Большинство жителей Болгарии сохранили положительное отношение к России, невзирая на антироссийскую кампанию в западных и прозападных СМИ. Об этом говорят результаты социологического опроса, проведенного по поручению Европейского Совета: 6,9% респондентов ответили, что еще больше симпатизируют России после событий на Украине и воссоединения Крыма; 54,3% - уровень симпатии остался прежним; 29,2% - частично утратили симпатию; 9,2% - всегда относились отрицательно (1).
Цифры, демонстрирующие отношение болгар к НАТО, выглядят следующим образом: 44% полагают, что членство в Североатлантическом альянсе полезно для страны (11,6% - очень полезно, 32,5% - скорее, полезно); 22% полагают, что партнерство с НАТО вредит Болгарии (14,2% - скорее, вредно, 8,2% - очень вредно).
Также 61% болгар выступает против введения Евросоюзом дополнительных санкций против России (12% выступают «за»). 33% болгарских граждан поддерживают внешнеполитическую переориентацию на Россию и ведомый ею евразийский геополитический проект; 63% ориентированы на членство в ЕС (1). Последняя цифра обусловлена отсутствием альтернативного экономического проекта, который бы был близок Болгарии, в т.ч., географически.
Большинство болгар (51%) считают президента России Владимира Путина единственным человеком, способным нормализовать российско-украинские отношения. Канцлеру Германии Ангеле Меркель в этом отношении доверяют всего 31% болгар, президенту США Бараку Обаме - и вовсе 25%. Представителям Евросоюза отведена «задняя» роль: только от 2% до 4% болгар верят, что нормализовать российско-украинские отношения способны европейские политики – председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнгер и представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини (1).
Разбор по возрастным группам показывает, что большинство неприязненно настроенных к России приходится на молодежь 18-30 лет; большинство симпатизирующих – на возраст от 60 и выше. Таким образом, положительно к России относятся те, кто застал период активных взаимоотношений двух стран в советское время; отрицательно – те, кто родился в послесоциалистическую эпоху, и чей жизненный опыт не знает периода тесного сотрудничества между Болгарией и Россией.
Идеологической подпиткой для последней возрастной группы остается, как и прежде, политическое наследие болгарских либералов XIX. Среди них – Захарий Стоянов, Стефан Стамболов, Пейо Яворов. И даже один из лидеров Апрельского восстания, которому одинаково сочувствовали российская интеллигенция и российское крестьянство, Христо Ботев, не чуждался антироссийских взглядов. Либерализм этих деятелей заключался в желании повести освобожденную от турецкого ига Болгарию по западноевропейскому пути развития, и чрезмерную привязанность болгарского народа к России они считали помехой.
Либералы развернули бурную публицистическую деятельность, убедить соотечественников в своей правоте. Надо отдать им должное: многие из них были, действительно, творчески одаренными людьми, и оставили заметный след в болгарской историографии, журналистике, публицистике, художественной литературе. Например, З. Стоянов не только утверждал, что все народные деятели и патриоты Болгарии (Г. Раковски, Л. Каравелов, Г. Бенковски, В. Левски) были противниками официальной России, но и оставил в наследство потомкам «Записки о болгарском восстании»; С. Стамболов не только критиковал российскую политику, но и был автором множества поэтических произведений.
Анализ деятельности прозападного крыла болгарcкой политической элиты XIX в. приводит к выводу о ее малочисленности. Это течение было представлено яркими пассионарными личностями, деяния которых нашли отражение в работах болгарских авторов-историков отечественной политической мысли (2), но это не устраняет первоначального вывода: антироссийское крыло болгарской политики не обладало непререкаемым авторитетом у населения. Это отражено в их статьях, где часто в адрес народа звучат упреки в легковерных симпатиях к России (3).
Забегая наперед, отметим, что в Первую и Вторую мировую болгарское правительство (не народ!) ориентировалась на Германию, т.е. следовало геополитической линии антироссийской части болгарского политикума образца XIX в.: последний симпатизировал Австрии и Германии. Оправдано ли, вопрос риторический.
С крушением социалистического строя мнение болгарских политических либералов XIX в. было взято за идеологический образец. В 1990-е в болгарских городах стали появляться памятники и улицы в их честь, их труды подробно изучались, затемняя, часто, искусственно, альтернативные работы. Период взросления возрастной группы 18-30 лет пришелся как раз на период некритичного отношения к наследию болгарских либералов, что, помноженное на текущую долю антироссийской риторики в прозападных болгарских СМИ, дает на выходе социологические результаты, о которых говорится в начале этой статьи.
Следовательно, антироссийская информационно-идеологическая составляющая в Болгарии складывается из ретроспективного, и некритичного обращения к наследию болгарских западников прошлых веков, и искаженного освещения текущих политических целей России. Тем самым создается хронологически непрерывный дискурс, от XIX в. и до сегодняшнего дня, в котором российская политика искусственно насыщается негативными красками.
Болгарский народ остается народом-русофилом, не воспринимающим многое из того, что предпринимает официальная София под давлением Вашингтона и Брюсселя: они сегодня заменили болгарским западникам Вену и Берлин.
Русский язык, русская культура, русская история, по-прежнему, привлекают болгар, и об этом говорят результаты соцопросов. Вряд ли попытки некоторых сил затмить историю российско-болгарской дружбы преувеличенным вниманием к идеологическому наследию болгарских либералов XIX в. смогут ввести в заблуждение болгарский народ. Он не внял западникам в прошлые века, не внимает им и сегодня.
1) http://politikata.net/алфа-рисърч-българите-харесват-ру/120881/
2) http://www.slovo.bg/showwork.php3?AuID=101&WorkID=2842&Level=1
3) http://www.extremecentrepoint.com/archives/335
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs