ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Алексей Мешков о текущем состоянии и динамике отношений России со странами ЕС, НАТО

23:02 14.11.2015 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Заместитель Министра иностранных дел РФ Чрезвычайный и Полномочный Посол А.Ю.Мешков

Заместитель Министра иностранных дел РФ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Алексей Мешков рассказал журналистам о текущем состоянии и динамике отношений России со странами ЕС, НАТО, о взаимодействии с ОБСЕ и Советом Европы.

Встреча высокопоставленного дипломата РФ с журналистами, состоявшаяся в МИА «Россия сегодня», прояснила многие позиции России по ключевым международным проблемам в рамках европейского континента. Вопрос относительно взаимоотношений с североатлантическим альянсом был закрыт практически без комментария. «Связей с НАТО у нас нет», - сказал Алексей Мешков. Замминистра отметил, что это создает дополнительные сложности для европейской и международной безопасности. «Тот механизм, который был создан (СРН – Совет Россия-НАТО) и было решено всеми сторонами, что он должен быть «всепогодным», это не оправдалось», - подчеркнул А.Мешков.

Россия – Евросоюз

«О позитивной динамике отношений с ЕС говорить не приходится», - так охарактеризовал Алексей Мешков нынешнее состояние политических и экономических контактов России и Евросоюза. По его словам, впервые за многие десятилетия идет резкое сокращение товарооборота нашей страны с государствами ЕС. В 2013-2014 годах взаимный товарооборот превышал 450 миллиардов долларов, а в прошлом году составил 77 миллиардов долларов. Столь же «не позитивна» динамика товарооборота, как отметил А.Мешков, и первых месяцев этого года. Учитывая объективные факторы, следует признать и субъективные причины замедления сотрудничества двух стратегических партнеров - России и ЕС. Свернуты контакты между Россией и Евросоюзом на высшем уровне, саммиты «Россия - ЕС» не проводятся второй год, хотя должны проходить дважды за год, поочередно на территории России и в одной из европейских стран. Не работает Совет партнерства на уровне министров иностранных дел и Высокого представителя по внешней политике Евросоюза. Хотя тенденция обозначилась с 2011 года, когда так и не состоялось заседание этого совета. По словам Алексея Мешкова, практически не работает большинство отраслевых диалогов, но двусторонние отношения с европейскими странами и контакты на рабочем уровне с Еврокомиссией идут. «Наши партнеры все чаще задумываются об ущербности той линии, которая проводилась в последние год-полтора в отношении России», - подчеркнул замминистра.

Санкции

Конечно, имелись в виду санкции, введенные в одностороннем порядке против России и к тому же без согласия на то СБ ООН. Будут ли они продлены, - планируется обсуждать в декабре в Брюсселе. Пока ясно, что Евросоюз «загнал в тупик» ситуацию с санкциями. Мешков назвал такую политику ущербной. «Сама политика введения санкций ущербна, в том числе с точки зрения международного права: санкции сами по себе нелегитимны, т.к. только СБ ООН может принимать решения о введении санкций в отношении той или иной страны», - отметил А.Мешков. Абсурдность ситуации заключается в том, что санкции увязаны с «невыполнением Москвой Минских соглашений», хотя не выполняет их Киев на виду у всего мира. Но продлевать санкции намерены против Москвы. Алексей Мешков отметил, что вопрос более глубокий: «Вопрос в самостоятельности ЕС в принятии важных политических решений. И тут есть, над чем задуматься, в том числе в Брюсселе». По словам замминистра, вся современная история доказала, что санкции – это путь в никуда. Не было случая в современной истории, чтобы санкции сработали. «Что же касается санкций против России, европейцы понимают, что была сделана серьезная ошибка, и как они будут эту ошибку преодолевать, - это вопрос к ним, - подчеркнул А.Мешков. - Если строить солидарность ЕС на основе продления санкций, то какова же цена такой солидарности»?  

ОБСЕ на Украине

Алексей Мешков высоко оценил роль специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине. «Перед миссией ОБСЕ стоит серьезная задача в связи с поддержкой политического процесса на Украине», - сказал замминистра иностранных дел РФ. Дипломат отметил, что украинская тематика регулярно рассматривается на заседаниях постоянного совета. «Хотелось бы надеяться, что в рядах наших коллег по постоянному совету растет больше понимания того генезиса украинского кризиса и того, как надо двигаться вперед для достижения поставленной цели, которую все декларируют – полное выполнение Минских соглашений», - подчеркнул А.Мешков.  Он отметил также, что Россия с самого начала активно поддержала специальную мониторинговую миссию ОБСЕ на Украине. Учитывая ситуацию, Россия настаивает на том, чтобы миссия не только продолжала свою работу, но и была расширена до 1000 наблюдателей. Сегодня в составе миссии работает 37 человек от России. Задача специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине - следить за соблюдением Минских договоренностей, в том числе, за тем, как происходит разведение сил тяжелых вооружений и калибра менее 100 мм. А.Мешков отметил, что миссия активнее занимается отработкой случаев нарушения режима тишины. «То, о чем все время говорила российская сторона, сегодня определяется: кто и куда стрелял, кто нарушал режим тишины. Необходимо, чтобы международная общественность знала, какие тяготы несет гражданское население», - подчеркнул А.Мешков.

Минские договоренности

На вопрос об объективности докладов от миссии ОБСЕ на Украине А.Мешков сказал: «Сегодня мы видим большую объективность докладов, которые кладутся на стол в Вене и появляются в СМИ, хотя сам механизм выработки этого доклада достаточно сложен: сначала – поступает информация с мест, затем обрабатывается в Киеве, потом в секретариате генерального секретаря ОБСЕ». Российская сторона ставила вопрос о том, чтобы, проходя такую длинную цепочку обработки, информация сохраняла свою правдивость и объективность. А.Мешков заверил журналистов, что в этом отношении проблемы были преодолены. Главной же проблемой замминистра назвал диалог Киева с ЛНР и ДНР. Дипломат отметил, что есть определенный контакт в рамках четырех рабочих групп в Минске. Однако предстоит наладить политический процесс, что означает конституционную реформу, реальное действие закона об особом статусе ЛНР и ДНР, причем не на временной, а на постоянной основе. Предстоит решить вопрос об амнистии, начать работу над избирательным законом в виду предстоящих выборов в ДНР и ЛНР. Пока назначенное время для выборов в народных республиках Донецка и Луганска – февраль 2016 года. Алексей Мешков назвал еще одну большую проблему – процесс разминирования сегодня один из самых болезненных в регионе. Большие жертвы в связи с оставшимися минами на территории ДНР и ЛНР среди мирного населения и военных. Этот вопрос также прорабатывается в ОБСЕ.

Россия и ПАСЕ: следует провести аудит

Нужна ли России ПАСЕ, и почему наша страна продолжает платить взносы в организацию, которая временно исключила из работы Парламентской ассамблеи Совета Европы самую крупную делегацию? Алексей Мешков назвал исключение нашей делегации до января 2016 года «самостийным действием русофобских депутатов, не более того». Санкции против российской делегации в ПАСЕ были введены в апреле прошлого года из-за позиции РФ по Украине и присоединению Крыма. Российские парламентарии были лишены права голоса, права участия в заседаниях уставных органов и мониторинговой деятельности. В 2015 году санкции были продлены. Глава ПАСЕ Анн Брассер ранее заявила, что вопросы о восстановлении полномочий делегации РФ могут быть рассмотрены в январе 2016 года. «Убежден, что России ПАСЕ нужна, потому что эта организация вырабатывает правовые нормы на общеевропейском пространстве, и членами её являются все европейские государства за исключением Белоруссии, которая еще не завершила процесс присоединения к Совету Европы», - заявил Алексей Мешков. Замминистра пояснил, что российская правовая практика использует наработки, которые были сделаны в Совете Европы (СЕ). Более того, Россия участвует (присоединена) в более 60 конвенциях и других правовых актах, которые вырабатывались в СЕ. Помимо Парламентской ассамблеи в Совет Европы входят Кабинет министров и Европейский суд по правам человека и ряд менее важных структур. Но взнос, который вносит в том числе и Россия, идет среди прочих расходов на работу в Парламентской ассамблее, которая собирается 4 раза в год. Куда же идут сегодня те финансовые средства, которые предназначены на работу в ПА российской, самой большой в Совете Европы делегации? Этот вопрос был адресован А. Мешкову, на что он ответил: «Следует провести аудит и выяснить, куда эти деньги идут»? Оказывается, российская сторона ставит этот вопрос периодически в Совете Европы, но ответа пока нет.  

«Независимость» БДИПТЧ, как органа ОБСЕ

Журналистов интересовали вопросы о полномочиях БДИПТЧ, которыми бюро пытается влиять на институт иностранных наблюдателей на выборах в той или иной стране. Настолько ли независимо это бюро, каким себя называет? Почему принимает решения, которые никто не может отменить или хотя бы обсудить? Алексей Мешков ответил на эти и другие вопросы по поводу Бюро по демократическим институтам и правам человека. «БДИПТЧ – не единственная структура, которая занимается наблюдением за выборами: есть Парламентская ассамблея (ПА) ОБСЕ, ПА СНГ, другие парламентские структуры, есть независимые наблюдатели, поэтому эксклюзивности у БДИПТЧ, при всём моем уважении к бюро, нет», - отметил Алексей Мешков. 

Что касается наблюдателей на выборах, то так и осталось непонятным, кто решил, что в Азербайджан надо направить 270 наблюдателей, а в Германию, которая в два раза больше по населению, только двоих наблюдателей? Неизвестно, кто заказывает доклады, которые под своим лейблом выпускает бюро, если их не заказывал постоянный Совет Европы? В этой связи А.Мешков отметил, что российская сторона настаивает на необходимости вести постоянный контроль за деятельностью ОБСЕ, в состав которой входит БДИПТЧ. Это справедливое требование государств, членов организации.

ЕС и миграционный кризис

Алексей Мешков отвёл всякого рода мифы и наветы в сторону России по поводу миграционного кризиса, который переживает ЕС. Поток мигрантов направляется по балканскому маршруту, но ни Греция, ни Венгрия не готовы решать эту проблему. На Мальте 11 ноября на эту тему проходила встреча ЕС со странами партнерами. К России за помощью ЕС не обращался. Хотя, как отметил Алексей Мешков, у России есть чему поучиться в решении аналогичных проблем. На территории ЕС проживает 450 миллионов человек, а въехало всего 770 тысяч мигрантов. Россия же только за последний год приняла около 1 миллиона человек, и никаких нареканий в плане приема. Всем предоставлены рабочие места, жилье, оформлены документы. Еще пример: десять лет назад полтора миллиона людей мигрировали из Таджикистана, и при поддержке России удалось решить проблему беженцев из этой страны. Истоки миграционного кризиса в ЕС – не в начале операции российских ВКС в Сирии, как пытаются представить некоторые СМИ. Миграция была вызвана всякого рода «арабскими веснами». «Люди бежали после трагических событий в Ливии, Ираке и сегодня в потоке беженцев сирийцы не являются большинством, а наоборот более 1 миллиона человек вернулись в свои дома в Сирии», - подытожил Алексей Мешков.

В ходе встречи с журналистами заместитель Министра иностранных дел не сделал громких заявлений, но прояснил многие волнующие представителей СМИ вопросы относительно европейской проблематики.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати