Будущее группы БРИКС глазами экспертного сообщества

15:36 27.03.2014 Инал Ардзинба, Руководитель Ассоциации мировой экономики НИУ ВШЭ


Встреча руководителей стран БРИКС в Дурбане (ЮАР) 27 марта 2013 года завершила первый цикл саммитов объединения - все страны-участницы по одному разу провели на своей территории встречу глав государств. За эту «пятилетку» членам группы удалось существенно расширить поле совпадения национальных интересов, что привело к укреплению статуса БРИКС как значимой межцивилизационной макроструктуры.

Учитывая то, что уже в 2015 году Российская Федерация примет саммит БРИКС, актуальность и приоритетность научной разработки проблем и перспектив развития объединения значительно возрастает. Наша страна как цивилизационный мост между Востоком и Западом и один из системообразующих акторов международных отношений призвана в очередной раз задать эффективную «генеральную линию», конструктивное направление совместной работы, обеспечить взаимоуважительную, доверительную тональность дискуссий в рамках БРИКС.

Председательство Российской Федерации в группе - важная платформа для реализации политико-экономического потенциала страны на международной арене. Насколько успешно нам удастся эту платформу задействовать, будет зависеть от выбора правильной стратегии в «пятерке». Следует также помнить о том, что характер взаимодействия с партнерами по БРИКС будет во многом определять перспективы модернизации российской экономики, повышение ее адаптивности и устойчивости, снижение зависимости от волатильности мировых рынков и в конце концов благосостояние всего государства и его народа.

В этой связи представляется важным, опираясь на прочный информационно-аналитический фундамент, начать работу над концепцией российского председательства в группе, призванной отразить базовые установки и ключевые критерии лидерства России на столь важной международной площадке, ставшей в последние годы значимым институтом доверия в мире.

Применительно к оценкам перспектив развития БРИКС можно отметить довольно четкое размежевание между экспертами стран Запада, с одной стороны, и исследователями из стран БРИКС и всего развивающегося мира - с другой.

Западные эксперты, склоняясь в целом к негативным оценкам и прогнозам различной тональности, делают акцент преимущественно на несовместимости политико-экономических систем стран БРИКС, которая в конечном счете определяет пессимистические сценарии развития группы.

Так, американский эксперт Дж.Най-младший подчеркивает нежизнеспособность объединения из-за наличия социально-экономических различий между странами-членами и конкурентного характера их взаимодействия1. Дж.Франкел фокусируется на негативных сценариях развития БРИКС, основываясь на снижении темпов экономического роста стран группы в период и после глобального финансово-экономического кризиса2. Ф.Бюсэнг сопоставляет социальную дифференциацию (коэффициент Джини) в странах БРИКС и США. Исследователь приходит к выводу о неспособности группы БРИКС быть устойчивой в долгосрочной перспективе. Д.Родрик дает негативную коннотацию перспективам БРИКС, базируя свои рассуждения на отсутствии у быстроразвивающихся стран новой концепции глобальной экономики3. Н.Рубини и Я.Бреммер рассматривают перспективы развития группы в негативном ключе за счет политико-экономического разрыва между слабеющей Россией и ее усиливающимися партнерами по БРИКС.

Однако западное экспертное сообщество не характеризуется единством мнений и подходов - приводятся и контраргументы относительно перспектив развития объединения. М.Адоманис постулирует о сходстве некоторых политических и экономических параметров у стран «пятерки». Г.Джеймс полагает, что перспективы БРИКС связаны с попыткой растущих «гигантов» перенаправить процесс глобализации в сторону более сбалансированного распределения ресурсов в мире. С.Джонс отмечает высокий потенциал стран БРИКС в развитии международного бизнеса, однако подчеркивает, что предпринимательские риски в государствах группы отличаются (по мнению ученого, наиболее стабильным с данной точки зрения является Китай).

Информационный фон в странах Запада также характеризуется рассмотрением проекта БРИКС в качестве геополитического и геоэкономического вызова англосаксонскому миру. Так, например, Р.Бойес считает, что философия «пятерки» заключается в конфронтации с Западом, и в этой связи предлагает западным политикам способствовать постепенному распаду объединения.

Учитывая стержневую роль БРИКС в перераспределении механизмов глобального управления, в развивающихся странах перспективы группы трактуются в основном позитивно. К примеру, министр торговли Индонезии Г.Виржаван высоко оценивает уровень экономического развития участников, их способность позитивно воздействовать на глобальную экономику. Журналист ведущего информационного агентства Турции «HürriyetDailyNews» М.Сонмез отмечает ресурсные возможности экономик БРИКС и высокие темпы экономического роста «пятерки».

Видение БРИКС в самих странах объединения в основном позитивное. Бразильский журналист и эксперт Ф.Бак отмечает сбалансированность макроэкономических параметров государств-членов, важность соответствия Бразилии высоким темпам экономического роста, которые демонстрируют партнеры по «пятерке». Бразильский исследователь О.Стюнкель указывает на потенциал группы по изменению существующей международной валютно-финансовой системы.

Заметное место в международной дискуссии о БРИКС занимают индийские эксперты. Б.Челлани признает единство интересов стран БРИКС относительно усиления тенденций многополярности, отмечая, что перспективы БРИКС станут ясны в ближайшее время. Дж.Сингх отдает приоритет императивам реализации национальных интересов стран-участниц, отмечая, что именно это обстоятельство будет определять коллективные перспективы группы. Продолжая официальную линию Коммунистической партии, китайские эксперты отмечают стратегический характер взаимодействия на площадке БРИКС и большие геополитические перспективы группы. Ян Пенг полагает, что формат БРИКС дает странам «пятерки» возможность в будущем «увеличить или восстановить статус мировой державы». Гуань Гуйхай считает, что потенциал БРИКС окажет позитивное влияние на реализацию стратегических интересов Китая. Министр международных отношений и сотрудничества ЮАР М.Нкоана-Машабане связывает перспективы развития БРИКС с решением проблем бедности и экономического развития на африканском континенте. Эксперт из ЮАР Ш.Нарвани отмечает потенциал в решении вопросов глобальной безопасности и разрешении ключевых региональных конфликтов.

Российские эксперты в основном позитивно оценивают перспективы развития БРИКС. Исполнительный директор НКИ БРИКС Г.Толорая отмечает большой межцивилизационный потенциал, способность изменять современную международную систему в сторону усиления тенденций полицентричности. Ф.Лукьянов останавливается на потенциале объединения по линии создания новой идеологии международных отношений.

Низкий уровень оценки потенциала БРИКС отмечается среди тех российских аналитиков, кто отдает приоритет отношениям России с Западом. А.Портанский полагает, что на площадке БРИКС «общие политические или международные интересы практически отсутствуют».

Четыре фактора усиления БРИКС

Итак, круг подходов к рассмотрению перспектив развития БРИКС достаточно широк. Эксперты из различных стран мира по-разному оценивают способность стран - членов группы действовать сообща. Мнения относительно будущего функционального наполнения деятельности объединения тоже разнятся. Детальное исследование перспектив развития группы предполагает определение ключевых факторов, оказывающих долгосрочное воздействие на ее эволюцию.

В.Б.Луков считает, что «будущее любого международного института - само его существование, место и функции в международной системе - зависит в основном от трех факторов: степени заинтересованности участников в продолжении работы данной структуры, их ресурсных возможностей и особенностей развития той сферы международной жизни, в которой она призвана действовать»4. Учитывая специфику деятельности БРИКС, предлагается следующая дифференциация факторов, способных в значительной мере определять долгосрочную эволюцию и перспективы развития группы:

1) ресурсные возможности и внутренняя социально-экономическая и политическая ситуация в каждой из стран-членов;

2) общие тенденции развития мировой экономики и международных отношений;

3) соотношение качества совпадающих и несовпадающих интересов членов объединения;

4) степень заинтересованности участников в продолжении работы.

Страны БРИКС исключительно богаты природными ресурсами. Однако структура запасов и ресурсообеспеченность стран группы различаются (при наличии несущественных совпадений). Все эти государства характеризуются достаточно существенным накопленным социально-экономическим потенциалом. Важные интеллектуальные разработки по данной проблематике приводятся в коллективной монографии «Комплексный системный анализ, математическое моделирование и прогнозирование развития стран БРИКС: предварительные результаты». Интерес, в частности, представляют сценарии динамики численности населения России: инерционный (предполагает падение численности населения к 2050 г. до 112,4 млн. человек)5; пессимистический (предполагает падение численности населения к 2040 г. до 100 млн. человек)6; сценарий поддержки рождаемости (предполагает уменьшение численности населения к 2040 г. до 133,5 млн. человек)7; сценарий «ликвидация алкогольной сверхсмертности» (предполагает уменьшение численности населения к 2040 г. до 134,4 млн. человек)8; сценарий «полная ликвидация сверхсмертности» (предполагает сохранение численности населения к 2040 г. на уровне 142,7 млн. человек)9; оптимальный сценарий (предполагает рост численности населения к 2040 г. до 155 млн. человек)10.

В издании предлагаются абстрактные сценарии долгосрочного экономического развития стран БРИКС. Анализ разработанных сценариев и сопоставление возможности их реализации не предполагают высокий уровень вероятности формирования крайне негативных или негативных тенденций социально-экономического развития государств-членов. Прогноз МВФ в их отношении достаточно стабилен. Темпы роста ВВП всех стран БРИКС в 2014 году увеличиваются (в диапазоне 1%)11. Все эти страны характеризуются радикальными трансформациями национальных инновационных систем за последние десятилетия (в России и Китае данные изменения были вызваны рыночными реформами; в Бразилии и Индии - глобализационными процессами; в ЮАР - отказом от политики апартеида)12. Предполагается, что данные процессы будут продолжаться. Отмечается, что сохранится рост среднего класса стран группы: к 2020 году консолидированное число граждан стран БРИКС с годовым доходом от 6 до 30 тыс. долларов составит около 1,5 млрд. человек13. Прогнозируется рост экспорта и импорта товаров между государствами «пятерки» до 2030 года14. Отмечается возможность усиления процесса интернационализации корпораций стран объединения в будущем15.

Есть достаточные основания полагать, что участники сохранят существующую стабильность демократических институтов, предсказуемость смены политических сил и устойчивый динамизм политических систем (при существовании различий между странами-членами и наличии индивидуальных проблем политического и демократического развития). Следовательно, анализ первого фактора (ресурсные возможности и внутренняя социально-экономическая и политическая ситуация в каждой из стран-членов) дает основания полагать, что серьезных рисков для сохранения потенциала работы в формате БРИКС в будущем не ожидается.

Второй фактор предполагает перспективный анализ общих тенденций развития мировой экономики и международных отношений. В 2014 году темпы роста развитых экономик в среднем стабилизируются на уровне 2,2%. Развивающиеся экономики будут демонстрировать средний темп роста ВВП в 5,7%16. В текущем столетии отмечается высокий уровень вероятности материализации следующих международных процессов:

1) стабилизация численности населения, в результате которой произойдет некоторое замедление темпов экономического роста и переход от экстенсивной к интенсивной парадигме развития;

2) продолжение смещения центров сосредоточения экономической силы с Запада на Восток. В результате представления о примате западной цивилизации в международном развитии будут постепенно пересматриваться. Отмечается высокий уровень вероятности усиления мощи незападных цивилизаций;

3) усиление роли развивающихся стран в институтах глобального регулирования17.

В коллективной монографии «Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить» дается прогноз развития системы международных отношений до 2020 года18. Наблюдаются риски падения управляемости в международных процессах. Отмечается, что «международные процессы все больше определяются хаотичным взаимодействием игроков»19. Предлагаются два базовых сценария развития международной системы.

Согласно первому сценарию ослабление лидерства США не будет сопровождаться усилением глобальной регулирующей роли развивающихся стран. Данный сценарий предполагает формирование вакуума лидерства и управляемости, усиление тенденций хаотизации международных отношений, возможное формирование новых глобальных вызовов и угроз, усиление старых.

Второй сценарий предполагает восстановление американского лидерства и продолжение усиления стран развивающегося мира. В данной конструкции функционирование международной системы будет представлять собой конкурентные отношения между геополитическим Западом и Востоком. Как отмечают авторы, вероятность второго сценария возрастает, первого падает.

К концу 2020 года констатируется возможность материализации третьего (не базового) сценария, предполагающего формирование группы западных и незападных стран-лидеров с целью группового (коалиционного) регулирования международными процессами. Следовательно, анализ второго фактора (общие тенденции развития мировой экономики и международных отношений) дает базовое представление об отсутствии серьезных препятствий для устойчивого развития группы БРИКС в будущем.

Анализ третьего фактора - соотношения качества совпадающих и несовпадающих интересов членов объединения позволяет сформулировать тезис о превосходстве качества совпадающих интересов над качеством разногласий между странами - членами БРИКС. Общие стратегические цели государств группы заключаются в необходимости реформирования существующей международной системы, особенно в области мировых финансов. Разногласия между членами «пятерки» представляются в основном более узкими и фрагментарными, несут в себе тактическую коннотацию. Однако существуют некоторые стратегические разногласия между членами объединения на многостороннем (реформа Совета Безопасности ООН) и двустороннем уровнях (ось Пекин - Дели). Вместе с тем отмечается потенциал гармонизации несовпадающих интересов. Как правило, совпадающие интересы стран БРИКС не пересекаются с разногласиями - они находятся в разных геополитических и геоэкономических плоскостях. Данные положения указывают на позитивный характер перспектив развития группы БРИКС.

И наконец, по четвертому фактору. Единство стратегических международных интересов стран БРИКС определяет высокую степень заинтересованности участников в продолжении работы формата. Каждое отдельно взятое государство БРИКС приобретает дополнительные механизмы влияния, находясь в группе. Вне ее любая из пяти стран потеряет синергетический эффект и возможность оказывать коллективное давление на Запад по конкретным политическим проектам. Разумно выдвинуть гипотезу о том, что в отсутствие фактора БРИКС реформа системы управления МВФ и ВБ от 2010 года с высокой степенью вероятности не была бы проведена или имела бы гораздо менее существенное практическое значение.

Поэтому попытки преуменьшить реально существующий «общий знаменатель» в БРИКС представляются ангажированными и контрпродуктивными. Лидер каждой из пяти стран (Президент Бразилии Д.Русеф20, Президент РФ В.В.Путин21, премьер-министр Индии М.Сингх22, Председатель КНР Си Цзиньпин23, Президент ЮАР Д.Зума24) отмечает решимость продолжать работу на площадке группы в будущем. В основе подобной политической воли лежит потенциал реализации стратегических интересов каждой страны БРИКС с использованием механизмов группы.

Сценарии для БРИКС

В академической литературе предлагается ряд сценариев развития группы БРИКС. Г.Толорая выделяет существование трех базовых парадигм:

1) стабилизация работы БРИКС без значительной динамики, сохранение нынешнего уровня и спектра взаимодействия стран-членов, ограничение их деятельности в основном финансово-экономическими вопросами;

2) постепенное выхолащивание содержательной стороны сотрудничества, сведение взаимодействия только к периодическим саммитам и другим формальным мероприятиям;

3) превращение объединения в полноформатный механизм стратегического и тактического взаимодействия по ключевым вопросам мировой экономики и политики25.

На основе возможности изменения качества влияния вышеуказанных четырех факторов на перспективы эволюции БРИКС моделируются сценарии развития группы в долгосрочной перспективе (до 2030 г.). Отмечается возможность формализации пяти базовых сценариев (и двух подсценариев для сценария №4):

1. «Распад»;

2. «Формальное существование»;

3. «Инерционный»;

4. «Укрепление»;

4.1. «БРИКС как альянс реформаторов международной финансово-экономической архитектуры»;

4.2. «БРИКС как альянс реформаторов системы международных отношений»;

5. «Межцивилизационный статус».

Для каждого из сценариев моделируются соответствующие эндогенные и экзогенные параметры.

1. «Распад»

Данный сценарий предполагает выход одной или нескольких системообразующих стран из БРИКС. Анализ ключевых политико-экономических параметров стран группы позволяет сформулировать тезис о том, что системообразующую (экзистенциальную) роль играют Россия, Китай и Индия. Все три игрока расположены в Евразии (имеют общие границы:Китай и Россия; Китай и Индия) и формируютевразийский блок БРИКС. Есть все основания полагать, что подобные обстоятельства приведут к резкому усилению центробежных тенденций в группе и ее распаду как трансконтинентальной структуры в краткосрочной перспективе. Выход двух других партнеров окажет относительно менее негативное воздействие на процесс развития.

Однако при выходе указанных членов БРИКС трансконтинентальная проекция деятельности группы и ее межцивилизационный статус будут потеряны. Данные обстоятельства могут привести к кризису и последующему распаду объединения в средне- и долгосрочной перспективе. Выход стран из БРИКС может быть обусловлен комбинацией негативных факторов, связанных с несовпадением интересов по вопросам внутреннего и/или внешнего развития «пятерки», а также двусторонними разногласиями. Наиболее существенный негативный потенциал накоплен по вопросу реформы Совета Безопасности ООН и стратегическим разногласиям между Китаем и Индией. Данный сценарий предполагает:

1) крайне негативную внутреннюю социально-экономическую и политическую ситуацию в странах БРИКС;

2) крайне негативные тенденции развития мировой экономики и международных отношений;

3) крайне негативное соотношение качества совпадающих и несовпадающих интересов членов объединения;

4) крайне низкую степень заинтересованности участников в продолжении работы БРИКС.

Эндогенные параметры: деинституционализация; распад функционального механизма группы; прекращение многосторонних консультаций по всем вопросам; на очередном саммите лидеров стран БРИКС объявляется о прекращении деятельности «пятерки» в качестве многостороннего механизма; страны переходят на двусторонний формат взаимодействия.

Экзогенные параметры: ослабляются тенденции полицентричности в международной системе; возрождается одностороннее лидерство западной цивилизации, вновь приобретающей мирорегулирующие функции; расходятся подходы стран БРИКС к решению вопросов глобальной безопасности, нераспространения ОМУ, противодействия терроризму, контрабанде оружия, наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, борьбы с морским пиратством, борьбы с бедностью, обеспечения информационной безопасности и противодействия киберпреступности, противодействия легализации преступных доходов; страны БРИКС выступают в одностороннем порядке на площадке ООН при обсуждении возможностей решения региональных конфликтов; наложен мораторий на реформу Совета Безопасности ООН; страны ИБСА предпринимают односторонние усилия с целью вхождения в его состав.

2. «Формальное существование»

Данный сценарий предполагает, что группа БРИКС существует формально и не распадается по дипломатическим причинам. Усиление негативных факторов на площадке многостороннего взаимодействия сказывается на потенциале и способности БРИКС по реализации национальных интересов стран-членов. Саммиты лидеров не предполагают реальную координацию и гармонизацию позиций участников, а призваны лишь создать информационный повод для СМИ, видимость работы многосторонних механизмов. Внутри группы ставка делается на одностороннюю реализацию национальных интересов. Страны Запада успешно реализуют стратегию селективного взаимодействия с каждым отдельным членом БРИКС, а не с группой в целом. Данный сценарий предполагает:

1) негативную внутреннюю социально-экономическую и политическую ситуацию в странах БРИКС;

2) негативные тенденции развития мировой экономики и международных отношений;

3) негативное соотношение качества совпадающих и несовпадающих интересов членов объединения;

4) низкую степень заинтересованности участников в продолжении работы БРИКС.

Эндогенные параметры: падение эффективности функционального механизма БРИКС; качественная и количественная деградация существующих форматов взаимодействия внутри группы; отсутствие новых форматов координации и диалога; низкая степень совпадения интересов по вопросам внутреннего развития группы; не удается согласовать параметры функционирования секретариата, Банка развития, Пула валютных резервов; вопрос о принятии устава уходит с повестки; страны занимают различные позиции относительно тематического наполнения повестки саммита лидеров; двусторонняя платформа БРИКС характеризуется низкой степенью взаимодействия акторов; усиливается острота противоречий между основными осями, прежде всего Пекин - Дели; наблюдается размежевание между Россией и Китаем, с одной стороны, и ИБСА - с другой.

Экзогенные параметры: отмечается крайне низкая степень влияния «пятерки» на международные процессы, в частности на реформу системы международных отношений; западные центры силы относительно укрепляются; фактор БРИКС не играет роли в межцивилизационном диалоге; обостряется проблема мирорегулирующей неравноправности цивилизаций; международный имидж группы характеризуется негативным фоном, СМИ рассматривают ее деятельность как исключительно формального объединения; наложен мораторий на реформу международной финансово-экономической архитектуры; подвержен обструкции курс на «фискальную консолидацию»; степень диверсификации корзины резервных валют остается низкой; в области взаимодействия развивающихся стран с «Группой двадцати», ВТО, ЮНКТАД и другими международными институциями отмечается низкая степень эффективности; страны БРИКС занимают различные позиции по вопросу использования мирного атома; наблюдаются попытки выведения оружия в космос; обостряются противоречия между странами БРИКС по вопросам изменения климата, цен на топливно-энергетические ресурсы и нераспространения ядерного оружия.

3. «Инерционный»

Данный сценарий предполагает сохранение существующего качества и количества форматов взаимодействия на уровне БРИКС. Многосторонняя повестка характеризуется наличием в основном финансово-экономических вопросов. Компетентные органы стран - участниц БРИКС сконцентрированы на продвижении коллективных интересов стран-членов в ключевых международных финансовых организациях - МВФ и ВБ. Странам объединения удается продвигать постепенную реформу квот и представительств в указанных организациях, увеличивать роль развивающихся стран в принятии решений. Институционализация БРИКС не характеризуется значительной динамикой. Данный сценарий предполагает:

1) стабильную внутреннюю социально-экономическую и политическую ситуацию в странах БРИКС;

2) сохранение текущих тенденций развития мировой экономики и международных отношений;

3) сохранение текущего соотношения качества совпадающих и несовпадающих интересов членов объединения;

4) среднюю степень заинтересованности участников в продолжении работы группы.

Эндогенные параметры: стабилизация уровня эффективности функционального механизма БРИКС; сохранение спектра рассматриваемых на многосторонней площадке вопросов; отсутствие новых качественных форматов координации и диалога; средняя степень совпадения интересов по вопросам внутреннего развития объединения; создается Виртуальный секретариат, Банк развития и Пул валютных резервов; принятие устава откладывается; страны занимают в целом сходные позиции относительно тематического наполнения повестки саммита лидеров; двусторонняя платформа БРИКС характеризуется стабилизацией степени интенсивности взаимодействия акторов.

Экзогенные параметры: стабилизируется тенденция усиления полицентричности в международной системе, однако существенных изменений в распределении сил не происходит; сохраняется единство подходов стран БРИКС к решению вопросов глобальной безопасности, нераспространения ОМУ, противодействия терроризму, контрабанде оружия, наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, борьбы с морским пиратством, борьбы с бедностью, обеспечения информационной безопасности и противодействия киберпреступности, противодействия легализации преступных доходов; страны БРИКС продолжают выступать единой коалицией на площадке ООН при обсуждении возможностей разрешения региональных конфликтов; странам - членам группы не удается выйти на единые практические позиции по вопросу реформы Совета Безопасности ООН; поступательно, но без резких изменений продвигается реформа международной финансово-экономической архитектуры; происходит постепенная диверсификация корзины резервных валют; в области взаимодействия развивающихся стран с «Группой двадцати», ВТО, ЮНКТАД и другими международными институциями отмечается средняя степень эффективности; страны БРИКС сохраняют единство позиций по вопросу использования мирного атома, выведения оружия в космос; обострение противоречий между странами БРИКС по вопросам изменения климата, цен на топливно-энергетические ресурсы и нераспространения ядерного оружия не происходит.

4. «Укрепление»

Данный сценарий предполагает усиление функционального механизма БРИКС, сбалансированное улучшение качества и увеличение количества форматов взаимодействия на уровне объединения. Многосторонняя повестка характеризуется рассмотрением широкого круга вопросов. Институционализация значительно продвигается, создаются все новые форматы коллективного взаимодействия. Активно развиваются двусторонние экономические и политические отношения между членами объединения. Данный сценарий предполагает:

1) благоприятную внутреннюю социально-экономическую и политическую ситуацию в странах БРИКС;

2) формирование новых позитивных тенденций развития мировой экономики и международных отношений;

3) благоприятное соотношение качества совпадающих и несовпадающих интересов участников;

4) высокую степень заинтересованности государств-членов в продолжении работы БРИКС.

Эндогенные параметры: увеличение спектра рассматриваемых на многосторонней площадке вопросов; высокая степень совпадения интересов по вопросам внутреннего развития группы; создаются и эффективно функционируют Виртуальный секретариат, Банк развития и Пул валютных резервов БРИКС; активно обсуждаются возможности принятия устава и трансформации БРИКС в международную организацию; страны занимают единую позицию относительно тематического наполнения повестки саммита лидеров; двусторонняя платформа БРИКС характеризуется интенсификацией взаимодействия акторов.

С точки зрения экзогенных параметров сценарий 4 предполагает наличие определенной развилки в развитии объединения. В этой связи моделируются два подсценария.

4.1. «БРИКС как альянс реформаторов международной финансово-экономической архитектуры»

Экзогенные параметры:данный подсценарий предусматривает рассмотрение широкого круга политико-экономических вопросов на площадке БРИКС. Однако наиболее значимое место в работе группы занимает финансово-экономическая тематика. БРИКС удается достичь существенных практических результатов с точки зрения перераспределения механизмов глобального финансово-экономического управления от стран Запада к развивающимся странам. В результате реформы существующей формулы расчета квот МВФ и соответствующего перераспределения голосов в данной организации странам «пятерки» удается консолидировано получить блокирующий пакет (при потере блокирующего пакета США). Усиливается влияние государств-участников в ВБ. Удается продвинуть автоматический регулярный пересмотр квот в указанных организациях на основе перманентно изменяющихся макроэкономических параметров. В одной из указанных организаций должность руководителя занимает кандидат, предложенный странами БРИКС. Страны БРИКС поддерживают курс на фискальную консолидацию в мире. Степень диверсификации корзины резервных валют возрастает за счет валют стран БРИКС. Участники занимают доминирующие позиции на площадке «Группы двадцати». Банк развития БРИКС приобретает важные международные функции.

4.2. «БРИКС как альянс реформаторов системы международных отношений»26

Экзогенные параметры: данный сценарий предполагает активизацию международно-политической роли БРИКС, ревальвацию ее коллективного статуса в решении дипломатических вопросов, усиление роли «пятерки» в дискуссиях на площадке ООН. Объединение выступает в качестве инициатора значимых международных проектов, предлагает собственные пути разрешения региональных конфликтов. Возрастает его роль в противодействии глобальным вызовам и угрозам, его инициативы рассматриваются на площадке «Группы двадцати», затем проходят процесс легитимации в рамках ООН. Странам БРИКС удается прийти к единому подходу относительно реформы Совета Безопасности ООН. Подход группы поддерживается большинством государств - членов ООН. Реформа Совета Безопасности стартует, приобретает практическое измерение. Роль стран Запада в международных отношениях выходит на понижательную траекторию. Отмечается эффективное взаимодействие между БРИКС, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и БАФ (Боаоский азиатский форум) с целью налаживания геополитического баланса в АТР, Евразии и Южной Азии27.

5. «Межцивилизационный статус»

Данный сценарий предусматривает форсированную институционализацию БРИКС, поддержанную всеми странами-членами. Количественная и качественная экспансия БРИКС приобретает черты исторически необратимого процесса. Группа трансформируется в международную организацию. Принимается устав БРИКС, формируется необходимая организационная база в виде секретариата. Усиливается роль объединения как в международно-политических, так и международно-экономических вопросах. Упраздняются форматы РИК и ИБСА. Поведенческий алгоритм стран БРИКС на международной арене предполагает согласование на площадке группы подавляющего большинства вопросов внутреннего и внешнего развития. Данный сценарий предполагает:

1) крайне благоприятную внутреннюю социально-экономическую и политическую ситуацию в странах-участницах;

2) формирование весьма позитивных тенденций развития мировой экономики и международных отношений;

3) благоприятное соотношение качества совпадающих и несовпадающих интересов членов объединения;

4) крайне высокую степень заинтересованности участников в продолжении работы БРИКС.

Эндогенные параметры: отмечается существование сбалансированной системы взаимодействия между всеми институтами уровня БРИКС; форсированная институционализация приводит к интенсификации экономических, торговых и инвестиционных отношений на многостороннем и двустороннем уровнях; на базе БРИКС формируется сеть взаимодействующих региональных интеграционных объединений на четырех континентах28 29 (страны БРИКС являются активными членами региональных интеграционных группировок30); формируются императивы создания в пространстве БРИКС режима Зоны свободной торговли, на стартовом этапе соглашение носит упрощенный характер, затем в ходе взаимодействия приобретает более комплексные характеристики.

Экзогенные параметры: за счет трансформации БРИКС в международную организацию формируется международная правосубъектность группы; объединение вступает в международные отношения в качестве независимого субъекта международного права31; алгоритм его международного позиционирования прежде всего заключается в налаживании межцивилизационного диалога; группа играет определяющую роль в консолидации незападного мира; в рамках группы формируется цивилизационный принцип лидерства, предполагающий базовую роль каждой из стран БРИКС, в налаживании межцивилизационного взаимодействия; Бразилия представляет латиноамериканский ареал, Россия - православный, Индия - индуистский, Китай - синский, ЮАР - африканский; формируются предпосылки для равноправного представительства всех цивилизаций в глобальном управлении; происходит расширение БРИКС на крупную мусульманскую страну; данное обстоятельство завершает незападную цивилизационную картину БРИКС; вслед за падением экономической и политической значимости стран «коллективного Запада» ослабляется роль западной цивилизации в международном развитии; западные страны предпринимают коллективные попытки по консервации системы институтов глобального управления, однако устойчивый рост влияния стран БРИКС приводит к смене парадигмы западной политики от конфронтации к диалогу; запускается формат БРИКС - США; укрепляется и получает практическое измерение деятельности уже существующий формат консультаций БРИКС - ЕС; на одном из саммитов «пятерки» принимается доктринальный документ, обозначающий общее видение лидеров БРИКС относительно основ нового мирового порядка, который предполагал бы гармоничное взаимодействие между всеми цивилизациями и экономиками, сбалансированное и гео-графически репрезентативное распределение механизмов глобального управления; в документе основополагающее место занимают такие категории, как «гармония», «баланс цивилизаций», «многосторонность», «невмешательство»; все страны БРИКС становятся постоянными членами Совета Безопасности ООН, играют лидирующую роль в международных финансовых организациях; БРИКС коллективно разрабатывает и реализует «аутрич» концепцию, направленную на укрепление диалога группы с гражданским обществом, усиление инклюзивных тенденций на площадке объединения.

 

Подведем итоги. Описанное выше современное состояние четырех базовых факторов, оказывающих определяющее воздействие на перспективы развития БРИКС (ресурсные возможности и внутренняя социально-экономическая и политическая ситуация в каждой из стран-членов; общие тенденции развития мировой экономики и международных отношений; соотношение качества совпадающих и несовпадающих интересов членов объединения; степень заинтересованности участников в продолжении работы), позволяет ранжировать вероятность наступления предложенных сценариев до 2030 года.

Набор негативных сценариев (1.«Распад»; 2.«Формальное существование») представляется маловероятным к наступлению. Сценарий 1 предполагает наименьший уровень вероятности. Распад БРИКС не отвечает стратегическим интересам стран-членов, будет восприниматься как провал внешней политики руководства каждой из стран. Деградация БРИКС до формального объединения также будет восприниматься как неудача руководства стран группы, однако с относительно менее существенной негативной коннотацией.

Инерционный сценарий предполагает сохранение текущей динамики взаимодействия без значительных изменений и характеризуется достаточно высоким уровнем вероятности.

Сценарий 4 («Укрепление») предполагает высокий уровень вероятности. При этом сценарий 4.1. («БРИКС как альянс реформаторов международной финансово-экономической архитектуры») характеризуется относительно более высоким уровнем вероятности по сравнению со сценарием 4.2 («БРИКС как альянс реформаторов системы международных отношений»). Возможности эффективного участия группы БРИКС в реформе международной финансово-экономической архитектуры превосходят шансы реформирования группой системы международных отношений в целом.

Сценарий 5 («Межцивилизационный статус») представляется маловероятным к наступлению, так как предполагает чрезвычайно активное развитие формата БРИКС, формирование на базе группы полноформатной международной организации до 2030 года. Данные изменения предполагают частичную потерю государственного суверенитета странами-членами. Указанная перспектива слабо гармонирует с интересами стран БРИКС.

Отмечается потенциал ранжирования предложенных сценариев от наиболее вероятного к наименее вероятному:

1. Сценарий 4, подсценарий 4.1. «БРИКС как альянс реформаторов международной финансово-экономической архитектуры»;

2. Сценарий 3. «Инерционный»;

3. Сценарий 4, подсценарий 4.2. «БРИКС как альянс реформаторов системы международных отношений»;

4. Сценарий 2. «Формальное существование»;

5. Сценарий 5. «Межцивилизационный статус»;

6. Сценарий 1. «Распад».

 

 

1http://www.project-syndicate.org/commentary/why-brics-will-not-work-by-joseph-s--nye

2http://www.project-syndicate.org/blog/dipping-brics

3http://www.project-syndicate.org/commentary/the-brics-and-global-economic-leadership-by-dani-rodrik

4Луков В.Б. Россия в клубе лидеров. М.: Научная книга, 2002. С. 143.

5Комплексный системный анализ, математическое моделирование и прогнозирование развития стран БРИКС: Предварительные результаты/ А.А.Акаев, А.В.Коротаев, С.Ю.Малков. М.: Красанд, 2014. С. 190.

6Там же. С. 193.

7Там же. С. 194.

8Там же. С. 195.

9Там же. С. 197.

10Там же. С. 199.

11http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2013/01/pdf/text.pdf

12BRICS and Development Alternatives: Innovation Systems and Policies /J.Cassiolato, V.Vitorino, London: Anthem Press, 2011. P. 16-17.

13Strenger N. Understanding BRICs.A Closer Look at the Predicted Development of Brazil, Russia, India and China as a Group.Termpaper, 2011. P. 5.

14Пелевина К.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Тенденции развития торгово-экономического сотрудничества стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР).

15Жариков М.В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Маркетинговые стратегии корпораций стран БРИК на внешнем рынке. 2010.

16http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2013/01/pdf/text.pdf

17Комплексный системный анализ…

18Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить / Под общ.ред. С.А.Ка-раганова. М.: Русь-Олимп, 2008.

19Суслов Д.В. Кризис управляемости международной системы // Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего / Под общ.ред. С.А.Караганова. М.: Культурная революция, 2007; Суслов Д.В.Можно ли управлять миром // Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить / Под общ.ред. С.А. Караганова. М.: Русь-Олимп, 2008. С. 143.

20http://www.brics.utoronto.ca/docs/130327-rousseff-statement.html

21http://ru.g20russia.ru/news/20130906/782797054.html

22http://www.thehindu.com/news/national/brics-moves-towards-creating-fund-to-steady-market/article5097807.ece

23http://english.peopledaily.com.cn/90883/8392492.html

24http://www.iol.co.za/business/news/brics-influence-is-felt-zuma-1.1565248#.UoygD9Kndu8

25БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития. М.: РУДН, 2013. С. 8-9.

26Laying the BRICS of a New Global Order: From Yekaterinburg 2009 to eThekwini 2013. /Kornegay F., Bohler-Muller N. Africa Institute оf South Africa, 2013. P. 1-37.

27Шарко С.В. Геополитические аспекты БРИКС// Китай в мировой и региональной политике. История и современность/ Под ред. Е.И.Сафронова. М.: ИДВ РАН, 2011. С. 79.

28http://www.vip-premier.ru/inside.php?action=statia&id=7146&pid=681

29Kobayashi-Hillary M. Building a Future with BRICS: The Next Decade for Offshoring. Springer, 2008. P. 3.

30Страны БРИКС в современной мировой экономике / Е.Ф.Авдокушин, М.В.Жариков. 
М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. С. 340.

31Мартынов Б.Ф. БРИКС: потенциал правового взаимодействия// Правовые аспекты БРИКС/ Отв. ред. Т.А.Алексеева, П.Каталано. СПб.: НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), 2011. С. 68-79.

Версия для печати