24 июля 2014 г. официальный печатный орган Верховной Рады Украины «Голос Украины» опубликовал информацию «Об утверждении приказа Президента Украины «О частичной мобилизации». Это будет уже третья по счету волна мобилизации. Но куда подевались мобилизованные ранее военнослужащие?
По сообщениям «Голоса Украины», «две первые "волны" частичной мобилизации позволили доукомплектовать до штатов военного времени 53 воинские части Вооруженных сил Украины и 18 частей других военных формирований, что позволило создать подразделения войск и сил, адекватных уровню угрозы на март-июнь этого года, усилить охрану государственной границы на направлениях, где сегодня идут бои, предотвратить вторжение регулярных войск Российской Федерации на континентальную Украину с территории временно оккупированного Крыма, с севера и востока страны, а также приднестровского направления» (1).
В том же заявлении указывается, что в виду успехов, достигнутых украинскими вооруженными силами при проведении АТО, Российская Федерация и «поддерживаемые ею террористы» изменили тактику, что требует адекватного ответа со стороны украинского государства. Видимо, третья волна частичной мобилизации – один из вариантов ответа.
Народ это известие воспринял с тревогой. Информация о том, что Киев скрывает истинное количество потерь украинской армии в зоне проведения АТО, находит все больше подтверждений. Об этом говорят представители ополчения Новороссии, беженцы, бывшие очевидцами массовой гибели украинских военнослужащих и сами жители Украины. Например, официально при проведении АТО погибло чуть более 20 военнослужащих, призванных из Кировоградской области. По неофициальным данным, погибших – более 40. Такая же статистика и по другим регионам.
К погибшим участникам АТО власти тоже демонстрируют избирательный подход. Торжественно хоронят только военнослужащих элитных частей или тех, чья гибель вызвала большой общественный резонанс. Множество других родители хоронят за свой счет, без почестей и траурных реляций от официальных лиц. Если учесть, что «серых лошадок» в этой войне гибнет в разы больше, чем военнослужащих из элитных подразделений, о масштабах реальных потерь можно догадываться.
Киев повысил возрастную планку для мобилизованных до 60 лет. Выше эту планку поднял только фюрер в конце войны, когда в батальоны фольксштурма брали тех, кому 65. Нацистская Германия вела тотальную войну. Собирается ли вести такую войну Украина? Если нет, почему под мобилизацию подпадают даже те, у кого имеются серьезные проблемы со здоровьем, а в военкоматах процветает взяточничество, потому что многие стараются откупиться от горькой участи.
Из-за нехватки пушечного мяса мобилизация происходит насильно. В Мариуполе, который еще недавно был в руках ополченцев, украинские власти открыли охоту на местную молодежь. Молодых мужчин забирают прямо на улицах для прохождения службы в вооруженных силах Украины (2).
Остро стоит вопрос о довольствии мобилизованных военнослужащих. Известно, что в некоторых областях потенциальным рекрутам уже объявили, что обмундирование они будут покупать за свой счет. Украинские власти поступают так не первый раз. Самый последний случай – отказ ехать в зону проведения АТО милиционеров из Хуста (Закарпатье). Им тоже предложили купить амуницию на свою зарплату (3). Широко разрекламированная благотворительная кампания по сбору пожертвований для украинских солдат «Поддержи украинскую армию» ситуацию не изменила. Министерство обороны отчиталось о получении от сердобольных граждан нескольких десятков миллионов гривен, но снабжение войск от этого не улучшилось. Как не улучшилось оно от предвыборных обещаний Петра Порошенко платить военнослужащим по 1 тыс. гривен в день.
СМИ, в т.ч., украинские, неоднократно сообщали о пикетах и протестах, которые устраивают у ворот воинских частей матери и жены мобилизованных военнослужащих. Опасаясь общественного резонанса, власти вынуждены терпимо относиться к таким действиям. Чего нельзя сказать об отношении властей к антивоенным активистам. Любое слово критики в адрес военного командования Вооруженных сил Украины или украинских властей в свете проведения АТО, принесшего народу Украины столько горя и крови, может стать поводом для визита сотрудников СБУ. В задачу СБУ входит не допустить появления в стране массового и монолитного антивоенного движения. Материнские протесты – это хаотичные и краткосрочные акции местного значения. Тем более что широко освещать такие акции никто на Украине не будет. В случае зарождения слаженного антивоенного общественного сопротивления идеологическая ситуация будет не в пользу Киева. Поэтому объектом преследования становятся гражданские активисты, регулярно организующие антивоенные акции. Еще до начала боевых действий на Донбассе многие антивоенные митинги заканчивались нападением националистов на участников акций (при полном одобрении новых властей).
Война все перевернула на Украине с ног на голову. Происходит алогичное смешение мировоззрений, идеологий, политических и культурных пристрастий. Часто в одном лице могут уживаться совершенно разные идеологические посылы и мнения. Один из казусов, гуляющий сейчас по соцсетям: радиослушатель просит передать музыкальный подарок своим друзьям, воюющим в составе украинской армии на Донбассе. Звучит песня «Любэ» «Комбат», где «за нами Россия, Москва и Арбат».
Размывание границ понятий, имевших ранее твердые и четкие контуры – отличительный признак эпохи, которую принято называть постмодернистской. Это размывание создает в голове человека кашу из ценностей, мнений, схем и взглядов, носитель которой не в состоянии в них разобраться и создать их упорядоченную иерархию. Среднестатистические украинцы вдруг стали поддерживать правых экстремистов, дикий украинский национализм многих русскоязычных граждан комфортно уживается с их православием и памятью о Великой Отечественной войне. Один и тот же человек может сегодня поддерживать Тягнибока или Ляшко, завтра праздновать День Победы, а послезавтра проклинать советское прошлое, одобрять действия политиков необандеровского толка и не видеть в этом противоречия.
Пока же народ активно дискутирует о возможной четвертой волне мобилизации, когда под ружье будут ставить даже тех, кого в мирное время признали негодными к воинской службе.
1) «Третья волна частичной мобилизации в Украине проводится с целью поддержания обороноспособности государства и завершения проведения АТО» («Народна рада», 24.07.2014)
2) «Началась принудительная мобилизация жителей Мариуполя» («Сегодня.ру, 24.07.2014)
3) «Милиционеры из Закарпатья отказались ехать в зону АТО» («2000.ua», 25.07.2014)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs