Новой киевской властью директором Украинского института национальной памяти (УИНП) назначен молодой львовский националист Владимир Вятрович. Новый руководитель уже заявил, что будет хлопотать о передаче УИНП архивов Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел и Службы внешней разведки и многих других секретных материалов.
Какое применение будет найдено этим материалам, не сложно догадаться. В. Вятрович все свои научные (лучше сказать, псевдонаучные) изыскания посвятил прославлению сомнительных подвигов ОУН-УПА («Рейды УПА на территории Чехословакии», «Армия бессмертных. Галерея повстанцев» и т.д.). В годы правления В. Ющенко В. Вятрович занимал пост советника по научно-исследовательской работе Службы безопасности Украины, директора Архива Службы безопасности Украины, главы ученого совета Центра исследований освободительного движения и т.д. и т.п.
В ближайшее время руководство УИНП постарается вернуть учреждению специальный статус центрального органа исполнительной власти, которым оно обладало ранее. Такового статуса УИНП лишился при президенте В. Януковиче, но не был упразднен окончательно, а преобразован из президентского учреждения в научно-исследовательскую структуру в составе Кабинета министров Украины.
УИНП был создан по образцу институтов национальной памяти стран Восточной Европы. Европейские институты заняты изучением сталинизма и коммунизма, но не с позиций бесстрастных исследователей, а с позиций кособоких пропагандистов. Вместо научной ясности и трезвого анализа такие структуры выдают на-гора тонны идеологического дурмана, которым потчуют собственных граждан. В 2011 г. при содействии политических кругов Чехии, Венгрии и Польши была создана Платформа европейской памяти и совести – нечто, наподобие единого института национальной памяти с международным статусом. В данном идеологическом проекте участвовали более двадцати государственных учреждений из тринадцати стран ЕС. При этом, главой Платформы европейской памяти и совести был назначен представитель Западной Европы – швед Горан Линдблад, представитель страны, поддержавшей в годы Второй мировой, несмотря на заявленный нейтралитет, неугомонного фюрера (1). Было также заявлено, что данная организация открыта к сотрудничеству с такими странами, как Украина.
Похоже, что как раз сейчас наступает первый этап такого сотрудничества. Тем более что Центр исследований освободительного движения, возглавляемый ранее В. Вятровичем, с 2012 г. является членом Платформы европейской памяти и совести. Можно предположить, что УИНП не будет брать пример со своих восточноевропейских коллег, и не примется, в полной мере, за люстрацию и расследование «преступлений» тех, кто сотрудничал с «коммунистическим режимом». Ведь иначе придется лишать депутатских мандатов большинство народных избранников, в т.ч., и эпатажную представительницу ультранационалистической «Свободы» Ирину Фарион, получившей известность не только запугиванием украинских дошкольников с русскими именами, но и фактом членства в КПСС (с 1988 г.).
Нетрудно догадаться, что УИНП стремится расширить свою деятельность для того, чтобы охватить всю гуманитарную сферу украинского государства, и воздействовать на формирование идеологического облика украинского народа. Перевоспитывать украинцев будут по галичанскому образцу: поклонение идолам украинского национализма, чествование ОУН-УПА и проч. «невинные шалости». Проникать эти тенденции будут во все сферы украинской жизни (система школьного и вузовского образования, телевидение, радиовещание, пресса). Под вопросом празднование на Украине Дня Победы (в Верховную Раду внесен законопроект, предусматривающий отмену этого праздника), звучат призывы снести целый ряд памятников советским воинам, и т.д.
УИНП будет только распространять подобные тенденции в украинском обществе, а госучреждениям будет приказано в обязательном порядке внимать его рекомендациям. УИНП претендует на монополию знания «что такое хорошо, и что такое плохо» в области гуманитарных наук (в истории, литературе и др.). Одновременно суррогатом псевдознаний, распространяемых УИНП, будут заменены реальные знания. Украинских граждан будут отсекать от «нежелательных» слоев информации, особенно, касающейся критики социально-политических устоев западного общества. Т.е. сами же украинские власти будут заниматься выкорчевыванием интеллектуально полезной составляющей в общем потоке информации. Исчезнет диалектическое взаимодействие мнений и взглядов, воцарится удушливая атмосфера замаскированной политической цензуры.
Украинское общество не будут знакомить с работами философа Александра Александровича Зиновьева (1922-2006), по косточкам разобравшего механизмы жизнедеятельности советского, послесоветского и западного общества (2). Не познакомят с трудами геополитика Андрея Евгеньевича Снесарева (1865-1937) («Англо-русское соглашение» «Военная география России») и др. светочей политической и социально-философской мысли, Вместо этого украинской аудитории будут предложены к изучению в обязательном порядке опусы откровенных бездарностей и национал-фантазеров, а это путь к умственному упрощению.
К слову, первые проекты по заключению украинского общества в информационные гетто уже предпринимаются. На Украине запускается первая социальная сеть только для граждан Украины (druzi.org.ua). Единственный рабочий язык сети – украинский, а вход посетителей из других стран будет ограничиваться. Такая соцсеть может служить средством зомбирования украинской аудитории, поскольку будет превращена в закрытую информационную структуру, и будет представлять питательную среду для пропаганды ультранационалистических идей.
Конкретные имена разработчиков сети держатся в тайне, но практика показывает, что зацикленными на украинском языке, и уж тем более, на идее недопущения в сеть пользователей из-за пределов Украины, могут быть только украинские националисты. К мерам запретительного характера они прибегают потому, что не выдерживают интеллектуальной конкуренции со своими оппонентами, и способны утвердиться лишь через информационные репрессии против них.
1) «13 країн Європи створили аналог спільного Інституту національної пам'яті» («Історична правда», 18.10.2011)
2) Александр Зиновьев «Логическая социология» (Москва, 2008)
3) «Стартовала первая украинская социальная сеть» (Вести.ua, 30.03.2014)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs