Джихадистское движение Исламское государство Ирака и Леванта неожиданно заявило о себе. Под напором ее боевиков 10 июня с.г. они захватили Мосул (второй по величине город в Ираке), на следующий день — Тикрит, а через несколько дней подошли вплотную к Багдаду. Мировое сообщество столкнулось с новым феноменом крайне радикального ислама. Как зародилось это джихадистское движение, каковы его цели и задачи и как мировое сообщество будет вести с ним борьбу – побеседовать с нами о всем комплексе этих сложных вопросов согласился директор Центра Ближневосточных исследований ИМИ МГИМО (У) МИД России, доктор экономических наук Андрей Васильевич Федорченко.
МЖ: Хорошо известно, что 15 октября 2006 г. в Ираке путем слияния одиннадцати радикальных исламистских группировокво главе с подразделением "Аль-Каиды" в Ираке ("Каида аль-джихад в Ираке") возникла группировка "Исламское государство Ирак" (ИГИ, The Islamic State of Iraq).Тогда же был принят проект "конституции", названный "Уведомление человечества о рождении Исламского государства". 9 апреля 2013 г. путем слияния двух "филиалов" "Аль-Каиды" в Ираке и Сирии - "Исламское государство Ирак" и сирийской "Джабхат ан-Нусра" была образована группировка под единым названием "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) Как создавалась организация ИГИЛ, каков состав этой организации?
А.Ф.: Я начну с самого начала. История возникновения ИГИЛ хорошо известна из средств массовой информации. «Исламское государство Ирака и Леванта» - джихадистская террористическая организация. Название возникло в 2006 году, потом она два раза его меняла сначала на Исламское государство Ирака и Сирии, а летом 2014 года была переименована и получила современное название Исламское государство. Не стоит уделять много времени трактовкам изменения названия этой организации, все они связаны с территорией на которой она работает, где Исламское государство пытается создать свое государство Халифат.
Организация возникла в результате слияния в 2006 году 11 радикальных исламистских группировок, которые отпочковались от «Аль-Каиды» именно от иракского отделения «Аль-Каиды», то есть изначально ее материнская организация - всем известная Аль-Каида. Активное участие в ее создании принял Абу Мусаб аз-Заркави, бывший соратник покойного Бен Ладена. Штаб-квартира движения находится на территории Сирии в городе Рака.Структура этой организации, такая же как почти у всех джихадистских организаций, она достаточно типична.
М.Ж.: Эксперты дубайского Института военной аналитики Ближнего Востока и Персидского залива считают, что на стороне ИГИЛ сражаются от 10 тыс. до 15 тыс. боевиков. По данным британского журнала "Экономист" на июнь 2014 г., в Ираке находятся 6 тыс. бойцов ИГИЛ, в Сирии - 5 тыс., включая 3 тыс. иностранных наемников. Но эти цифры кажутся заниженными. Сколько человек, по Вашей оценке удалось поставить ИГ под свои знамена? Сколько людей ИГ объединяет, какие есть подсчеты?
А.Ф.: До 2006 года группировка насчитывала не более 4000 человек. В последствии она разрослась. На начальном этапе основателями, главным звеном были бывшие солдаты и офицеры Иракской армии, а после появления боевиков Исламского государства в Сирии на ее сторону перешло до 80% вооруженных сирийских оппозиционеров, и в результате образовались две группы. Примерно 50 тысяч боевиков в Сирии и примерно 30 тысяч в Ираке. В общем порядка 80 тысяч человек в ИГ. Достаточно многочисленная группировка и если учитывать, что это представители если не всего мира, то очень, очень многих исламских стран.
М.Ж.: Но прежде всего хотелось бы уточнить, что ИГИЛ или ИГ - это сунниты? Они ведь планировали первоначально построить государство именно на суннитских землях.ИГИ при рождении в 2006 году декларировала цель захватить суннитскую часть Ирака и превратить ее в военизированное исламское суннитское государство, как только из Ирака уйдут силы международной коалиции во главе с США?И присутствует ли здесь это многовековое противоречие между суннитами и шиитами?
А.Ф.: Да,безусловно. Но хотя их можно рассматривать как суннитов, трактовать их действия, политику можно как хариджитство[1], назвать их хариджитами. Это некая секта в суннизме, которая не разделяет тот суннизм, который является государственной религией многих арабских стран.
М.Ж.: Мы уже упоминали, что журнал «Экономист» написал, что в ИГ сражается около 3 тысяч иностранных наемников. Что имеется ввиду? Именно прибывшие из Западных государств? И даже из нашей страны?
А.Ф.:Это граждане именно не исламского мира, не мусульманских стран. Прежде всего – это люди из Европы, США, бывших республик Советского Союза. Они берут себе новые арабские имена и потом их достаточно трудно идентифицировать, как участников джихадистской группировки.
ИГИЛ наступает?
М.Ж.: Писалось что у ИГИЛ с Аль-Каидой произошел разрыв. В чем не сошлись террористы? Что послужило причиной? Может личные амбиции руководства этих группировок? Писалось что в феврале 2014 года Аль-Каида отмежевалась от ИГИЛ. СМИ указывают на 1800 погибших в междоусобных столкновениях джихадистов.
А.Ф.: Да это так. Ситуация достаточно интересная. Единое джихадистское движение время от времени охватывают внутренние распри, внутренние конфликты, вплоть до венного противостояния. И в Сирии так произошло, что в результате этого разрыва «Джабхат ан-Нусра» присоединился к Аль-Каиде и в результате разрыва ИГИЛ с Аль-Каидой и возникновения противоречий между ними вступил в военное противодействие с Исламским государством. То есть там фактически идут боевые действия. В чем причина? Источники говорят разное может быть идейные соображения, может быть война за влияние, может борьба за спонсоров. Но эти столкновения не на идейном уровне, это не просматривается.
М.Ж.: Что хотело создать ИГИЛ? В 2010 году, как известно, границы государства, которое хотел создать ИГИЛ предполагалось установить в пределах провинций Багдад, Анбар, Дияла, Киркук, Салах-эд-Дин, Найнава и некоторых районов провинций Бабиль и Васит. После слияния 9 апреля 2013 года с Сирийской группировкой «Аль-Каиды» целью стало создание исламского эмирата на территории Ливана, Сирии и Ирака. А каковы цели Исламского государства?
А.Ф.: Краткосрочные, текущие цели джихадистов - это использование вакуума власти, привнесение хаоса в различные территории в арабском мире, и подготовка почвы для перехода к конечной цели их программы, а именно к воссозданию, как декларируется, могущественного теократического государства - Халифата, на подобии того, который существовал в средневековье, в период победоносных мусульманских завоеваний в 7-9 веках.
М.Ж.: То есть на территории Ливана, Сирии, Ирака?
А.Ф.: Нет, это значительно более широкое пространство… Практически от Испании до Индии.
М.Ж.: Да, это серьезная заявка. А как сейчас конкретно идут дела у Исламского государства по реализации своих планов? Какие территории они захватили? Остановили ли их американские бомбардировки? Их победоносное шествие остановилось?
А.Ф.: Они захватили часть Сирии и центральную и западную часть Ирака. Но тут начались американские бомбардировки. В этих условиях они занимаются перегруппировкой своих сил оттягивая их от нефтяных объектов, которые их финансируют. Это один из источников финансирования. Им сложно продвигаться в условиях бомбардировок и в основном они перетекают из одного места в другое, но это у них такая джихадистская тактика по всему их региону действий – Северная Африка, Западная Африка, Восточная Африка и Азия: Ирак, Сирия. Исламское государство – это такая очень подвижная структура, и способная к регенерации. У них горизонтально-сетевая конструкция их организации, которая не совпадает со схемами сетевых действий современных армий.
М.Ж.: По мнению экспертов, источником финансирования группировки являются доходы от грабежей, выкупов, полученных после взятия заложников. В частности, в Мосуле в июне 2014 г. боевики ИГИЛ ограбили филиал Центрального банка Ирака, присвоив, по разным оценкам, от 900 млн до 2 млрд долл. Кроме того, ИГИЛ, по всей вероятности, получает денежные средства от частных инвесторов из стран Персидского залива, в частности из Кувейта и Саудовской Аравии (до 4 млрд. долл.), поддерживающих борьбу с режимом Б.Асада. Каковы источники финансирования, по Вашему мнению, джихадистского движения Исламское государство? На какие деньги Исламское государство воюет и живет?
А.Ф.: Источники вполне конкретные. Я бы назвал пять источников пополнения финансов джихадистов.
Первое – это традиционные для ислама пожертвования, пожертвования в форме регулярных отчислений, добровольных отчислений. Это укладывается в легальную схему. Сбор этих пожертвований их распределение на нужды бедных, на распространение идей ислама по всему миру. Здесь возникает такая интересная ситуация, когда у людей легально собранные деньги они потом становятся нелегальными, то есть не «отмывание грязных денег», а «загрязнение чистых».
Второй источник. Существует традиционная мусульманская система денежных переводов. Скажем какой-то человек в Ираке хочет передать средства на джихадистские нужды на другую часть света, он просто звонит по телефону, без всяких документов, без всяких подтверждений, просто передает их посреднику, тот еще одному посреднику, и так они движутся к точке назначения и проследить их практически невозможно.
Третье. Есть еще третий законный источник – это законная финансовая деятельность. Бизнес.
Это так сказать более или менее легальные формы финансирования. А теперь поговорим о нелегальных.
Четвертое. Это нелегальный теневой бизнес – это наркотики, нелегальный ввоз и вывоз драгоценностей, золота и т.д. Преступный бизнес.
Пятый источник. И, наконец, что получило распространение в самое последнее время — это так называемые «экспроприации». Экспроприации, захват банков, захват промышленных объектов и переключение захваченных финансовых потоков на удовлетворение своих целей. То, что сейчас происходит активно и в Ираке, и в Сирии. Поэтому американцы пытаются активно уничтожить этот источник. Но это только один из пяти, как минимум. Я полагаю, что это даст ограниченный эффект.
На войну уходит много денег, но на террористическую деятельность – здесь подчас нужно не очень много финансовых ресурсов. Ну вот известно, что на подготовку терактов в США 11 сентября 2001 года было потрачено где-то 300-500 тысяч долларов.
М.Ж.: Как можно оценить реакцию международного сообщества на эту атаку джихадистов? Известно, что на ИГИЛ распространяются международные санкции в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН 1267 (1999 г.) и 1989 (2011 г.), принятыми против "Аль-Каиды" и связанных с ней организаций. ИГИЛ признана США террористической группировкой в феврале 2014 г. 16 июня 2014 г. правительство Великобритании направило в парламент законопроект о запрете деятельности ИГИЛ на территории Соединенного Королевства. Какую реакцию мы сегодня наблюдаем? Боязнь ИГИЛ-ИГ, страх?
А.Ф.: Я позволю вначале ответа на ваш вопрос процитировать одну фразу из декларации провозглашения Исламского государства. В июне 2014 года было заявлено: «Легальность любых эмиратов, групп, государств и организаций аннулируется с момента прибытия наших войск на контролируемые ими территории. Слушайте вашего Халифа и повинуйтесь ему. Поддерживайте Исламское государство!»
Ну как можно на это реагировать? Мусульманские страны там, где еще сохранились правящие режимы, пришедшие законным путем к власти очень болезненно и с опаской на это реагируют. Духовенство не признает все эти заявления, все эти обозначенные цели Исламского государства и всячески пытаются их отделить от ислама, от исламской уммы. Указывают на то что это хариджиты, это сектанты и их цели не совпадают с основными течениями ислама.
Что касается Запада, то общей позиции тоже нет. Саму «Аль-Каиду» в свое время появление спровоцировали американцы. Из «Аль-Каиды» выросло исламское государство и вот теперь приходится с этим бороться. Воздушные операции уже начались, будет ли наземное вторжение или нет пока неизвестно. Все это вызывает большую тревогу, и я бы сказал, в первую очередь в Европе и у нас в стране, на Северном Кавказе. В Европе проживает очень большая исламская община, большое мусульманское население и у нас в стране. Только что стало известно, что ИГ собирается перебросить террористов в страны Европы, используя беженцев как прикрытие. Их маршрут может пройти из Сирии в Турцию и далее в Европу. Учитывая ситуацию на сирийско-турецкой границе, будет крайне сложно выявлять террористов в потоке беженцев.
М.Ж.: Вопрос о возможном разрастании этой угрозы.Говоря об угрозе со стороны джихадистов России, надо отметить тот факт, чтов начале сентября 2014 г. боевики ИГИЛ разместили в интернете видеообращение, адресованное российскому президенту, в котором обещали последнему развязать войну на юге России и «освободить» территорию Чечни и Кавказа
По сообщениям в СМИ В начале сентября 2014 года усугубились опасения, что «Исламское государство» может распространить свое влияние на племенные территории Пакистана, находящиеся вблизи границы с Афганистаном. В этих районах стали распространять брошюры с заголовком «Фатех» (победа), написанные на языках пушту и дари, с символикой ИГ и призывами к местным жителям поддержать эту джихадистскую группировку. Осенью 2014 года появлялись сообщения о том, что ИГ собирает средства в приграничных районах Ирана, но глава иранского МВД Абдула Реза Фазли опроверг эти сообщения. При этом, по данным ведомства, группировка может в скором времени напасть на Иран. Между тем, в стране начинают задерживать сторонников «Исламского Государства», в основном направляющихся в Ирак афганцев и пакистанцев. Как Вы считаете их экспансия в сторону Афганистана, Пакистана, Ирана возможна в перспективе?
А.Ф.: В том то и опасность, что такое стало возможным. Все же надо делать различия. Иран пока далеко от возможной агрессии со стороны Исламского государства. Что же касается Афганистана и Пакистана, то они будут туда конечно проникать, передвигаясь от этих бомбежек и осваиваться на новых территориях. Недавно сторонники ИГИЛ были замечены в городе Пешавар на северо-западе Пакистана: они распространяли листовки, восхваляющие террористическую группировку. Скажу больше, я предвижу возможности, что будут предприняты попытки создания Халифатов в Западной или в Восточной Африке. Многие тут конечно возлагают надежды на французских десантников, которые всегда умели наводить порядок в бывших французских колониях…
Что касается Афганистана, то на днях представители талибов поддержали идею о создании «всемирного исламского халифата». Организация «Талибан» предложила ИГ объединиться в борьбе против западной коалиции, созданной США для борьбы с террористами на Ближнем Востоке, и вести совместную кампанию по созданию «всемирного исламского халифата».
М.Ж.: Чем же так притягательна идеология этих джихадистов, почему к ним идет народ? Чем они их притягивают, что они под свои знамена столько человек собрали – почти 100000 армия?При этом они дают социальные гарантии, обещают социальное равенство?
А.Ф.: Здесь более глубинные причины. Это исламский «бум», «бум» исламизма. Они предлагают исламский вариант социального возрождения и это в условиях системного экономического и социально-политического кризиса во многих исламских странах, кризиса светских идеологий. Не ясен вопрос с экономической жизнеспособностью этого нового исламского Халифата. Не могу представить, за счет чего может произойти хозяйственное возрождение. Экономическая программа туманна. В условиях глобализирующегося мира хозяйственная автаркия на основе развития экономики, базирующейся исключительно на исламских принципах, будет контрпродуктивной. Но в краткосрочном плане они умеют поддерживать бедные слои населения, создавать школы для детей, поддерживать здравоохранение, ну, в общем, использовать популистские меры, которые конечно привлекают все новых и новых сторонников этого движения. Однако долгосрочные цели в области мароэкономики не просматриваются.
М.Ж.: Как же все-таки бороться с Исламским государством?
А.Ф.:Прежде всего это воссоздание центральной власти в Ираке, разрешение конфликта в Сирии – это очень важно для противостояния джихадистам из Исламского Государства. Надо понимать опасность этого движения. Его можно сравнить с морским животным – морской звездой с ее удивительной способностью к регенерации – ей отрубаешь один щупалец, а он вырастает вновь!
М.Ж.: Да, очевидно борьба с ИГИЛ –ИГ должна сводится к сочетанию политических, военных, экономических и социальных мер. Кроме того, она должна быть скоординирована в международном плане. Вы дали нам исчерпывающие ответы и одновременно повод задуматься об этой новой международной угрозе. Мы очень благодарны Вам, Андрей Васильевич за эту интересную беседу! Надеемся на новую встречу с Вами.
Беседовал шеф-редактор журнала «Международная жизнь» Григорий Поволоцкий
[1]Хариджиты (от арабского - выступившие, покинувшие) первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период смуты между мусульманами. Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Муавией ибн Абу Суфьяном. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налёты на верные халифу города. Практиковали политические убийства своих противников и мятежи как способ достижения своих целей. Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. Но хариджиты признавали законными только двух первых халифов — Абу Бакра и Умара ибн аль-Хаттаба, не признавая Усмана ибн Аффана, Али и всех остальных (Омейядов, Аббасидов и др.). Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман (арабов и неарабов) внутри уммы. Во взгляде на халифат считают, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шура). Проповедовали идею множественности халифов. Выработали представления о малом и большом грехе. По их мнению мусульманин, совершивший большой грех, выводится из ислама и приравнивается к неверному. (сноска составлена по материалам СМИ)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs