Нейропластичность - потенциал перестройки мозговых структур, может снижаться под воздействием стресса, который ученые называют главным разрушителем нервной ткани, и увеличиваться, если человек может быть в гармонии с самим собой.
Профессор Геттингенской клиники (Германия) Г. Хютер рассказал об эксперименте, в ходе которого велись многолетние наблюдения за канадскими монахинями, чей возраст превышал 100 лет. Их мозг регулярно обследовали с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Исследования показывали наличие в мозге этих женщин признаков нейродегенеративных заболеваний, характерных для болезни Альцгеймера и болезни Паркинсона, но никаких клинических проявлений старческого слабоумия у них не наблюдалось. Исследователи пришли к выводу, что «причиной сохранения у монахинь-долгожительниц потенциала восстановления мозговых структур является согласованность между ожиданиями и реальностью, устойчивая картина мира и активная деятельная позиция - молиться, чтобы изменить мир к лучшему».
Г. Хютер уверен, что о том же самом говорит и эксперимент, проведенный в петербургском Физико-техническом институте имени Йоффе, в ходе которого было доказано, что «чем продуктивнее работает ученый, тем дольше он живет».
«Мы выяснили, - говорит профессор Хютер, - что сохранению восстановительного потенциала нервных клеток способствуют четыре фактора - согласованность мечты и реальности, способность организовывать свою жизнь (активный организатор происходящего, а не пассивная жертва обстоятельств), понимание смысла жизни и прочность социальных связей - добрые отношения как можно с большим количеством людей». «Все это было и остается целью психотерапии» - отметил собеседник агентства, но сейчас мы понимаем, как эти процессы реализуются на клеточном уровне», - добавил Хютер.
Ученый считает, что сохранению нейропластичности способствует наличие друзей, общение с родными. «Маленькие дети так быстро учатся, потому что они делают от 50 до 100 открытий каждый день. В школьном возрасте восторг от получения знаний заканчивается из-за процесса принуждения», - отметил собеседник агентства. «В 85 лет, да и в любом другом возрасте способность к обучению - это не вопрос технических возможностей мозга, а вопрос вкуса жизни», - резюмировал он.
По материалам: (http://itar-tass.com)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs