Гражданская война на территории Восточной Украины является ярким примером мистификации информации со стороны СМИ; на Западе месяцами или вообще не поднимали эту тему или же была показана только одна версия, а именно версия Киева.
Очень важно осуществлять «поиск истины», используя психологические методы, чтобы разоблачить мистификацию, которая кроется за каждой войной.
Об этом нам рассказала психолог Сара Реджинелла 24-ого февраля 2015 на конференции "Украина, война в Европе", которая состоялась в престижном университете города Мачерата, где я собственнолично присутствовал в качестве корреспондента из Донбасса.
Конференцию организовали и активно участвовали психологи и психотерапевты Николетта Мажжитти и Даниэла Силвестрелли. Приглашенными специалистами на видео-конференции выступали Ирина Дроздова, профессор кафедры психологии ЮФУ г. Ростов на Дону; д-р Валентин Пехтертев, психиатр и психотерапевт клиники медицины и психологии в Донецке.
Доктор Сара Реджинелла дала мне интервью в котором поделилась своим теоретическим подходом.
- Доктор Реджинелла, Вы создали эту психологическую теорию для решения международных конфликтов, расскажите, пожалуйста, о чем идет речь? Как теория может быть применена к конфликту в Донбассе?
- Я применила к международным конфликтам некоторые психологические аспекты системного подхода в психологии, начиная с идеи о том, что некоторые процессы, которые мы наблюдаем, как психотерапевты, в клинической работе с семьями, аналогичны процессам, которые присутствуют в международных конфликтах. Последние, в свою очередь, могут быть отражены в реляционных механизмах, как между частными лицами, так и внутри самого человека.
В любом конфликте отношений два противоположных взгляда приводят к столкновению. Чтобы прийти к решению, необходимо представлять обе точки зрения участников конфликта. В Европе, касательно конфликта на Украине, была представлена, в основном, только одна, а именно западная точка зрения. Этот тип дихотомического мышления, поляризованный в одном положении, и противопоставляющий себя комплексному мышлению, является основой любого конфликта, и такое мышление используется в детском возрасте. Вернемся к конфликту, который произошел в феврале 2014, когда западные политики поддержали протест на Майдане, что напоминает нам процесс коалиции с одной стороны против другой, процесс, который наблюдается в некоторых патологических реляционных системах. Затем последовал разрыв с Юго-Восточной Украиной, с целью начать войну, в которой мы можем наблюдать механизмы мистификации, диссоциации и дисконформации чужой точки зрения, механизмы процессов, как правило, вызывающие психоз.
- Как Вы пришли к развитию этой инновационной теории?
- Конфликт в Донбассе был невидим в Европе в течение длительного времени, благодаря дефицитным средствам массовой информации и неправительственным организациям Запада, которые мало что об этом говорили. Каждый день я следила за российскими СМИ и видео-роликами в YouTube, которые передавали новости, касающиеся бомбардировок городов. Не находя почти никогда эти новости в западных СМИ, мне довелось на какое-то мгновение засомневаться в своем восприятии. Если на личном опыте можно получить такое затуманенное воздействие, я подумал, что, возможно мы живем в виртуальной социальной системе, подпитанной механизмами "мистификации", теми же самыми, которы мы, терапевты, наблюдаем в системных отношениях психотического характера. На сегодняшний день многие из видео, которые я наблюдал на YouTube, были затемнены, как будто и не произошло этих бомбардировок.
- Какие средства возможны для вмешательства?
- Среди возможностей, я хотелa бы упомянуть о важности повышения осведомленности среди европейской части населения, делая упор на то, что обе точки зрения должны быть услышаны. Если бы вторая точка зрения, в данном случае, российских СМИ, была услышана еще в мае, все европейцы узнали бы о беспощадной резне русскоязычного населения Донбасса. Параллельно, необходимо сообщить о важности работы поиска правды. Например, если сегодня большинство населения планеты считает, что в Киеве произошел переворот, я считаю важным, что эта точка зрения должна быть представлена в Европе. Так же, я думаю, важно представлять взгляды населения Украины, которое боролось за идеалы и отстаивало Майдан. Иногда противоположные истины могут сосуществовать.
- Какая целевая аудитория людей, которые могут извлечь выгоду из Вашего психологического подхода?
- Прежде всего - это семьи, которые были разделены из-за политических разногласий, связанных с началом конфликта. Кроме того, все выиграют от более широкого использования комплексного мышления.
- Каковы перспективы для применения Вашей теории?
- Я надеюсь на эксперимент в других контекстах, как это произошло в университете города Мачерата, где можно поставить под сомнение реальность слишком часто "виртуальную" и однозначную, в которой мы живем на Западе. На практике необходимо выслушивание противоположной стороны, с системной точки зрения. Польза была бы также от обменов между гражданами разных стран. Все это также будет возможно в обобщении с другими конфликтами. Этот первый эксперимент, проведенный с ценной поддержкой психотерапевтов Силвестрелли Даниэла и Николетта Мажжитти, был по достоинству оценен публикой. Продолжая работать в этом же направлении, будет интересно исследовать более подробно некоторые изоморфизмы, наблюдаемые как социальный баланс между народами и психологическими динамиками — отношения между людьми, наблюдаемые со стороны пацифиста.
Видео "I'am Italian - Donbass" является компендиумом описанной выше теории.
Русские субтитры: https://www.youtube.com/watch?v=FVtHKArpYHQ
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs