1. Выступая в Совете Безопасности ООН, Постоянный представитель Великобритании Марк (Mark Grant) Грант 7 августа 2013 г. сказал следующее: «Министр иностранных дел Кубы от лица Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна заявил, что уважение права самоопределения является основополагающим принципом Сообщества. Великобритания также придает особую важность этому принципу, закрепленному в Уставе ООН. В марте этого года жители Фолклендских/Мальвинских островов воспользовались своим правом самоопределения в ходе референдума и большинством голосов выступили за то, чтобы острова оставались заморской территорией Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Нельзя не учитывать мнение жителей островов. Вопрос о суверенитете Фолклендских/Мальвинских островов не может решаться вопреки желанию самих островитян».
2. В своем меморандуме, представленном в Международный суд ООН, британское правительство заявило: «Отделение части государства само по себе не противоречит международному праву». И там же: «международное право в целом не запрещает отделение и не содержит гарантий целостности государств перед лицом внутренних движений, которые могут вести к отделению или независимости при поддержке соответствующих народов». Уже на устных слушаниях в Суде выступавший от имени Лондона Джеймс Кроуфорд уверял: «Устав ООН не содержит положений о правомерности или неправомерности деклараций независимости, принимаемыми какими-либо группами лиц внутри существующего государства».
3. Франция по сути отторгла остров Майотта от Федеративного государства Коморских Островов и подчинила Майотту напрямую Парижу. Великобритания сохранила своей контроль над архипелагом Чагос, назвав его «Британской территорией в Индийском океане», после провозглашения независимости Маврикия. Не удивительно: американская военная база Диего-Гарсия остается ключом к контролю над Индийским океаном. Лишение Маврикия суверенитета над архипелагом Чагос не признается большинством государств мира, включая Россию. Однако это не мешает Великобритании де-факто владеть архипелагом, а Соединенным Штатам – использовать его в военных целях, игнорируя позицию Маврикия.
Соединенные Штаты для таких случаев (в частности, в Микронезии и в Карибском море) используют формулировку о государствах или территориях, «свободно ассоциированных с Соединенными Штатами», в то время как по сути это части США.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs