Всевозрастающая политическая роль стран БРИКС в мире, основанная на поступательном росте ее экономической мощи, несомненно вызывает озабоченность у руководства США и ЕС. Обострившаяся конкуренция за мировое господство в буквальном смысле не оставляет Белому дому шанса оставаться в лидерах без всесторонней помощи Старого света.
Казалось бы выход был найден в 2013 году, когда две мощнейшие экономики, на долю которых приходится почти половина мирового производства, начали переговоры по объединению своих рынков в рамках соглашения о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве (ТТИП). Идея была предельно проста: согласовать единые беспошлинные условия торговли для всех производителей и поставщиков услуг по обе стороны Атлантики, а также создать режим наибольшего благоприятствования для обмена инвестициями. Это, по разным оценкам, позволило бы не только стимулировать рост международной экономики на 6 процентов, но и увеличить ВВП обоих партнеров. Европейская экономика могла бы рассчитывать на прирост в размере 150-200 млрд. евро, в то время как американская — на 90-120 млрд. евро. Очевидная выгода данной сделки давала лидерам повод рассчитывать на скорейшее подписание соглашения. На полном серьезе середина 2014 года упоминалась как реальный срок завершения переговоров о создании зоны свободной торговли между ЕС и США. Но почему процесс затягивается, и уже пятый раунд переговоров завершается безрезультатно?
Сторонам прежде всего не удается договориться по таким вопросам, как стандарты качества и защита национальных производителей. Европейцы категорически отказываются импортировать генно-модифицированные продукты, в то время как американцы уже давно их разрешили и считают безопасными.
Согласно последним исследованиям, проведенным исследовательским центром Пью (Pew Research Center) и североамериканским филиалом немецкой неправительственной организации Бертельсман Фаундейшн (Bertelsmann Foundation), поддержка нового договора населением примерно одинакова по обе стороны Атлантики. Чуть более половины американцев и 55 процентов немцев высказываются за скорейшее подписание соглашения о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве. Прежде всего немцы выразили скептицизм относительно американских стандартов качества, в то время как доверие к стандартам ЕС у них составляет 94 процента. В свою очередь, 67 процентов жителей США доверяют национальным стандартам и еще 22 процента уверены в европейском качестве.
Существенным тормозом выступает протекционизм в разных сферах, а также стремление каждой из стран ЕС сохранить свою идентичность. В частности, позицию Британии четко выразил министр Кеннет Кларк, который подчеркнул, что «переговоры должны вестись только об упрощении процедур регулирования с целью избежать дублирования, но при этом необходимо сохранить способность правительств самостоятельно устанавливать национальные стандарты, чтобы защищать свои интересы».
Больше всего от запуска зоны свободной торговли выиграют «малые» страны ЕС, которые делают ставку на развитие высокотехнологичных производств или уже приютившие крупные американские корпорации. Здесь показателен пример Ирландии, которая благодаря влиянию своей зарубежной диаспоре и льготному налогообложению, уже давно является «проводником» американских инвестиций в Европе. Через ее финансовый центр, по разным оценкам проходят, до четверти всех инвестиций США. Но большинству стран, входящих в Европейский союз, все же будет сложно доказать страдающему от экономического кризиса населению безоговорочную выгодность сделки, и с учетом роста националистических настроений в обществе придется столкнуться с протестами, которых так боятся правящие партии, особенно в преддверии выборов.
Так просто на уступки не пойдут и американцы, которые активно поддерживают национальных производителей. За океаном больше всего опасаются, что новое соглашение обернется для США сокращением рабочих мест и снижением заработных плат, так как за океаном не собираются отказываться от лозунга «Покупай американское!». Оттуда же раздаются критические голоса, обеспокоенные возможным снижением зарплат и сокращением рабочих мест. В новых условиях предприятия США смогут нанимать работников в Европе. Особенно волнует профсоюзы тот факт, что трудовое законодательство в ЕС не унифицировано, и это может привести к нивелированию зарплат по наиболее низкому уровню.
Но выше всего европейцы, и в первую очередь ведущие страны ЕС, такие как Германия, Франция, Великобритания и Италия, ценят в отношениях открытость и прогнозируемость. Кажется, что они практически смирились с тем, что американское руководство, как «недоверчивый родитель», не только не верит им на слово, но и постоянно с помощью своих спецслужб проверяет правильность выполнения европейцами «домашнего задания», нередко открыто вмешиваясь во внутренние дела Старого света.
Готовы ли к такому доминированию прагматичные европейцы, покажет ближайшее будущее. Свое веское слово должны сказать немцы, которые просто обескуражены всплывшими подробностями о разветвленной шпионской сетью США на своей территории. И в этот раз им не удастся так просто спустить на тормозах данную проблему, как это случилось с прослушкой переговоров немецкого канцлера Ангелы Меркель, ставшей достоянием общественности благодаря разоблачениям Эдварда Сноудена. На этот раз тщательного разбирательства требуют рядовые граждане, которые ставят свои личные свободы выше пока только виртуального роста экономики.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs