У войны всегда есть внутренне измерение, измеряемое не количеством физических потерь, но тем состоянием общественной морали, которое несет с собой война. Конфликт на Украине – не исключение.
Девальвация морально-этических норм галопирует параллельно с девальвацией украинской валюты. Нищета мысли, нищета совести и нищета экономики – три бедствия, поразивших Украину одновременно. Выйти из этого нравственно-экономического пике будет крайне сложно, тем более что на украинской культурной и политической сцене не видно тех, кто смог бы выступить передовым элементом и законодателем высокого морального вкуса. Способные к этому представители творческой интеллигенции оттеснены от политики и культуры, на их влияние наложен запрет.
Украинский парламент ликвидировал Национальную комиссию по вопросам морали. Инициаторы принятия такого закона сочли, что ликвидация комиссии поможет сэкономить значительные средства – как минимум, 6 млн. гривен в год (1). За пять лет деятельности комиссии на ее работу были потрачены 30 млн. гривен. Народные избранники заверили, что речь не идет о ликвидации надзора государства за общественной моралью.
Возникает вопрос: насколько эффективной была работа комиссии? Напрашивается ответ: эффект равнялся практически нулю, потому что все пять лет, на протяжении которых комиссия надзирала за моралью, украинская политическая и иная культура гулко катилась вниз.
Ликвидация комиссии ситуацию не улучшит, потому что «евромайдан» принес с собой радикальное снижение культурного уровня населения, и практически полную девальвацию этических норм. То, что казалось недопустимым вчера, сегодня горячо приветствуется немалой частью граждан. Например, артиллерийские обстрелы Донбасса и его гуманитарная блокада. Многочисленные фото- и видео-факты, свидетельствующие о жертвах среди мирного населения от снарядов, голода и нехватки медикаментов не трогают душу украинской интеллигенции. Она делает вид, что она - с народом, но на самом деле украинская интеллигенция – с власть имущими.
Понятие «политическая культура» к украинской политике следует употреблять с большой натяжкой, потому что те, кто сегодня творит украинскую политику, к культуре имеют опосредованное отношение.
Не имеющий высшего образования депутат Верховной Рады «козак Гаврилюк», который публично заявляет, что высшее образование – вещь бесполезная, и уверяет, что опыт прораба поможет ему в законотворческой деятельности; регулярно сдабривающий свои комментарии в соцсетях изрядной порцией площадной ругани депутат-миллионер Борис Филатов; депутат от Радикальной партии Олега Ляшко Елена Кошелева, которую поставил в тупик вопрос о государственном устройстве Украины – эти люди не могут быть носителями высокого уровня политической культуры (2,3,4) .
Культуру на Украине сделали прислужницей политики. Недавно ушедший из жизни популярный музыкант и исполнитель Кузьма Скрябин произносил нецензурную брань в адрес политических оппонентов прямо со сцены во время своих концертов. Затем, прозрев, и нещадно критикуя президента Порошенко, он также делал это в «дворовом формате». В «дворовом формате» написана его песня по итогам «евромайдана», которые разочаровали певца несоответствием между лозунгами и реальностью.
Известный на Украине юмористический коллектив «95-й квартал» цинично шутит про детей Донбасса, где «школьная реформа была проведена за один день», и у которых «сбылась детская мечта – в школу ходить не надо» (5). Переполненный зал весело аплодирует и смеется. Шутка нравится.
Заслуженный артист Украины Алексей Горбунов снимается в сериале «Нацгвардия», прославляющем украинские войска на Донбассе. Сам актер не задумывается о жертвах этих войск среди мирного населения. Его симпатии целиком на стороне сильнейшего.
Пожертвование российской певицей Анной Нетребко 1 млн. руб. Донецкому театру вызывает шквал гневных окриков, хотя деньги направлены на искусство, а не войну, т.е. на то, что прививает человеку эстетичность и чувство прекрасного.
Вклад Украины в политический дискурс ограничивается двумя терминами – «самостийность» и «майдан», и оба имеют негативную коннотацию. Миссией украинской интеллигенции было сделать так, чтобы этот вклад был богаче и глубже, но миссия провалилась. Общественный класс, предназначенный для сосредоточенной умственной работы, стал исполнять балаганные номера, нивелируя само понятие интеллекта. На Украине, в качестве интеллектуальной моды, воцарилась развязность и грубость. Своим поведением украинские политики размываются границы морали, искажают этические нормы, предлагая населению следовать их примеру.
Украинская интеллигенция следует заданному властями национал-политическому образцу. Но украинский национализм от многих национализмов, в т.ч., русского, отличается тем, что является «сельским», в то время как последний – «городским». Сельским не по месту зарождения, а по нормам поведения, уровню интеллектуальных построений и заданным образцам политического и иного поведения. Предвыборный плакат депутат Олега Ляшко в «вышиванке» и с вилами наперевес полностью отвечает нормам «сельского» национализма.
Интеллигенция, добровольно нисходящая на такой уровень, уже не в состоянии пробить этот кокон, не в состоянии быть передовой частью общества. Она в состоянии только опережать общество в беге навстречу «сельскому» национализму, дальше от «города». Те, кто мыслит иными категориями, оттесняется на информационную периферию, не имея возможности на что-либо повлиять.
Политическая аморальность украинской интеллигенции выдается за ее патриотизм. Таким образом, патриотизм превращается в синоним политической аморальности и неразборчивости. Рядовому гражданину становится сложно провести грань, отделяющую такого патриота от нечистоплотного проходимца. Исчезают моральные ориентиры, сфера этики превращается в королевство кривых зеркал, наступает дезориентация обывателя, привыкшего тянуться за теми, кто выше или кто чаще мелькает на экранах телевизоров.
Без здоровой интеллигенции, не зараженной грехом национализма, Украина не преодолеет стоящие перед нею вызовы. Однако, не видно предпосылок для появления такой интеллигенции. Те, кто мог бы выступить в такой роли, вряд ли будут обладать достаточным идеологическим влиянием для воздействия на общий культурно-политический облик страны в ближайшие годы.
Дышащая на ладан украинская система образования окончательно избавлена широко понятого интеллектуализма. Школа перестает быть кузницей будущих интеллигентов и законодателей моральных норм. Брать будущие кадры неоткуда, а молодежь превращена в заложников царства посредственностей.
Все говорит о том, что украинский национализм не может стать средой, в которой способны зародиться широкий кругозор и глубина мысли. Национализм – явление отрицательное, главные постулаты которого – этническая или региональная замкнутость, уход в себя, выбор узости вместо широты, необходимость наличия «врага нации». Эти качества нельзя назвать конструктивными, и Украина, если сделает выбор в пользу национализма, обречена на беды и трагедии, что мы и видим сегодня.
1) http://www.pravda.com.ua/rus/news/2015/02/10/7058054/
2) http://korrespondent.net/ukraine/politics/3439844-kazak-havryluik-opyt-stroytelia-pomozhet-mne-orhanyzovat-rabotu-v-rade
3) http://ukraina.ru/news/20140921/1010543127.html
5) http://www.rusdialog.ru/news/15709_1423483502
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs