубежом – к тому: «Что скажет Президент России?», было и велико, и напряженно.
Сейчас, по истечении нескольких часов после этой речи Путина, когда первые эмоции сменяются более спокойным восприятием услышанного, главное, на наш взгляд, что можно констатировать относительно международной части – Президент разделил происходящие вокруг России на то, что заслужило его внимания, обсуждения и оценок, и на то, что даже упоминания не заслужило…
Вот под этим углом и вспомним, что было сказано Путиным с кремлевской трибуны.
Президент начал Послание «со слов благодарности российским военнослужащим, которые борются с международным терроризмом».
«Сегодня здесь, в Георгиевском зале, историческом зале русской воинской славы, присутствуют боевые лётчики, представители Вооружённых Сил – участники антитеррористической операции в Сирии, - подчеркнул Владимир Путин. – Присоединиться к нам нашли в себе силы Гелена Юрьевна Пешкова и Ирина Владимировна Позынич, которые потеряли мужей в войне с террором. Низкий поклон вам и родителям наших героев.
Прошу почтить память павших солдат, которые отдали жизнь, выполняя свой долг, память всех российских граждан, погибших от рук террористов».
Первая в истории минута молчания в ходе президентского Послания лучше всяких слов продемонстрировала стране и миру, что для нас уважение к солдатскому подвигу и к памяти павших – святая ценность. И, если в ряде стран Европы, освобожденных именно Советской Армией от фашизма в 1945-м, сейчас сносят монументы нашим воинам-освободителям, вытравляют людскую память о них, то именно на этом и проявляется тот самый духовный водораздел, который отделяет нас в России от их зоны «евросчастья».
Возможно, по этой причине в речи Путина название «Европа» прозвучало лишь раз, и то в привязке к торговле с Азией. Не упомянуты были США, и Запад в целом. Да и про Украину слова сказано не было. А ведь известно, что, порой, именно отсутствие внимания производит гораздо большее впечатление: «Про нас забыли!»
Сегодня перечисленных адресов не оказалось в центре внимания Главы Российского государства. Как однажды сказал президент Франции Франсуа Миттеран, отвечая на мой вопрос на пресс-конференции: «Это досье не находится на моем столе»…
Да, для Владимира Путина важнейшими «досье» сегодня стали борьба с терроризмом, отношения с Турцией, развитие российского сотрудничества со странами огромного Тихоокеанского региона, с нашими соседями по Азии.
Именно с проблемы террора начал свою речь российский лидер: «Россия уже давно на переднем рубеже борьбы с террором. Это борьба за свободу, правду и справедливость. За жизнь людей и будущее всей цивилизации.
Мы знаем, что такое агрессия международного терроризма. Россия столкнулась с ней в середине 90-х годов, и наша страна, её граждане испытали жестокие террористические атаки. Мы помним захваты заложников в Будённовске, Беслане, в Москве, безжалостные взрывы жилых домов, крушение поезда «Невский экспресс», теракты в столичном метро и в аэропорту Домодедово.
Эти трагедии унесли тысячи жизней. Это горе, которое навсегда с нами, со страной, с родными и близкими безвинно погибших людей.
Потребовалось почти десять лет, чтобы переломить хребет бандитам. Мы практически выдавили террористов из России, но до сих пор ведём непримиримую борьбу с остатками бандподполья.
Но это зло до сих пор даёт о себе знать. Два года назад совершены теракты в Волгограде. Совсем недавно взорван российский гражданский самолёт над Синаем».
Президент говорит о том, что «невозможно победить международный терроризм силами только одной страны, особенно в условиях, когда границы в мире фактически открыты, а мир переживает ещё и новое переселение народов, когда террористы получают постоянную финансовую подпитку». Он говорит о том, что «угроза терроризма нарастает. Ещё не решена проблема Афганистана. Ситуация в этой стране тревожная и не вселяет оптимизма, а недавно устойчивые, достаточно благополучные, кстати, страны Ближнего Востока и Северной Африки – Ирак, Ливия, Сирия – превратились в зону хаоса и анархии, из которой исходит угроза всему миру».
И Путин напрямую связывает трагедии разрушенных стран с чужой злой волей: «Мы же знаем, почему это произошло. Знаем, кому захотелось сместить неугодные режимы, грубо навязать свои правила. В результате что? Заварили кашу, разрушили государственность, стравили людей между собой, а потом просто, как у нас говорят в России, умыли руки, открыв дорогу радикалам, экстремистам и террористам».
Обосновывая российское военное присутствие в Сирии, Владимир Путин заявил: «Особая опасность для нас исходит от боевиков, которые сконцентрировались в Сирии. Среди них немало выходцев из России, из стран СНГ. Они получают деньги, оружие, накапливают силы. И если окрепнут, победят там, то неизбежно окажутся у нас, чтобы сеять страх и ненависть, взрывать, убивать, мучить людей. И мы обязаны встретить их и уничтожить на дальних подступах.
Вот почему было принято решение о военной операции на основании официального обращения законной, легитимной сирийской власти.
И в Сирии наши Вооружённые Силы сражаются, прежде всего, за Россию, отстаивают безопасность именно наших граждан».
Интересная деталь – о своем «исключительном лидерстве» очень любят говорить американцы, но Путин здесь чувствительно ударил по их «исключительности»: «В борьбе с терроризмом Россия продемонстрировала предельную ответственность и своё лидерство».
Да, у России сегодня в борьбе с терроризмом неоспоримое лидерство, чтобы там не изображали западные пропагандисты. Кто может спорить с тем, что наши ВВС в Сирии за несколько недель сделали в борьбе с боевиками из ИГИЛ или, как сейчас начали называть эту террористическую организацию, ДАИШ, на порядки больше, чем некая коалиция из 60-ти с гаком стран при американском «лидерстве» за год – начиная с осени 2014-го?!
Вот поэтому, как мухи на мед, стали сейчас слетаться в этот регион «соколы-авиаторы» с британских, французских и германских земель, чтобы не опоздать и урвать себе кусок от «победного сирийского пирога», который пекут здесь русские летчики. Даже американцы начали долбить по позициям своих террористов-воспитанников, созданных спецслужбами США и монархий Персидского залива ради хаотизации Ближнего Востока руками ИГИЛовских боевиков.
А, ведь, спустя годы, в западных столицах будут писать учебники, где про российское участие в разгроме террористов ИГИЛ (ДАИШ) не будет ни слова. Также как сегодня в Европе уже молодежь и не в курсе, кто на самом деле победил Гитлера – им доходчиво объясняют, что это сделали лично англо-американские войска, а «Советы воевали в тылу у немцев»…
Чувствуя нутро «партнеров», Путин, не называя адресов, обращается к тем, кто хочет и может слышать: «Нужно отбросить все споры и расхождения, создать один мощный кулак, единый антитеррористический фронт, который будет действовать на основе международного права и под эгидой Организации Объединённых Наций. Каждое цивилизованное государство сейчас обязано внести вклад в разгром террористов, подтвердить свою солидарность – и не декларациями, а конкретными действиями.
Это значит – никакого убежища бандитам. Никаких двойных стандартов. Никаких контактов с любыми террористическими организациями. Никаких попыток использовать их в своих целях. Никакого преступного, кровавого бизнеса с террористами».
А дальше в речи появляется тема Турции, причем, в таких выражениях, что не оставляет сомнений – с Эрдоганом дела у Москвы закончены:
«Мы знаем, например, кто в Турции набивает свой карман и даёт заработать террористам на продаже награбленной в Сирии нефти. Именно на эти деньги бандиты вербуют наёмников, закупают оружие, организуют бесчеловечные теракты, направленные против наших граждан, против граждан Франции, Ливана, Мали, других государств. Мы помним и то, что именно в Турции укрывались и получали моральную, материальную поддержку боевики, которые орудовали на Северном Кавказе в 90-х и в 2000-х годах. И сейчас ещё их там замечаем».
Специально подчеркнув, что «в Турции у нас много давних и надёжных друзей», Путин указывает: «они должны знать, что мы не ставим знака равенства между ними и частью сегодняшней правящей верхушки, которая несёт прямую ответственность за гибель наших военнослужащих в Сирии.
Мы не забудем этого пособничества террористам. Всегда считали, и будем считать предательство самым последним и постыдным делом. Пусть знают это те в Турции, кто стрелял в спину нашим лётчикам, кто лицемерно пытается оправдать себя, свои действия и прикрыть преступления террористов». И дальше чрезвычайно жестко: «Только, наверное, Аллах знает, зачем они это сделали. И, видимо, Аллах решил наказать правящую клику в Турции, лишив её разума и рассудка».
«Мы не собираемся, и не будем бряцать оружием. Но если кто-то думает, что, совершив подлое военное преступление, убийство наших людей, они отделаются помидорами или какими-то ограничениями в строительной и других отраслях, то они глубоко заблуждаются. Мы ещё не раз напомним о том, что они сделали. И они ещё не раз пожалеют о содеянном. Мы знаем при этом, что надо делать».
Показательно, что буквально спустя несколько часов после речи Путина в Кремле из Турции прозвучало заявление премьер-министра Ахмета Давутоглу, который по Конституции является первым лицом в стране. Эрдоган, заняв пост президента Турецкой Республики, так и не смог до сих пор перевести на себя главные властные полномочия – премьер там главнее.
Хорошие отношения между Турцией и Россией внесут весомый вклад в мир и стабильность в регионе, заявил 3 декабря премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу:[ii] «Наши отношения с Россией нужны не только обеим странам, но и Кавказу, Балканам, Ближнему Востоку, региону Чёрного и Каспийского морей. Хорошие российско-турецкие отношения внесут существенный вклад в мир и стабильность всего региона».
Это заявление турецкого премьера можно трактовать, и как знак его готовности взять в Турции всю полноту власти – то есть обозначить начало междоусобицы «наверху» в Анкаре. Заигравшегося Эрдогана готовы «сдать» свои? Посмотрим, события развиваются стремительно…
Подробно остановившись на решении проблем жизни российского общества, Президент во второй части своей речи вернулся к международным делам. Причем, это возвращение было однозначно развернуто «на Восток»: «Мы уже вышли на качественно новый уровень взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, создано единое пространство со свободным движением капиталов, товаров, рабочей силы. Достигнута принципиальная договорённость о сопряжении евразийской интеграции с китайской инициативой «Экономического пояса Шёлкового пути». Создана зона свободной торговли с Вьетнамом. В следующем году в Сочи проведём саммит Россия-АСЕАН и, уверен, сможем выработать совместную взаимовыгодную повестку сотрудничества.
Предлагаю вместе с коллегами по Евразийскому экономическому союзу начать консультации с членами ШОС и АСЕАН, а также с государствами, которые присоединяются к ШОС, о формировании возможного экономического партнёрства.
Вместе наши государства составляют почти треть мировой экономики (треть! – С.Ф.) по паритету покупательной способности. Такое партнёрство на первоначальном этапе могло бы сосредоточиться на вопросах защиты капиталовложений, оптимизации процедур движения товаров через границы, совместной выработки технических стандартов для продукции следующего технологического поколения, на взаимном открытии доступа на рынки услуг и капиталов. Естественно, что это партнёрство должно строиться на принципах равноправия и учёта взаимных интересов.
Для России такое партнёрство создаст принципиально новые возможности для наращивания поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион продовольствия, энергоресурсов, инжиниринговых, образовательных, медицинских и туристических услуг, позволит нам играть лидирующую роль в формировании новых технологических рынков, а также развернуть на Россию крупные глобальные торговые потоки.
Мы продолжим модернизацию транспортной инфраструктуры. Будем развивать мощные логистические центры, такие как Азово-Черноморский, Мурманский транспортные узлы, современные порты на Балтике, на Дальнем Востоке, укреплять систему межрегиональных авиаперевозок, в том числе, в северных и арктических территориях…
Связующим звеном между Европой и АТР должен стать Северный морской путь. Чтобы повысить его конкурентоспособность, намерены распространить льготный режим свободного порта Владивосток на ключевые гавани Дальнего Востока, о чём нас просят предприниматели, работающие в этом стратегически важном для нас регионе России».
Взгляните на адреса, названы Президентом: Тихоокеанский регион, АСЕАН, ШОС, Северный морской путь, АТР. Воистину, та голова орла на Гербе России, что смотрит на Восток, просто встрепенулась после долгой спячки!
Вот такие мировые проблемы поднял Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию в декабре 2015 года.
Время тревожное. Проблем масса. И было видно по структуре и содержанию речи, что России предстоит впереди совсем не простой период – и в мировых делах, и в жизни нашего общества. Поэтому, чувствуя ситуацию, Президент завершил свое выступление призывом к консолидации, к единству народа: «Это слова Дмитрия Ивановича Менделеева, которые были сказаны 100 лет назад. Вот они: «Разрозненных нас сразу уничтожат. Наша сила в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия». Замечательные слова, адресованные прямо нам сегодня.
И в то же время Россия – это часть глобального мира, который стремительно меняется.
Мы хорошо понимаем сложность и масштаб существующих проблем – как внешних, так и внутренних. На пути любого развития всегда есть трудности и препятствия.
Мы ответим на все вызовы, будем действовать творчески и результативно, трудиться ради общего блага и ради России.
Мы будем идти вперёд вместе и вместе обязательно добьёмся успеха».
Послание это, особенно в международной части, – заявка на новую линию в мировых делах, сочетающую разворот «на Восток», жесткое наведение порядка там, откуда «демоны террора» нам могут помешать этот разворот совершить, а также МХАТовскую паузу в отношении тех «партнеров», кто играет на разного рода антироссийских инструментах, будь-то санкции, коалиции, резолюции и иже с ними – они уже малоинтересны.
Нам надо идти дальше, дальше, дальше.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs