На днях в Пекине прошел саммит АТЭС. Лидеры стран АТЭС по итогам саммита приняли ряд важных документов, включая пекинскую декларацию. О саммите и о его итогах нашему журналу рассказал профессор НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
Вопрос: Каковы итоги саммита?
- Поскольку саммит АТЭС принимался Китаем, то очень большую роль играли именно китайские предложения в плане создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Для Китая это очень важная инициатива, поскольку она прокладывает дорогу китайским товарам в Европу и другие страны мира и плюс к этому может привести к снижению себестоимости товаров и разных услуг на территории стран АТЭС.
Собственно говоря, этому и была посвящена итоговая декларация саммита, где все лидеры стран заявили о своей приверженности к разработке дальнейшего договора по Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли. Надо сказать, что эта работа уже началась, и уже заключен ряд соглашений. Например, в рамках саммита было подписано соглашение между КНР и Южной Кореей по созданию зоны свободной торговли.
Одновременно надо учитывать, что сама по себе зона свободной торговли, будучи экономической по своей сути, сильно политизируется. Например, мы знаем, что США пытаются создать в рамках Восточной Азии Транс-Тихоокеанское партнерство, которое должно охватить прежде всего США и Японию. В данном случае Россия выступает с негативной реакцией по созданию Транс-Тихоокеанского партнерства. Россия в целом поддерживает создание зоны свободной торговли в АТЭС, но с известными оговорками и при очень постепенном развитии.
В целом надо учитывать, что Азия сегодня и АТЭС в целом стали зоной очень жесткой борьбы за лидерство, прежде всего, экономическое, поэтому саммит АТЭС во многом был посвящен тому, чтобы снять непосредственную конкуренцию по этому вопросу и уменьшить давление на страны.
Надо сказать, что сегодня сталкиваются две концепции. США выдвинуло концепцию Транс-Тихоокеанского партнерства, и во многом это сделано для того, чтобы сохранить контроль над тихоокеанской зоной. Китай же сейчас выступает со своей, как мы видим, концепцией Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли, которая в целом должна объединить экономики, которые производят почти 53 % мирового ВВП и 44% объемов мировой торговли.
В итоге мы видим, что страны взяли в основном направление на создание именно Азиатско-Тихоокеанского партнерства свободной экономической зоны.
Еще один очень важный момент заключается в том, что лидеры сумели довольно плотно, хотя и не очень подробно, пообщаться по наболевшим вопросам. Здесь можно отметить буквально случайную, но все же очень важную встречу Владимира Путина с Бараком Обамой.
Надо также отметить и интересную позицию, которую проявил Китай. Си Цзиньпин и Обама встретились и обсудили дальнейшее развитие партнерства между КНР и США. В итоге КНР и США заявили о развитии взаимодействия в военной области, в расширении торговых отношений, в попытках преодолевать любые противоречия именно в поддержке взаимной торговли, то есть по сути Китай показал свою равную удаленность от любых полюсов силы. Также это показало, что Китай рассматривает себя как абсолютно самостоятельного игрока, который не стоит однозначно на стороне любого из игроков. Конечно, Китай однозначно поддерживает Россию в плане противодействия санкциям, но при этом Китай показал, что заботится о своей национальной самостоятельности и своих национальных интересах. Это тоже довольно интересная часть прошедшего саммита.
Также мы увидели, что налаживаются многосторонние связи в рамках АТЭС. То есть это был один из первых саммитов, который постепенно превращает АТЭС не просто в площадку для консультаций, но в очень важную систему взаимодействия между странами, которые принимают на своих заседаниях конкретные проекты.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs