Секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что Украина готова к созданию так называемой «грязной бомбы» в рамках закрытых военно-технических программ. По его словам, «неважно – грязное или чистое, главное, чтобы было эффективным». Что именно имел в виду пастор баптистской церкви «Слово жизни» Александр Турчинов сказать сложно.
Видов «грязных бомб» может быть очень много. В качестве начинки для изготовления грязной бомбы может быть использовано отработанное топливо атомной станции или материалы атомных центров. Причем в отличие от классического атомного оружия нет необходимости достигать критической массы атомного заряда. Строго говоря, подобное устройство может состоять из контейнера с радиоактивным изотопом и заряда взрывчатого вещества. При взрыве, радиоактивное вещество распыляется на достаточно большой площади и делает ее непригодной для проживания на длительное время (период полураспада изотопа).
Одним из вариантов «грязной бомбы» может быть намеренный подрыв установки невоенного назначения, использующей радиоактивные материалы. Обычно, самым распространенным предположением остается то, что те, кто хочет создать грязную атомную бомбу, будут пытаться это сделать просто потому, что это гораздо легче и дешевле. Помимо так сказать «классических» «грязных бомб», рассматривалось также механическое распыление радиоактивного материала. В фантастической литературе данный вариант был впервые описан Робертом Хайнлайном в рассказе «Никудышное решение» (англ. Solution Unsatisfactory) в 1940 году. Идею кобальтовой бомбы высказал в 1950 году американский физик и участник Манхэтеннского проекта Лео Силард, в качестве примера оружия, способного превратить землю в непригодную для проживания. Созданный взрывом высоко в стратосфере, изотоп кобальта 60 способен рассеиваться на больших площадях, заражая их. Самому Силарду принадлежит фраза, сказанная в эфире одной из радиостанций в конце 50-х годов: «Кобальтовой бомбой проще уничтожить под корень все человечество, чем какую-либо его часть». С тех пор эта идея «живет и побеждает».
Два инцидента, которые можно квалифицировать как радиологический терроризм, произошли в России. В 1995 году правоохранительные органы обнаружили цезий-137 в Измайловском парке в Москве, а в 1998 году контейнер с радиоактивными материалами, прикрепленный к мине, был обнаружен у железнодорожных путей неподалеку от чеченского города Аргун. В Тбилиси у таксиста, остановленного полицией в мае 2003 года, были обнаружены освинцованные ящики сто стронцием-90 и цезием-137. В Белоруссии таможенники в 1996-2003 годах перехватили 26 радиоактивных грузов. Бывший глава МАГАТЭ Мохамед эль-Барадеи еще в 2003 году заявил, что применение такой бомбы не обязательно чревато большим количеством убитых, но "способно спровоцировать панику и изменения общественной жизни в связи с радиацией, чего собственно и добиваются террористы".
Впрочем, возможно преследование и других целей, гораздо более масштабных. Например, если предположить, что подобное оружие может быть применено в одном из нефтеносных районов мира, то цены на «черное золото» из других регионов моментально взлетят. Строго говоря, к «грязной бомбе» можно отнести боеприпасы с сердечниками из обедненного урана. США и Великобритания уже применяли такое оружие при бомбардировках Югославии и Ирака. Как отразилось применение подобных боеприпасов на гражданском населении можно судить лишь по единичным фактам, которые стали достоянием общественности. А вот в США и Великобритании разразилось несколько громких скандалов. Бывшие военнослужащие напрямую связывали случаи своих заболеваний, в том числе и лейкемией, с тем, что контактировали с боеприпасами, содержащими обедненный уран. (Подробно – статья профессора Владимира Рощупкина - http://nvo.ng.ru/notes/2006-04-07/8_gunter.html).
Таким образом, применение «грязной бомбы» уже является фактором как политики, так и шантажа. В конце прошлого года боевики «Исламского государства» заявили, что готовы создать ядерное оружие из радиоактивных материалов (по некоторым данным до 40 кг урана), захваченных в университете иракского города Мосула. И пригрозили подорвать свою адскую машину в Лондоне или другом крупном городе Европы. Английская пресса отметила тогда, что британский эксперт по взрывчатому делу Хамаюн Тарик был замечен среди боевиков, угрожающих взрывом этой бомбы в Европе. В 2003 году генеральный директор британской контрразведки MI5 Элиза Мэннингхэм-Буллер назвала такой теракт в одном из крупных западных городов "вопросом времени". Но если угрозы боевиков ИГ, все таки, скорее, можно отнести к гипотетическим, то слова главы СНБО Украины - угроза куда более реальная. На Украине абсолютно легально находится огромное количество радиоактивных материалов. И создать «грязную бомбу» труда не составит. Если вспомнить, что около года назад украинская пассионария Юлия Тимошенко также высказывалась за применение ядерного оружия против России, то фактически речь может идти о том, что Александр Турчинов и Юлия Тимошенко публично поддерживают ядерный терроризм на государственном уровне.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs