На днях в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза. “Россия, Белоруссия и Казахстан переходят на принципиально новый уровень взаимодействия", - подчеркнул президент РФ Владимир Путин. Своим экспертным мнением о создании Евразийского экономического союза с нашим журналом поделился главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов.
Вопрос: Какое значение имеет образование ЕАЭС и какие шаги этому предшествовали?
- Оценки этому событию можно давать с разных позиций, поскольку они неизбежно будут многогранными.
Образование Евразийского экономического союза -это некий венец, то есть окончание длительного процесса формирования дееспособной организации на постсоветском пространстве.
В 2000-м году в Астане году было образовано Евроазиатское экономическое сообщество, которое было постепенно трансформировано в еще более продуктивную структуру, получившую название Таможенный союз.
Шаг за шагом, тоже не без труда, Россия, Белоруссия и Казахстан образовали новую структуру и разработали проект своего будущего, что называется, на дальнюю перспективу, состоящий из трех этапов – сначала Таможенный союз, потом Единое экономическое пространство, а затем Евразийский экономический союз.
В этом смысле подписание данного соглашения – это значительный шаг вперед, и главное здесь то, что перед странами открылись перспективы уйти от пути превращения в сырьевые придатки каких-то крупных центров экономической силы в современном мире. Такими центрами могли стать и Китай, и Европейский союз, и какие-то другие государства.
Вопрос: Что дал странам-участницам Таможенный союз в экономическом плане и каковы экономические перспективы ЕАЭС?
- Этот огромный рынок в 170 миллионов человек позволил ряду стран не просто минимизировать издержки от продвижения своих товаров на рынки входящих в это объединение государств. Это объединение открыло перед Белоруссией и Казахстаном огромные перспективы модернизации своей промышленности с расчетом на выпуск высокотехнологичной продукции.
Не секрет, например, что и в советский период, и в постсоветский, в Белоруссии и в России было развито автомобилестроение, но в Казахстане никогда не собирали и не производили автомобили, потому что емкость казахстанского рынка была не очень большая. Эту страну населяют 16 с лишним миллионов человек, и, естественно, крупные инвесторы, которые принимали решение, где им строить автопредприятия, выпускающие современные автомобили, этот фактор учитывали.
А когда этот рынок расширился до 170 миллионов человек за счет снятия внутренних таможенных барьеров, в Казахстане стали появляться предприятия по выпуску автомобилей. Это только один пример, а их можно привести много, потому что речь идет и об авиастроении, и о компонентах для других отраслей.
Создание Евразийского экономического союза даст еще больший рост товарооборота стран-участниц, соответственно, рост доходов в государственные бюджеты. Пока что это оценивается в процентах роста товарооборота, но может оцениваться и в других показателях, потому что это и изменение инфраструктуры народно-хозяйственных комплексов в сторону их большего соответствия развитым экономическим странам, и появление новых отраслей промышленности, и модернизация сельского хозяйства.
Государства, образовавшие Евразийский экономический союз, не пошли по пути Европейского союза и не стали жестко фиксировать критерии нахождения в составе Евразийского экономического союза так, как это делается в ЕС. Речь идет о так называемых Копенгагенских критериях членства.
Эти критерии существуют, но они сформулированы не в виде каких-то жестких и четких общеобязательных директивных норм, как в ЕС, а в виде рекомендаций, которые должны выполнять государства. Да, есть эти рекомендации и по размерам внешнего долга, и по размерам дефицита государственного бюджета, и по размерам инфляции, но за неисполнение этих обязательств не будет автоматически ставиться вопрос об исключении из ЕАЭС.
Я думаю, такой подход правильный в силу того, что успех создания Евразийского экономического союза, так уж случилось, пришелся на непростой период в развитии Европы и Евразии, когда экономический кризис продолжает свое путешествие по странам Европейского союза, что неизбежно затрагивает и наши интересы.
В двери Евразийского экономического союза стучатся все новые и новые страны и, скорее всего, следующей страной будет принята Армения. Президент Киргизии, как было недавно заявлено, тоже надеется на вхождение его страны в это объединение, так что ЕАЭС будет расширяться.
В итоге я считаю, что поставленная цель была правильной, и сейчас идет движение к этой цели.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs