Если с широко разрекламированным планом Порошенко по замирению страны еще очень многое неясно и непонятно, то в отношении другого, не менее судьбоносного для Украины документа кажется, все вопросы уже сняты. Речь об экономической части соглашения об ассоциации Незалежной с ЕС, которая должна быть подписана 27 июня в ходе заседания Европейского Совета. Новый вождь нации, его ближайшее окружение и западные кураторы всей этой революционно-олигархической гремучей смеси, невероятно спешат спеленать юридически обязывающими соглашениями, находящуюся в полубессознательном состоянии страну. Никакой раскачки, осознания, и практической подготовки. Порошенко сразу после своего избрания президентом заявлял, что не стоит медлить. Он предлагал подписать документ немедленно, как только отгремят фанфары инаугурации. Заметим, не остановить первым делом братоубийство, а окончательно «обвенчаться» с западной метрополией. Свою решимость он подтвердил и 19 июня в Верховной Раде во время представления нового министра иностранных дел страны. Удивляться нечему. Для этого его и «сажали на царство». Но что это принесет другим членам украинского общества?
Очень красноречиво на этот вопрос, в интервью информационному агентству ЛIГАБiзнесIнформ, ответил министр экономического развития и торговли Украины Павло Шеремет. Он дважды повторил мысль о новых возможностях, которые оказывается, уже есть, и которые откроются в связи с выходом на европейские рынки. «Главное - воспользоваться этими возможностями», - подчеркнул Шеремет. Правда, какие именно возможности, в чем они заключаются, а также цифровое наполнение сказанного, министр благоразумно опустил. Отметив лишь, что «вся нация должна закатить рукава и использовать» это необыкновенно светлое и прекрасное неназванное неизвестное. «Надеюсь, что за полтора-два года у страны появятся деньги - не столько от международных финансовых организаций, сколько от международных рынков. Но это не главное. Главное - чтобы на полную силу заработал маховик украинской экономики. У этого маховика два двигателя: малый и средний бизнес, который сейчас не работает на полную мощность, и экспорт», - очертил перспективы главный экономист Украины. Благодаря чьим и каким сказочным усилиям откроется второе дыхание у малого и среднего бизнеса, если во власти остались те же олигархи, их родственники, ставленники, и приближенные, к которым добавились полевые командиры «Правого сектора» и других революционно-мародерствующих группировок, а также экспорт чего и куда, - министр опять благоразумно не уточнил. Зато есть конкретика из других источников. И она безрадостная.
Начнем с ближайшей перспективы. Согласно прогнозам ведущих украинских экономистов и зарубежных аналитиков, экономика страны по итогам 2014 года испытает спад в диапазоне от 5 до 8 процентов ВВП. При этом инфляция разгонится до 15-16%. В самое ближайшее время украинское общество в полной мере начнет ощущать на себе шок первой волны реформ новой власти. О росте в следующем году речи пока тоже не идет, поскольку драйверов этого роста на данный момент нет никаких. Страну ждут: рост задолженности, с одновременным увеличением риска дефолта по государственным обязательствам, съеживание потребительского спроса населения (в первую очередь значительное снижение потребления импортных товаров), опережающее падение в инвестиционной сфере, и крайне неясное экспортное будущее. Украинский агитпроп связывает все текущие невзгоды со злоупотреблениями свергнутой власти и личностью Януковича, не тревожа экономических свершений трех предыдущих президентов, понуро сидевших на инаугурации Порошенко. Одновременно убеждая всех, кто готов убеждаться в том, что экономическая ассоциация с ЕС – это гарантированный пропуск в волшебную страну счастья. О примерах того, в каком состоянии пребывают сейчас некогда цветущие страны Европы, агитпроп, как и миниметр экономики, молчит. Молчит, например, о том, что в Греции работники получают зарплату с задержкой от 3 до 12 месяцев. О том, что на руки им выдают лишь 1/3 зарплаты, а остальная часть выплачивается через дополнительные услуги, скажем бесплатное проживание в отеле. Кроме того, сотрудникам выдают бесплатную еду и купоны на ее приобретение в магазине. О том, что работники вынуждены молчать обо всех имеющихся нарушениях и злоупотреблениях, боясь лишиться даже такого источника доходов. Ведь безработица в стране, согласно последним данным, составляет 27,8%, и средний годовой ее уровень неуклонно растет. Очень поучительным для скачущей украинской молодежи было бы знать, что их греческим коллегам в возрасте до 25 лет разрешают работать не более 4 часов в день, а заработная плата не превышает 180 евро в месяц. Других рабочих мест для этой категории населения практически нет. Информацией к размышлению могли бы послужить и статданные о благосостоянии домохозяйств среди 28 стран ЕС в 2013 году. А они свидетельствуют, - старая Европа, совсем не то, что новая. Так в десятку государств, в которых индивидуальное потребление превышает средний показатель по ЕС не вошла ни одна бывшая социалистическая и народно-демократическая страна, за исключением ГДР ставшей частью объединенной Германии. Эти ловцы счастья замыкают список. Самый низкий уровень потребления на душу населения среди стран ЕС отмечен в Румынии и Болгарии - соответственно 54% и 49%. В Латвии, Эстонии, Венгрии и Хорватии этот показатель ниже среднего на 30-40 процентных пунктов. И это не ассоцианты, а полноценные члены союза.
Накануне подписания исторического для Украины соглашения с ЕС, Европейская служба внешнеполитической деятельности опубликовала 24-страничный справочный материал. Что же в нем прописано? Например, такой пассаж: «Подобно тому, как и в странах Восточной Европы, которые присоединились к ЕС в 2004 году и испытавших аналогичные изменения в течение последних двух десятилетий, это создаст условия для постепенного сближения с европейскими стандартами жизни». Да, но европейские стандарты жизни очень разные. Уровень жизни в Болгарии, Румынии, Венгрии, или той же Греции и Испании, совсем не то же самое, что в Люксембурге, Германии и даже Франции. Уровня последних Украине никто не гарантирует. Как не гарантирует, собственно говоря, вообще ничего. «Улучшение делового климата в Украине могло бы привлечь значительные частные инвестиции из ЕС и остального мира, которые помогли бы модернизировать экономику и повысить темпы роста ВВП». Очень интересно здесь постоянно встречающиеся слово «бы». Могли бы привлечь, могли бы повысить. Что на деле означает, - гарантий лучшей жизни вам никто не обещает и не дает. А вот с российской стороны, напротив, все предупреждения сделаны в предельно ясной форме. С открытием после подписания соглашения об ассоциации украинских рынков дешевому западному импорту, наша страна намерена вместо режима свободной торговли ввести с Незалежной стандартный для партнеров России по ВТО режим наибольшего благоприятствования. Это означает, что ввозные пошлины для Украины вырастут с нуля до уровня, установленного соглашением РФ и ВТО - 7,7%. Перейдут на другой уровень и многие практикуемые пока еще двусторонние режимы экономических отношений.
До последнего времени у украинской экономики были два мощных стимулирующих фактора, - это дешевый российский газ и практически открытый российский рынок, с его техническими и технологическими цепочками, замыкающимися на тамошние предприятия и КБ. Удар, наносимый украинскими политико-олигархическими кругами по данным факторам, крайне негативно отразится на будущей судьбе этого, стремительно скатывающегося к полной несостоятельности, государственного образования. Излишне говорить, что никакой глубокой кооперации с остатками украинских высокотехнологичных отраслей европейцы не планируют, а продукция их на западе не нужна. Следовательно, на машиностроении, двигателестроении, авиастроении, вагоностроении, автопроме, оборонке, и т. д., можно с большой долей вероятности поставить жирный крест. Про науку вообще говорить нечего. Всё мало-мальски перспективное будет разными способами вывезено в метрополии Западного проекта. Прежде всего, в США. Остальное в условиях невостребованности и сокращения финансирования быстро засохнет. Аграрно-сырьевым секторам существенно нарастить экспорт на запад не позволят имеющиеся там квоты и ограничения. Они относятся ко всем. В том числе членам ЕС. К тому же не будем забывать о технических, ветеринарных, санитарных, и прочих стандартах объединенной Европы, от которых украинская продукция в массе своей далека. На фоне всего этого, Запад ожидает от Украины еще и радикальных экономических реформ, прозрачности и пресечения коррупционных практик. В общем, после 27 июня Незалежной останется всего ничего, - с верой в светлое будущее «нашему теляти, да волка поймати».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs