Время конспирологии, закулисных игр, скрытых намерений и секретных переговоров для Украины, похоже, прошло. Настало время беспрецедентного по масштабам и открытости внешнего влияния на внутриполитические процессы на Украине стран Запада и США.
Если раньше, например, при президенте Викторе Ющенко играли более тонко и непублично (разве что демонстративная реприватизация ОАО «Криворожсталь» выбивалась из схемы), при Викторе Януковиче работали через его консультантов (Пол Манафорт, контракт Партии регионов с его компанией "Black, Manafort, Stone, & Kelly"). После «оранжевой» революции политики «оранжевого» лагеря сохраняли и развивали свои отношения с Западом, не особо это афишируя, а теперь своими визитами в Вашингтон и другие «столицы демократий» гордятся, контакты с официальными лицами делают достоянием общественности.
Самым ярким примером и доказательством открытого внешнего управления стало назначение губернатором Одесской области грузинского изгнанника и экс-президента Михаила Саакашвили, разыскиваемого грузинскими же властями. Под соусом реального мастер-класса для украинских высших чиновников от бывшего президента Грузии. А на деле – с целью блокировать Приднестровье, взять под контроль одесский порт и превратить в американскую собственность крупнейшее предприятие Одесский припортовый завод. Поэтому можно ожидать информации об интересах к заводу, например, от Dow Chemical или DuPont.
Если говорить о дальнейших перспективах Саакашвили, то они весьма неопределенны, его называют одним из следующих премьеров Украины, но при этом одна из задач его назначения – торпедирование интересов местных олигархов и зачистка площадки для прихода западных инвесторов. Стоит отметить, что помимо всего Одессу пытаются превратить в показательный питомник новой украинской демократии – чиновники из Грузии, либерал-демократы из России (Мария Гайдар – заместитель губернатора), крымские татары – главы районов.
К одесской ситуации стоит добавить особый статус и условия для чиновников, которых берет на зарплату не только правительство Украины, но и правительство США, о чем Саакашвили договорился с послом США в Украине Джеффри Пайеттом. Факт весьма красноречивый, даже если сформулировать это как «Одесский антикоррупционный натиск». Данную систему планируют запустить не только в Одесской области - Киевская областная государственная администрация совместно с компанией Deloitte (аудиторская фирма) начинает разрабатывать пилотный проект по созданию специального фонда для осуществления доплат чиновникам. Таким образом, американцы могут взять на свой кошт основную часть управленческой элиты в стране.
Чиновники из Грузии в этой ситуации, как минимум, канал получения важной для американцев информации, как максимум реализаторы интересов внешних управителей без учета интересантов (в лице олигархов) внутри Украины (министр здравоохранения Александр Квиташвили, первый заместитель министра внутренних дел - Эка Згуладзе, замминистра юстиции - Гия Гецадзе, заместитель генерального прокурора - Давид Сакварелидзе).
Наблюдая грузинских варягов и иностранцев на ряде ключевых должностей, определенная прослойка украинской политической элиты начинает действовать на их опережение. В конце июня глава Донецкой областной администрации Павел Жебривский заявил, чтоон «допускает вероятность силового восстановления контроля над оккупированными территориями в случае нарушения боевиками условий минских соглашений». Украинские эксперты расценили это заявление как сигнал Западу, так как оно прозвучало в интервью французским СМИ France 24 и газете Le Figaro. По мнению украинских наблюдателей, «официальные лица страны никогда прежде не высказывались с такой жесткостью, адресат этого обращения США, ЕС и другие западные друзья Украины». Эксперты видят в этом «весьма интересную дипломатическую комбинацию, так как именно таким образом поддержку ЕС и Штатов в свое время получили хорваты». Что интересно, подобные заявления слышатся не только от руководства страны, но и от региональных руководителей. Понимая, кто будет исподволь руководить Украиной в ближайшем будущем, они осознали, что это заманчивый карьерный лифт – завязать самостоятельные отношения из региона с зарубежными кураторами. При этом представители политических элит регионального уровня стремятся выстроить как минимум свой имидж, как максимум политические отношения с зарубежными политическими игроками, минуя высшую государственную элиту. И, похоже, западные кураторы совсем не против таких отношений.
Все примеры говорят об одном – рождается новый тренд: поняв бесперспективность военного противостояния, Украину превращают в новый протекторат США. Превращают не без желания части украинской элиты и общества. Цели понятны – в рамках «Великой шахматной доски» Бжезинского, зависимая Украина, как максимум это гарантия предотвращения «воссоздания евразийской империи», как минимум – лишение России возможности полноценно доминировать в Черном море.
Создание новой системы управления Украиной (формат политического протектората) – это, по сути, невоенные методы приближения к границам России.
Яркий признак протектората – влияние на кадровую политику, очевидно, что «варяги» из Грузии – это прикрытие внешнего управления. «Варяги» ориентированы на локальный результат, но этот результат впоследствии будет использован в интересах внешнего влияния.
Вхождение крупных транснациональных корпораций (несмотря на сопротивление украинских олигархов) – еще один признак протектората. До последнего майдана и конфликта на Юго-Востоке Украина находилась на разных стадиях сотрудничества с ведущими в своих отраслях мировыми компаниями - Shell, Shevron, ExxonMobil (подробнее в материале - https://interaffairs.ru/news/show/13541). Теперь можно прогнозировать приход игроков химической отрасли – как претендентов на Одесский припортовый завод. Еще один крайне привлекательный сектор украинской экономики – сельское хозяйство. Появление в этой отрасли представителей крупных игроков мирового агросектора будет окончательным подтверждением реализации стратегии нового протектората на Украине. Кроме того, данная ситуация подтверждается трендом, сформировавшимся в условиях финансового кризиса – скупкой западными финансовыми инвесторами земель за рубежом, что преследует цель поиска новых гарантированных источников долгосрочной прибыли.
Это не новая и наиболее выгодная форма экономического присутствия для Запада – получение чужих природных и технологических ресурсов, их переработка и эксплуатация на чужой территории. Кредиты МВФ на фоне таких проектов – уже не самый привлекательный инструмент извлечения экономической прибыли. Тем более схема получается более выгодной для отдельно взятой страны – исключаются международные институты (МВФ), остается взаимодействовать только политическому (государство) и экономическому (корпорации) выгодоприобретателям.
Но главное – Украину всеми силами пытаются оставить в орбите западных интересов новыми средствами.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs