Россия изучает возможность подачи иска в ВТО против США за санкции к российским банкам. Своим экспертным мнением по этому поводу с журналом «Международная жизнь» поделился советник Института современного развития Никита Маслеников.
Вопрос: Если Россия подаст иск, насколько вероятно решение ВТО в пользу России?
- Я думаю, что в любом случае это надо делать, даже хотя бы по той простой причине, что нам надо набирать опыт разбора конфликтных ситуаций в рамках Всемирной торговой организации.
Сейчас разбирается конфликт по поводу утилизационного сбора, на подходе второй - по ограничению импорта свинины из Евросоюза в Россию. Данный иск может быть третьим. Он немного нетипичный для ВТО, потому что для данного случая экспертиза того, каким образом, кто и как нарушил конкурентные позиции, будет сложной.
Но подавать иск все равно нужно, потому что чем больше мы наберем таких практических навыков по поводу того, как такого рода «разборы полетов» происходят в ВТО и к каким результатам они приводят, тем нам будет легче в будущем работать уже внутри этой организации.
Что касается перспектив подачи этого иска, пока сказать сложно. Это займет достаточно много времени, и процесс этот довольно сложный с точки зрения предоставления огромного объема информации арбитрам Всемирной торговой организации, которые будут заниматься этим случаем.
Но здесь ситуация такова, что пока мы не «войдем в эту холодную воду» и не заставим себя плыть, мы, в общем-то, сейчас с очень большим приближением можем только предположить, с какого рода ограничениями и сложностями столкнемся.
Я бы еще сказал, что такого рода подачи исков в ВТО должны быть синхронизированы с решением ряда других вопросов с тем, чтобы не навредить уже не только одному, допустим, банку, или, может быть, еще нескольким, но и всей банковской системе.
В первую очередь это касается, на мой взгляд, закона о налоговом контроле над иностранными счетами юридических и физических лиц, который принят в Соединенных Штатах, так называемый FATCА. К нему надо будет присоединяться до 1 июля этого года, и если наши банки не сделают этого, то они не смогут предоставлять необходимую информацию. А раз информация о движениях на счетах американских юридических и физических лиц не предоставляется, то тогда мы подпадаем уже под санкции, связанные с этим законом, а никак не с украинским и крымским факторами.
Сейчас Минфин готовит необходимые предложения по внутреннему законодательству, потому что американцы просто вышли из переговорного процесса на уровне Минфинов двух стран.
Хотелось бы, чтобы эти поправки были приняты до 1 июля, и мы не попали бы ни в какие запретительные меры, связанные уже с FATCA. И мне думается, что крайне важно синхронизировать этот процесс с подачей иска в ВТО.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs