ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Владимир Путин в МИД РФ: «Наша позиция должна основываться на правде, на справедливости, на силе морального превосходства»

21:46 02.07.2014 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

С 30 июня по 3 июля в Министерстве иностранных дел проходит Совещание послов и постоянных представителей Российской Федерации.

Подобные мероприятия в МИД РФ проводятся регулярно. Нынешнее совещание проходит под девизом «Защита национальных интересов и укрепление устоев международного сотрудничества».

В интервью российским СМИ официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил: «в ходе Совещания планируется уточнить задачи дипломатической службы по продвижению российских внешнеполитических приоритетов, закрепленных в обновленной редакции Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом России 12 февраля 2013 года и отраженной в Указе Президента «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» от 7 мая 2012 года».

На пленарных заседаниях с весьма разнообразной тематикой, что называется, «по интересам», собравшиеся в стенах МИД РФ руководители росзагранучреждений проводят многочисленные встречи, на которых обсуждаются такие вопросы, как внешнеэкономическая деятельность, многосторонняя дипломатия, противодействие новым вызовам и угрозам, консульская работа, международное гуманитарное сотрудничество, взаимодействие с соотечественниками и др.

Ряд тематических секций посвящены региональной проблематике, вопросам участия России в международных организациях, а также информационному сопровождению внешней политики России.

Александр Лукашевич подчеркнул: «Мы нацелены на развитие взаимовыгодного сотрудничества с нашими партнерами в меру их готовности к этому. Будем и впредь эффективно использовать метод сетевой дипломатии, соответствующий характеру задач по продвижению совпадающих интересов различных государств в процессе формирования новой полицентричной международной системы. Участие нашей страны в таких многосторонних форматах, как «Группа двадцати», БРИКС, ШОС, АТЭС создает дополнительные возможности по укреплению международных позиций России».

В кулуарах – масса встреч. Люди, работающие бок о бок в МИДе десятилетия, десятилетиями же друг друга не видят и встречаются коротко только раз в два года на подобных совещаниях – остальное время они в разъездах и командировках. Поэтому атмосфера кулуаров наполнена дружелюбием и массой разговоров.

От одного из разговоров удалось оторвать Чрезвычайного и Полномочного посла РФ на Кубе Михаила Камынина. «Очень приятно присутствовать на таком мероприятии в исторический период, когда Россия набирает силу, когда Россия становится одним из ключевых мировых Игроков, одним из основных мировых центров. Эта встреча позволила посмотреть на место России в мире совсем другими глазами. Сейчас работать интереснее и… проще – к нам за рубежом относятся со всё большим уважением», - отметил он.

Президент ассоциации российских дипломатов, заслуженный работник дипломатической службы, Чрезвычайный и Полномочный посол Павел Акопов, который принял участие во всех (!) совещаниях такого рода, рассказал следующее:

«Мне посчастливилось участвовать во всех этих встречах, начиная с первого. По-моему, в 1986 году было первое совещание послов ещё Советского Союза. Полагаю, что эти совещания – важнейшие наши мероприятия, и им придается особое значение. Почему? Потому что огромное значение имеет присутствие и выступление Главы государства, который ведет внешнюю политику России и курирует Министерство иностранных дел. Нашим послам и постоянным представителям за рубежом чрезвычайно важно из первых уст услышать оценку того, что происходит в мире, во-первых. И, во-вторых, что особенно важно, это – задачи, которые ставит Президент России перед нашей дипломатией: и, в целом, перед МИД Российской Федерации, и по отдельным направлениям. Каждый посол, участвующий в совещании, выносит для себя не только важные моменты, связанные не только с его регионом, но и в целом, с происходящими в мире событиями и процессами. С тем, какую линию определяет наше руководство в международных делах».

Да, именно выступление Президента России стало центральным событием совещания. Интерес был таков, что даже не вся пресса была допущена в зал, который был переполнен. За трансляцией пришлось следить по интернету.

Владимир Путин в своем выступлении, полный текст которого опубликован на сайте «Международной жизни», заявил несколько принципиальных вещей, на которые обратили потом внимание и в кулуарах, и на страницах прессы. На том, что вызвало особый интерес в речи Владимира Путина, и сконцентрируем внимание.

Президент России отметил:

«…Нагрузка на центральный аппарат МИДа, на наши посольства большая; мы это видим, понимаем, но она меньше не будет. Будет только расти, так же как и требования к эффективности, чёткости, гибкости наших действий по обеспечению национальных интересов России.

Вы знаете, насколько динамично и порой непредсказуемо развивается международная ситуация. События буквально спрессованы во времени и, к сожалению, далеко не все они носят позитивный характер. В мире растёт конфликтный потенциал, серьёзно обостряются старые противоречия и провоцируются новые. Мы сталкиваемся с ними – и порой неожиданно – и, к сожалению, видим, что не срабатывает международное право, элементарные нормы приличия не соблюдаются, торжествует принцип вседозволенности.

…Мы с вами должны ясно понимать, что события, спровоцированные на Украине, стали концентрированным выражением пресловутой политики сдерживания. Её корни уходят, как вы знаете, глубоко в историю, и очевидно, что такая политика не прекращалась, к сожалению, и после завершения «холодной войны».

На Украине, как вы видели, под угрозой оказались наши соотечественники, русские люди, люди других национальностей, их язык, история, культура, законные права, гарантированные, кстати, общеевропейскими конвенциями. Имею в виду, когда говорю о русских людях и русскоязычных гражданах, людей, которые ощущают, чувствуют себя частью так называемого широкого Русского мира, не обязательно этнически русские люди, но те, кто считают себя русским человеком.

…Мы, конечно, не имели права оставить крымчан и севастопольцев на произвол воинствующих националистов и радикалов, не могли допустить, чтобы был существенно ограничен наш доступ к акватории Чёрного моря, чтобы на крымскую землю, в Севастополь, овеянный боевой славой русских солдат и матросов, в конце концов, а я думаю, достаточно быстро, пришли бы войска НАТО, и был кардинально изменён баланс сил в Причерноморье.

То есть практически всё, за что Россия боролась, начиная с петровских времён, а может быть, и раньше, историки знают лучше, – всё это фактически было бы вычеркнуто.

И хочу, чтобы все понимали: наша страна будет и впредь энергично отстаивать права русских, наших соотечественников за рубежом, использовать для этого весь арсенал имеющихся средств: от политических и экономических – до предусмотренного в международном праве гуманитарных операций права на самооборону.

Подчеркну, происшедшее на Украине – это кульминация негативных тенденций в мировых делах, и они накапливались годами.

…К сожалению, Президент Порошенко принял решение возобновить боевые действия, и мы не смогли – когда я говорю «мы», имею в виду и себя, и моих коллег из Европы, – не смогли его убедить в том, что дорога к надёжному, прочному, долгосрочному миру не может лежать через войну.

До сих пор Пётр Алексеевич [Порошенко] всё-таки не имел прямого отношения к приказам начать военные действия – теперь он взял на себя эту ответственность сполна, и не только военную, а и политическую, что гораздо важнее.

…Конечно, всё, что происходит на Украине, – это внутреннее дело украинского государства. Нам до боли жаль, что гибнут люди, причём гражданское население. Вы знаете, что растёт количество беженцев в Российскую Федерацию, и мы, безусловно, будем оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается.

…На мой взгляд, идёт целенаправленная работа по ликвидации представителей прессы. Это касается и российских, и иностранных журналистов. Кто боится объективной информации? Видимо, только те, которые совершают преступления.

На карте мира появляется всё больше регионов, где обстановку хронически лихорадит. От дефицита безопасности страдает Европа, Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Азиатско-Тихоокеанский регион, Африка.

Проявляются системные дисбалансы в мировой экономике, в финансах, в торговле, продолжается размывание традиционных нравственных и духовных ценностей.

Вряд ли остаются сомнения в том, что однополярная модель мирового устройства не состоялась.

…Россию в последние два десятилетия наши партнёры убеждали в добрых намерениях, готовности совместно выстраивать стратегическое сотрудничество. Однако параллельно, раз за разом расширяли НАТО, придвигали своё подконтрольное военно-политическое пространство всё ближе и ближе к нашим границам.

...Тем, кто продолжает заявлять о своей исключительности, активно не нравится независимая политика России. События на Украине это подтвердили.

Как подтвердили они и то, что наполненная двойными стандартами модель взаимоотношений с Россией не работает.

…Россия в своей внешней политике последовательно исходит из того, что решение глобальных и региональных проблем следует искать не через конфронтацию, а через сотрудничество, через поиск компромиссов. Мы выступаем за верховенство международного права при сохранении ведущей роли ООН.

Международный закон должен быть обязательным для всех и не применяться выборочно для обслуживания интересов отдельных, избранных стран или группы государств, и, что самое важное, он должен единообразно пониматься.

Мировое развитие невозможно унифицировать. Но можно и нужно искать точки соприкосновения, видеть друг в друге не только конкурентов, но и партнёров, налаживать сотрудничество между различными государствами, их объединениями и интеграционными структурами.

Такими принципами мы руководствовались раньше, руководствуемся и сейчас, продвигая интеграцию на пространствах СНГ.

…Движущей силой евразийского интеграционного процесса является «тройка»: Россия, Белоруссия и Казахстан. Подписанный 29 мая в Астане договор о Евразийском экономическом союзе символизирует качественно новую ступень нашего взаимодействия. На евразийском пространстве создаётся мощный притягательный для бизнеса и инвесторов центр экономического развития, формируется общий рынок.

Поэтому союз объективно вызывает большой интерес у партнёров по СНГ.

…Продвигая евразийский интеграционный проект, мы ни в коем случае не отгораживаемся от остального мира, готовы к обсуждению перспектив создания зон свободой торговли, как с отдельными государствами, так и с региональными объединениями, в первую очередь, конечно, с Евросоюзом.

Европа – наш естественный и важнейший торгово-экономический партнёр. Мы стремимся к тому, чтобы появились новые возможности для расширения делового сотрудничества, чтобы открывались перспективы для взаимных инвестиций, снимались барьеры в торговле.

…От слаженного, основанного на взаимном учёте интересов сотрудничества будет зависеть стабильность на всём евразийском пространстве и, в конечном счёте, устойчивое развитие экономик стран ЕС и России.

…И в целом нам всем: и нам, и Украине, и нашим европейским партнёрам – следует серьёзно подумать, как снизить вероятность проявления разного рода политических, экономических рисков и форс-мажорных обстоятельств на континенте.

…Необходимо настойчиво добиваться исключения на европейском пространстве любых антиконституционных переворотов, вмешательств во внутренние дела суверенных государств, шантажа и угроз в международных отношениях, поощрения радикальных и неонацистских сил.

Нам всем в Европе нужна своего рода страховочная сетка, чтобы иракские, ливийские, сирийские – к сожалению, в этом ряду надо упомянуть и украинские – прецеденты не оказались заразной болезнью.

Особенно это опасно для постсоветского пространства, потому что государства ещё ни в политическом, ни в экономическом плане прочно не встали на ноги, не имеют устойчивой политической системы.

…Прочные гарантии неделимой безопасности, стабильности, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга должны стать той основой, на которой мы сможем эффективно двигаться к созданию единого пространства, экономического и гуманитарного сотрудничества, простирающегося от Атлантики до Тихого океана – я уже говорил об этом, как о едином пространстве от Лиссабона до Владивостока.

…Нам нужно продолжать усиливать и восточный вектор нашей дипломатии, более интенсивно использовать внушительный потенциал Азиатско-Тихоокеанского региона в интересах дальнейшего развития нашей страны, прежде всего, конечно, Сибири и Дальнего Востока.

Политика России в АТР должна быть и впредь направлена на обеспечение безопасности наших восточных рубежей, на содействие миру и стабильности в регионе.

…Необходимо всячески укреплять всеобъемлющее партнёрство и стратегическое взаимодействие с Китайской Народной Республикой. Можно сказать, что сегодня на международной арене сложилась прочная российско-китайская дипломатическая связка.

…Российско-китайская дружба не направлена против кого бы то ни было: мы не создаём каких-то военных союзов. Напротив, она являет собой пример равноправного, уважительного и продуктивного взаимодействия государств в XXI веке.

…Серьёзное значение для всего мира имеют наши контакты с Соединёнными Штатами Америки. Мы совсем не собираемся закрывать наши отношения с США. Двусторонние отношения сейчас не в лучшей форме, это правда, но отнюдь, и хочу это подчеркнуть, - не по нашей вине, не по вине России. Мы всегда стремились быть предсказуемыми партнёрами, вести дела на равноправной основе. Однако взамен наши законные интересы зачастую игнорировались.

…Если нам отводится роль сторонних наблюдателей, у которых нет решающего слова по ключевым вопросам, представляющим для нас жизненный интерес, то тогда и эти форматы не очень для нас интересны. Только за то, что нам рядом разрешают посидеть, мы не должны платить нашими жизненными интересами. …Мы готовы, тем не менее, к конструктивному диалогу, но, вновь подчеркну, только на равноправной основе.

…Сложная, непредсказуемая ситуация в мире предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню российских дипломатов. В острой ситуации вокруг Крыма, Украины центральный аппарат Министерства иностранных дел, российские посольства действовали в целом слаженно и эффективно, и хочу вас за это поблагодарить. Особо хочу отметить работу руководителей и сотрудников российских постпредств при ООН и других ключевых международных организациях.

Нужно и впредь работать так же напористо и с достоинством, сохраняя такт, выдержку и чувство меры, конечно.

Наша позиция должна основываться на чётких – как говорят, неубиваемых – международно-правовых, юридических, исторических аргументах, на правде, на справедливости, на силе морального превосходства».

 

Вы понимаете, что практически все, что говорится на совещании это off record. Однако его участники специально для нашего журнала соглашались высказать свои мнения и оценки. Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Королевстве Марокко Валерий Воробьев сказал так:

«Проведения таких совещаний для послов, работающих в зарубежных странах, является само по себе очень большим событием, прежде всего потому, что здесь выступает Президент Российской Федерации, который ставит задачи перед нами – исполнителями, и, в меньшей степени, творцами, нашей внешней политики и нашей дипломатии. Конечно, такие встречи оставляют неизгладимое впечатление. И сегодняшняя встреча – это, считаю, был какой-то феномен: Владимир Владимирович выступил перед послами откровенно, по-доброму, но требовательно, с широким охватом всех проблем, начиная от Украины и кончая Соединенными Штатами. Кончено, очень полезно для нашей дальнейшей работы, чтобы мы знали задачи, которые ставит Президент. И информация, которую мы услышали, естественно, принесет пользу в контактах не только с официальными руководителями стран пребывания, но и в дипломатическом корпусе».

Совещание продолжается, и в завершении этого репортажа из МИД России хочу ещё раз процитировать заявление для СМИ Александра Лукашевича, в котором сказано очень важное:

«Перед российской дипломатией стоят масштабные задачи в том, что касается выхода на уровень, соответствующий современным требованиям, в сфере задействования различных компонентов «мягкой силы», включая культурное присутствие и продвижение позиций русского языка за рубежом, в области информационного сопровождения внешней политики, в экономической дипломатии.

Требуется совершенствовать работу по защите законных прав и интересов российских граждан и организаций, наращивать взаимодействие с соотечественниками».

Все эти вопросы сейчас и обсуждаются в стенах высотки на Смоленской площади в атмосфере многолетней дружбы людей, посвятивших жизнь дипломатической службе.

Хотелось бы ещё вот что добавить.

Как-то – годах в 80-х – далеко от наших границ встретился я на одном мероприятии с сотрудником французского МИДа. И разговор завел он примерно такой: «Как же я вам завидую: у вас в Министерство иностранных дел идут лучшие кадры страны – работа у вас там очень престижная, мы это знаем. А во Франции в МИД поступают, в основном, только те, кто не смог найти себя в других сферах, в частности, в бизнесе. Внешняя политика у нас не пользуется столь высоким авторитетом, как в Москве».

Полагаю, что с тех пор всё, о чем говорил мне тогда француз, осталось по-прежнему. В Москве уж точно!

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати