Итак, «Человек есть то, что он ест». Одни приписывают эти мудрые слова древнегреческому врачевателю и философу Гиппократу, другие – немецкому философу Генриху Фейербаху. Суть же этой жизненно важной формулы в том, что здоровье, народов, их судьбы во многом зависят от способа и структуры питания. Об этом невольно задумываешься, попадая на выставку еды и пития.
Так и случилось со мной в Москве, в Экспоцентре на Красной Пресне, где только что завершилась уже ставшая традиционной 22-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства – «Продэкспо-2015». Она была организована ЗАО «Экспоцентр» при содействии Министерства сельского хозяйства России и под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ.
В выставке приняли участие 1975 компаний из 64 стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америк, Австралии. Причем 31 государство было представлено крупными национальными экспозициями. В целом же, делаем вывод, география участия, несмотря на западные санкции и наши контрсанкции, по сравнению с предыдущими годами сохранилась. Почему? По мнению президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, многие европейские компании из-за санкций и контрсанкций поменяли свои экспозиции, представив «разрешенную продукцию» или сократили размеры стендов.
Из новых тенденций, отмечается рост присутствия участников из Латинской Америки. На сей раз со своими экспозициями выступили (или даже расширили их) Аргентина, Бразилия, Мексика, Парагвай, Уругвай и Чили. К ним впервые присоединился стенд производителей говядины из Колумбии. В следующем году, по моим сведениям, участвовать в «Продэкспо» серьезно намерена Республика Никарагуа. Задумались на эту тему и другие страны Латиноамерики, которые пока еще поддаются жесткому и бесцеремонному давлению из Вашингтона.
Хотел бы отметить и то, что в первый раз на выставке со своей курятиной выступила Турция. Но главная тенденция – возрастает участие наших, российских компаний, которые активно нацелены на импортозамещение и наращивание производства отечественных продуктов и напитков, сырья для них и соответствующего оборудования для пищевой промышленности.
«Я расцениваю нашу выставку именно как платформу для выработки бизнес-решений, - считает директор «Продэкспо» Татьяна Пискарева. – Участие в выставке необходимо для того, чтобы понять, что реально происходит на российском рынке, каков вектор его развития сегодня и на ближайшую перспективу и какие шаги предпринимать в дальнейшем». Татьяна Назаровна напоминает также, что выставка – наиболее короткий путь для новой продукции в торговые сети, рестораны, магазины.
Экспозиция «Продэкспо» включала 22 салона, в числе которых были мясо и мясопродукты, колбасные изделия, мясо птицы, яйцо, молочная продукция, кондитерская продукция, сыры, замороженные продукты, полуфабрикаты, рыба и морепродукты, консервы, соусы и кетчупы, алкогольные напитки, соки, воды, безалкогольные напитки, овощи фрукты и многое-многое другое. Состоялся и ЭкоБиоСалон. Из новых разделов – детское питание, мед и продукты пчеловодства, корм для животных. Выросло число экспонентов-виноделов из России, стало больше крымских вин. Да и вообще заметно активизировались российские производители продуктов питания – из самых разных регионов – от Калининграда до Дальнего Востока и от Мурманска до южных регионов России.
В числе других журналистов организаторы пригласили меня на презентацию Московского Шампанского Дома.
Его руководители и партнеры рассказали много интересного. Например, что Московский Шампанский Дом - это современная, отвечающая требованиям рынка, система производства, продвижения и продажи отечественных шампанских и игристых вин, а также коньяка. В течение нескольких лет акционеры входящего в Дом Московского Комбината Шампанских Вин («МКШВ») инвестировали значительные средства в развитие и модернизацию производства, строительство логистических и складских активов, совершенствовали технологии производства и системы качества продукции. Новое значение обрели виноградники южного филиала «Кавигрис» в экологичном регионе Кавказских минеральных вод (Ставропольский край).
Московский Шампанский Дом представил на «Продэкспо» новую коллекцию из 8-ми торговых марок, которые с достоинством смогут занять место в ассортименте магазинов и на столах россиян, а также заменить многие импортные аналоги. Новый «портфель» торговых марок специально рассчитан практически на все ценовые сегменты, качество продукции, как и всегда это было у ОАО «МКШВ» — высокое и стабильное, вкусы и кондиции напитков максимально отвечают запросам покупателей.
Посетители презентации впервые смогли лично познакомиться и получить автографы авторов новых марок – заместителя генерального директора по качеству Валентины Хорошиловой (ОАО «МКШВ»), и Жака Дагоне (Франция) который является продолжателем дела известной французской династии шампанистов. Его прадед – Альберт Дагоне, один из тех виноделов, которые в 1914 году стояли у истоков российского виноградарства. Новая марка Московского Шампанского Дома - «Альберт Д». Это очень качественное, вкусное шампанское из винограда Шардоне, выращенного во Франции, на семейных плантациях Дагоне в провинции Шампань. Жак Дагоне пояснил: «Когда я решил выпускать в России шампанское в честь моего прадеда, я побывал практически на всех российских производствах и посмотрел технологии и людей, их ответственность и мастерство, но выбрал из всех Московский Комбинат Шампанских Вин».
На презентации удалось побеседовать и с директором Ассоциации производителей игристых вин Аланом Соколовым, и с
генеральный директор ОАО «Московский Комбинат Шампанских Вин» Магомедом Талаевым, и с консультантом Московского Шампанского Дома Жаком Альбером Фернаном Дагоне, производителем шампанского, продолжателем дела семейной династии французских шампанистов, и с директором фирмы-партнера ОАО «МКШВ», поставщиком виноматериалов Жаном Мишелем Нё (Франция), и с другим партнером Дома - президентом компании БАКО (BACO), вице-президентом компании DCOOP, поставщиком виноматериалов Анхелем Вильяфранкой Ларой (Испания). Все они не только рассказывали и показывали свою продукцию, но и, чтобы не быть голословными, угощали журналистов бокалом-другим своего чудесного шампанского.
На выставке, разумеется, нельзя было объять необъятное. Однако удалось посетить и некоторые экспозиции стран Латинской Америки. Они впечатляли. Характерно, что все переговорные столы были сплошь заняты переговаривающимися сторонами и были уставлены образцами продукции и рекламными материалами. Было шумно, живо и торжественно. На стенде Чили побеседовал с директором торгового представительства страны («ProChile») в Москве сеньором Хосе Кампусано Аларконом.
- Чили вернулась на «Продэкспо» в 2012 году и вот уже четвертый год подряд эта выставка для нас - одно из главных событий, с которым мы связываем надежды на рост чилийского экспорта в Россию, - сказал в беседе со мной Хосе Кампусано. – Среди наших деловых кругов «Продэкспо» становится все популярнее. Россия для чилийцев – это новый и быстро развивающийся рынок. Объемы экспорта неуклонно растут. И дело тут не в санкциях, а в интересе к вашей стране, к ее огромному потенциалу. Мы верим в мощь России и не собираемся наживаться на чужом горе. Мы – за здоровую конкуренцию. Поэтому ставим перед собой амбиционные задачи быть активными, лучшими, первыми. А чтобы показать миру, на что мы способны, нужны такие выставки. Поэтому мы снова на «Продэкспо». Здесь Чили представила вина, мясо, лосось, фруктовые и ягодные пюре, заморозку, сухофрукты и много чего еще. У нас есть конкретная задача – достичь экспорта продукции в Россию на 1 миллиард долларов. И идти дальше.
Как сообщил Хосе Кампусано, в мае этого года в Москве уже в пятый раз будет проведена презентация чилийских продуктов под названием «Вкус Чили». На предстоящем мероприятии чилийские предприниматели намерены вновь показать свою страну во всей ее красе и еще раз доказать серьезность своих намерений в отношении российского рынка…
На более чем скромном стенде Колумбии, а вернее компании «Вектра» (Vectra, www.vectraintl.com) познакомился с предпринимателем Андресом Эскудеро, который рассказал, что эта фирма впервые присутствует на «Продэкспо», что она представляет колумбийский город Медельин и уже несколько лет поставляет небольшое количество говядины в Калининград и Санкт-Петербург (в северной столице на Неве открыла свое представительство), а вот теперь «Вектра» решила развивать сотрудничество и с другими регионами России, планирует наращивать поставки мяса, не только говядины, но и свинины и птицы. Настроены колумбийцы весьма оптимистично.
На выставке была развернута и довольно широкая деловая программа. Следует отметить, к примеру, конференцию «Стратегия развития» продовольственного рынка России в ближайшей перспективе. Наращивать объем продукции или повышать отпускные книги?», которая была организована ЗАО «Экспоцентр» и группой депутатов Госдумы ФС РФ «По поддержке производителей и поставщиков пищевой промышленности». Министерство сельского хозяйство России провело круглые столы «Развитие ярмарочной торговли как инструмент импортозамещения» и «Российское виноградарство и виноделие – перспективы развития». Среди других главных событий выставки – традиционные Всероссийские Продфорум и АлкоКОНГРЕСС, конференции и круглые столы, посвященные стратегии развития продовольственного рынка России, формированию рынка органической (био) продукции. Впервые Экспоцентр организовал конференцию, посвященную аспектам детского питания. Из других важных событий деловой программы «Продэкспо» - работа Центров Закупок Сетей. А это тысячи переговоров о поставках на федеральном и региональном уровнях.
…Хлеб наш насущный остается хлебом, мясо мясом, овощи и фрукты овощами и фруктами, а вино – вином. Все это важно и необходимо. Однако в этом году как никогда много на «Продэкспо» предложений полезной и здоровой пищи. Натуральные, насыщенные витаминами и лечебными добавками продукты, фруктовые и овощные соки, меда и медовые субпродукты, натуральные кисломолочные закваски для производства йогуртов и многое-многое другое – вкусное, питательное, экзотичное и полезное было представлено на нынешней выставке «Продэкспо». При этом многое можно было не только посмотреть или даже потрогать, но и попробовать. И как тут было не вспомнить витающую над выставкой ключевую фразу – «Человек есть то, что он ест»…
Говоря «до свидания!» только что завершившейся 22 выставке «Продэкспо», хотел бы вновь обратиться к формулировкам президента ТПП России Сергея Катырина. А он полагает, что «выставка эта – ровесник продовольственного рынка России», что она «сыграла важную роль в процессе формирования и развития продовольственного сектора российской экономики»… «Продэкспо» сегодня - это крупнейшее и авторитетное международное деловое мероприятие в России. У выставки репутация зеркала рынка. И если какая-либо компания присутствует на «Продэкспо», значит, она работает и на нашем рынке. А российский рынок вряд ли кто хочет добровольно покинуть. Именно поэтому мы вновь и вновь видим здесь традиционных европейских поставщиков из Австрии, Нидерландов, Франции, Испании, Португалии, Германии. Заметно нарастили и усилили свои позиции Белоруссия и Китай, приятно широко выступили Сербия, Армения, Венгрия, Иран и братские страны из СНГ. В небольшом количестве, но все же, несмотря на запреты Киева, были представлены производители из Украины. Впервые приняли участие, как я уже отмечал, компании из Колумбии, а также из Лаоса, Туркмении и Монголии. Да и многие-многие другие зарубежные и отечественные компании тоже очень порадовали активностью и разнообразием своей продукции.
В Экспоцентре уже объявили, что следующая выставка - «Продэкспо-2016» состоится в Экспоцентре с 8 по 12 февраля будущего года. Предварительная подача заявок на участие уже началась. Она продлится до 1 июня нынешнего года. Компаниям советую поторопиться.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs