Предстоящий 16 октября визит в Сербию президента России Владимира Путина имеет ключевое значение с точки зрения назревшей необходимости достроить здание российско-сербских отношений. Эта достройка должна иметь главной целью не только подтверждение стратегического характера отношений двух народов и государств, но и возведение надёжного политического барьера, который отсёк бы попытки определенных западных кругов оторвать сербов от России.
То, что такие попытки становятся все более настойчивыми, косвенно признают и первые лица Сербского государства. В частности, премьер-министр Александар Вучич отметил в беседе с журналистами, что ему уже «7-8 месяцев приходится слышать» спекуляции о давлении на Сербию с тем, чтобы она изменила свое отношение к России ради сближения с Евросоюзом.
Однако вопрос явным образом не сводится к «спекуляциям». Последнее заявление кандидата на пост комиссара ЕС по европейской политике соседства и расширения Йоханнеса Хана свидетельствует о том, что именно отношения с Россией, а не проблема Косова становятся сегодня главным пунктом шантажа Сербии. «Если Белград желает продвижения к членству в ЕС, он должен послать правильный сигнал в вопросе санкций против России» - эта фраза претендента в еврокомиссары означает, что у сербского руководства пытаются отобрать саму возможность маневра между Евро-Атлантикой и Россией. Антироссийская политика Брюсселя, послушно следующего в фарватере Вашингтона, лишает смысла внешне политкорректную формулу премьера Вучича о том, что «Сербия - страна, которой доверяют и Восток, и Запад». Если бы речь шла о Евросоюзе и его приоритетах, что называется, в чистом виде, данная формула была бы верна. Однако новый раунд глобальной геополитической игры, развязанной Соединёнными Штатами, не предусматривает самостоятельной роли не только для Сербии, но и для Евросоюза. И Белграду придётся это учитывать.
О способах подрыва российско-сербских отношений говорит и пропагандистская подготовка к визиту российского лидера, проводимая американской стороной. Посол США в Белграде Майкл Кирби поставил под сомнение не только связи Сербии и России сегодня, но и объединяющее их прошлое. В частности, ввиду торжественно отмечаемого сербами в предстоящие дни 70-летия освобождения Белграда от немецких фашистов. «Зачем Путин едет в Сербию? Ради того, чтобы отметить годовщину освобождения Белграда? Но ведь Белград освободила в том числе Третья украинская армия как часть Красной армии» – эта фраза из недавнего интервью дипломата газете Večernje novosti свидетельствует не только о его безграмотности (простим американцу), но и о попытке распространить раздирающий ныне Украину конфликт на всю историю Европы. Майкла Кирби не смутило, что Третий украинский фронт (а не «третья украинская армия»), названный так по направлению наступления советских войск, имел лишь весьма условное отношение к Украине. Послы ничего никогда не говорят от себя. Так что в случае с Майклом Кирби мы имеем дело не с невежеством дипломата, а с официальным мифом Вашингтона: Белград-де освободили не русские, а украинцы. Им и должны быть обязаны сербы. А подключение Сербии к антироссийским санкциям – это, так сказать, возврат исторического долга «украинским освободителям».
Посол США выразил недовольство и по поводу приглашения в Белград на юбилейные торжества лидеров России и Китая и тут сделал антироссийский выпад. «Наша позиция по поводу визитов китайских и российских официальных лиц отличается. Китайцы, по сути, ни на кого не нападали, а русские – напали», – говорится в нашумевшем интервью американского дипломата. Если вспомнить, что и СССР, и Китай подверглись во Второй мировой войне агрессии фашистских государств, оценки, которые позволяет себе Майкл Кирби, выглядят кощунством по отношению к памяти жертв фашизма и надругательством над чувствами спасенных. И это в условиях, когда заявляет о себе новый фашизм – украинский.
Насколько в сегодняшней Сербии отдают себе отчет в остроте геополитического противостояния, полем которого Запад сделал Украину? Ответ на этот вопрос дадут ближайшие действия правительства Вучича. И именно этот вопрос, очевидно, окажется в центре переговоров президента России в Белграде. В сообщении президентской пресс-службы отмечаются и конкретный исторический фон визита, и его современное звучание. В нем говорится, что «глава Российского государства примет участие в торжественных мероприятиях в Белграде, приуроченных к 70-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков»; кроме того, «в ходе переговоров с Томиславом Николичем и беседы с председателем правительства Сербии Александром Вучичем планируется обсудить ключевые вопросы двустороннего сотрудничества, прежде всего в торгово-экономической сфере».
России есть что предложить Сербии в сегодняшних непростых условиях. Так, на днях совет директоров ОАО «Газпром нефть» согласовал сделку по привлечению кредитной линии в Россельхозбанке объемом 30 миллиардов рублей сроком на два года для финансирования инвестиционной программы в 2015 году. Среди основных направлений данной программы - увеличение инвестиций в добычу нефти на месторождениях сербской компании NIS. Прозвучат, видимо, в ходе визита российского президента в Белград и другие предложения.
Россия стремится и готова продолжать тесно сотрудничать с Сербией как своим историческим и стратегическим партнером. Насколько готова к этому сама Сербия?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs