100-летие геноцида армян: забвению не подлежит

09:29 19.04.2015 Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»


Вечный огонь мемориала жертв геноцида «Цицернакаберд» в Ереване. Фото: mediagid.am.

 

17 апреля в Москве в стенах «Президент-отеля» состоялась конференция, посвященная 100-летию геноцида армян на территории бывшей Османской империи в 1915-1922 годах. Мероприятие было организовано Институтом стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции), Союзом армян России Общественной палатой Российской Федерации. В конференции приняли участие известные ученые, политики, дипломаты и журналисты.

Национальная трагедия армянского народа, квалифицированная современниками как преступление против человечности, открыла собой череду злодеяний ХХ века, к которым неприменим срок давности. Об этом сказал в своем вступительном слове директор Института стран СНГ Константин Затулин. По его словам, 1,5 млн. армян погибло в результате первого в истории ХХ века геноцида. Постепенно необходимость признания этой трагедии находит понимание и в Европе. Так, 12 апреля текущего года папа Римский Франциск I отслужил мессу в Ватикане в память жертв геноцида армян в Османской империи в 1915 году. 15 апреля Европейский парламент призвал Турцию к признанию ответственности за события 1915-1922 годов и восстановлению тем самым мира между двумя народами.

К.Затулин напомнил, что задолго до решения, принятого общеевропейскими структурами, 14 апреля 1995 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла Заявление «Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах», положив тем самым начало процессу признания геноцида на общегосударственном уровне. По словам эксперта, можно понять, но нельзя извинить тех, кто сегодня агрессивно препятствует признанию этого факта на международном уровне. В этом смысле показательной, по его словам, является позиция США, которые так и не пошли на признание факта геноцида на общегосударственном уровне, хотя почти две трети от общего числа штатов США приняли соответствующие решения. Причиной тому являются геополитические обстоятельства и заинтересованность руководства США в сохранении собственных позиций на Кавказе. О причастности правительства Османской империи к массовому уничтожению людей по национальному признаку свидетельствуют и многочисленные источники, среди которых особое место занимают и свидетельства союзников турок по Тройственному союзу, включая германские (например, докладные записки германского посла в Османской империи Г.Вангенгейма рейхсканцлеру Т.Бетман-Гольвегу за 1915 год).

К сожалению, акт геноцида 1915 года был не первым. Так, имели место факты резни армян во времена правления султана Абдул Хамида II в 1894-1896 годах, трагические события1909 г. в Киликии и усиление тенденции к отуречиванию христианских народов, начиная с 1911 года. Таким образом, можно вести речь о сознательной политической линии, проводившейся османским правительством на протяжении десятилетий.

Поддержав в целом позицию римского понтифика, высказанную им на мессе в Ватикане, К.Затулин выразил несогласие с аналогией, проведенной папой между нацизмом, сталинизмом и геноцидом армян. Политический режим Сталина, по словам директора Института стран СНГ, заслуживает порицания, но совершенно по другим причинам, и не может быть обвинен в массовом уничтожении людей по национальному признаку. Российская империя (а затем Советский Союз и нынешняя Россия) стали домом для сотен тысяч армян. Армения сыграла важную роль в борьбе с нацизмом в период Великой Отечественной войны. Можно вспомнить, что к началу войны в Советском Союзе проживало 2 млн. 200 тыс. армян, из них 1 млн.800 тыс. – в Армянской ССР. Из этого числа около 600 тыс. человек ушло на фронт, 314 тыс. не вернулось. Таким образом, на полях Великой Отечественной войны погибло 12% от общего числа армянского населения Советского Союза. В этих условиях проведение аналогии между нацистским и советским политическими режимами ничем, кроме политиканства, объяснено быть не может.

Председатель Союза армян России Ара Абрамян подчеркнул, что геноцид разделил историю армянского народа на «до» и «после». Но главное – армяне лишились права проживать на территории, где проходили важнейшие события их истории, начиная с древних времен. Уничтожению и поруганию подверглось культурное наследие народа, создававшееся им на протяжении столетий. С момента обретения Арменией независимости борьба за признание ответственности за геноцид стала одним из главных пунктов внешней политики государства. Между тем, необходимость привлечения к ответственности руководства Османской империи за совершенное преступление была подтверждена еще 24 мая 1915 года в совместной декларации стран-союзниц (Российской империи, Великобритании, Франции) В то же время А.Абрамян подчеркнул необходимость правового решения проблемы, заявив, что в памяти армянского народа жива память о тех, кто, рискуя собственной жизнью, спасал обреченных на гибель людей. Среди них было немало турок, которых невозможно назвать иначе чем праведниками.

Член Общественной палаты России, председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина зачитала приветствие секретаря Общественной палаты Российской Федерации Александра Бречалова, выразив свою солидарность с позицией экспертов и надежду на то, что усилия представителей армянской дипломатии будут услышаны на международном уровне.

Доклад известного востоковеда, ведущего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Виктора Надеина-Раевского был посвящен истории произошедшего в годы первой мировой войны преступления. Прежде всего, по его словам, исследователей поражает масштабность совершенного преступления. Стоит вспомнить, что помимо армян, погибли 600 тыс. греков, 250 тыс. айсоров (ассирийцев), проживавших на территории империи.

Что же послужило причиной произошедших событий? С середины XIX века элита Османской империи, переживавшей масштабный кризис, перестраивала свое политическое мышление. К началу ХХ века налицо была экономическая стагнация. Господство в торговле занимали инонациональные народы, в том числе армяне, причем до конца ХIX века последние именовались «милет-и-садыка» («преданным народом»). Христианские церкви действовали относительно свободно, но христиане платили повышенный налог в обмен на право не служить в османской армии. Все начало меняться с тех пор, как в 1865 году появилось на свет политическое движение «новых османов», выступавших с демократических позиций за установление конституционного строя в империи. Однако мусульманская часть населения категорически выступала против уравнения всех подданных империи в правах. К тому же опираться на поддержку христианских народов империи становилось все сложнее, особенно после того, как Болгария и Греция получили независимость.

При султане Абдул Хамиде II идеологией империи стал панисламизм. Однако проблем не стало меньше, и от империи стали откалываться ее арабские территории. Именно тогда на политическую арену вышло движение тюркизма. Идея создания единого тюркского государства («Великого Турана») возникла поначалу за пределами Османской империи. Молодые интеллектуалы стали читать литературу на турецком языке вместо османского. Первые туранистские клубы появились в Венгрии и Финляндии еще в середине ХIX века, причем их активные участники ориентировались не только на тюрок, но и на уральскую языковую семью. Позднее движение стало популярно среди молодых интеллектуалов в Османской империи. Такие деятели, как Тевфик Фикрет, Мехмед Эммин начали писать не на османском, а на новом, турецком языке.

Переломным для этого течения стал 1907 год, когда после поражения первой русской революции сторонники идеи тюркского единства были высланы с российской территории, преимущественно в Османскую империю. В 1908 году в империи вспыхивает так называемая Младотурецкая революция, в которой, наряду с представителями остальных народов, принимали участие и армяне. Однако в ходе революционных событий и последовавшей борьбы за восстановление конституции в стране верх одержала партия «Единение и прогресс» («Иттихад ве тарки»). В начале 1913 года всю власть в партии и стране захватил прогермански настроенный триумвират (Энвер-паша, Талаат-паша, Джемаль-паша), который втянул империю в войну на стороне Германии.

Решения по армянскому вопросу были приняты в марте 1915 года. Поводом стало январское поражение под Сарыкамышем, которое было нанесено Россией османской армии. В поражении были обвинены армяне, включая тех, кто был мобилизован на фронт. Официально акция именовалась высылкой, однако фактически речь шла об уничтожении заподозренного в нелояльности населения. Первыми были уничтожены армяне, мобилизованные в армию и переведенные позже, после поражения, в строительные батальоны. Остальные были депортированы в Месопотамию, по пути подвергаясь резне, в которой участвовали не только турецкие жандармы, но и курдская конница «Хамидие». Часть армян, стремясь сохранить себе жизнь, была вынуждена принять ислам в его специфичной алевитской версии.

По словам В.Надеина-Раевского, прямых статистических данных по геноциду не сохранилось, но сохранились любопытные косвенные свидетельства, связанные с созданием вскоре после решения армянского вопроса 31 комиссии по тюркизации брошенной собственности, среди которой были 2,5 тыс. церквей, 4 тыс. школ, целый ряд завод, фабрик, мастерских и плантаций. Опираясь отчасти на данные этих комиссий, отчасти на ряд зарубежных источников, и была выведена цифра в 1,5 млн. человек.

В 1919 году по инициативе стран Антанты в Стамбуле состоялся международный трибунал, на котором основным виновным в геноциде (Энверу, Талаату, Джемалю и доктору Назиму) был вынесен смертный приговор. Однако к тому времени основные обвиняемые находились в бегах: Талаат-паша в Берлине, Джемал-паша в Тифлисе, Энвер-паша сначала в Германии, затем в Туркестане. Позже Талаат и Джемал были уничтожены активистами армянской партии «Дашнакцутюн» в ходе организованной её руководством операции «Немезис»; Энвер-паша был убит в бою с большевистскими частями в 1922 году на территории нынешнего Таджикистана. Решения же Стамбульского трибунала по геополитическим причинам были вскоре спущены на тормозах. В.Надеин-Раевский подчеркнул, что ненаказанное преступление 1915 года во многом открыло дорогу последующим нарушениям международного права вплоть до наших дней. Разворачивающаяся на наших глазах ситуация вокруг Йемена – яркий тому пример.

 Посол Армении в России Олег Есаян в своем выступлении заметил, что в борьбе армянской дипломатии за международное признание геноцида не стоит искать антитурецких настроений. Как неизбежно соседство Турции и Армении, так же неизбежна и нормализация отношений между ними. Проблема в том, что до сих пор в мире господствует политическое безразличие, а в ряде случаев политическая целесообразность. «Осуждение нужно не только армянскому, но и турецкому народу. Нормальные отношения между нашими народами возможны, но для этого нужны конкретные шаги»,- сказал дипломат.

Конференция в «Президент-отеле» стала одним из многих мероприятий, посвященных столетию трагической даты в истории армянского народа. В преддверии 22-23 апреля в Ереване состоится международный общественно-политический форум «Против преступления геноцида». 22 апреля в Москве на Олимпийском проспекте будет открыт Армянский музей Москвы и культуры наций, в пяти залах которого будет представлена экспозиция, рассказывающая об армянской истории, культуре, национальной одежде и обычаях. Музей создается при храмовом комплексе Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви в Москве. Но основные события, приуроченные к памятной дате, произойдут 24 апреля в Ереване у мемориала геноцида «Цицернакаберд». В этих и многих других мероприятиях примут активное участие российские политики и деятели культуры. Это неудивительно: наши народы на протяжении многих поколений связаны общностью судеб. Так было и так будет впредь.

Ключевые слова: Россия Москва Армения

Версия для печати